Файл: Организация и управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день не существует общепризнанного понятия управления конкурентоспособностью. В экономической литературе понятие конкурентоспособности имеет различные интерпретации, по-разному анализируется, в частности в зависимости от того, к какому экономическому объекту оно применяется. Объектом же может выступать как национальная экономика в целом, так и та или иная отрасль, предприятие или фирма.

Возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности фирмы, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Так как конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции (товаров или услуг), возрастает значение свойств (качеств), сообщаемых продукции фирмой, изготовившей и продающей ее на рынке.

На уровень конкурентоспособности фирмы значительное воздействие оказывают научно - технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства.

Анализ конкурентных позиций фирмы на рынке предполагает выяснение факторов, воздействующих на отношение покупателей к фирме и ее продукции и как результат - изменение доли фирмы в продажах на конкретном рынке: национальном, отраслевом или мировом рынке.

В рыночной экономике анализ конкурентоспособности фирмы приобретает особое значение, что связано, прежде всего, с главной целью деятельности любого предприятия – получение прибыли. Только высоко конкурентоспособное предприятие сможет стремительно занимать основные позиции на рынке и получить запланированный уровень прибыли.

Актуальность управления конкурентоспособностью предприятия обоснована следующим. Грамотная организация подхода к оценке конкурентоспособности предприятия позволяет выявить наиболее и уязвимые области работы предприятия по сравнению с основными конкурентами и улучшить их за счет внедрения новых проектов. Это положительно влияет на финансовые показатели работы, формирует устойчивое положение на рынке, способствует привлечению новых клиентов, росту выручке и обеспечивает минимизацию риска банкротства и разорения. Оценка конкурентоспособности позволяет выявить ряд преимуществ у конкурентов и достичь их уровня.

Конкурентоспособность можно определить как способность некоторого класса объектов (товар, предприятие, страна) занимать некоторую рыночную нишу. Конкурентоспособность характеризует степень соответствия отдельного класса объектов определенным рыночным потребностям: предложение (товар) –спросу, предприятие – возможности обеспечить конкурентные преимущества, страна – экономической и социальной модели.


До настоящего времени не существует разработанной методики оценки уровня конкурентоспособности предприятия, позволяющей четко и оперативно определять конкурентные позиции одного предприятия на товарном рынке по сравнению с другими. Мнения ученых в отношении терминологии конкурентоспособности весьма расходятся, поэтому до настоящего времени не существует даже общепризнанного понятия «конкурентоспособность предприятия». Отсутствует приемлемый набор показателей, который может быть положен в основу методики определения конкурентоспособности предприятия. Чаще всего понятие «конкурентоспособность предприятия» сводят к «... способности предприятия производить конкурентоспособный товар», но многие авторы все же с этим не согласны. Учитывая то, что в настоящее время предприятия могут производить различные виды продукции и одновременно работать на различных товарных рынках, уровень конкурентоспособности предприятия и уровень конкурентоспособности продукции, производимой им, не совпадают.

Проблема конкуренции и конкурентоспособности организаций (фирм) положена в основу трудов многих зарубежных и отечественных учёных, таких как А.Хайек, И.Шумпетер, М. Портер, А. Н. Романов, Г.Л. Азоев, Г.Ю.Юданов, П.В. Забелин, Р.А.Фатхутдинов и др.

Целью данной работы является анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности организации;

- провести оценку конкурентного положения предприятия.

Объект исследования - ООО «Торговый Дом «Успех».

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области маркетинга, коммерческой деятельности, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Сущность и содержание конкурентоспособности


Одна из важнейших предпосылок экономического возрождения России – стабилизация и рост производства во всех отраслях, на каждом отдельно взятом предприятии. Тем не менее нужен рост не любого производства и любой ценой, а рост с учетом его конкурентоспособности. И для самих предприятий повышение уровня их конкурентоспособности – жизненно важная задача.

Однако для решения подобных задач необходимо иметь представление о том, что являет собой конкурентоспособность, которая многомерна и неоднозначна. В зарубежной и отечественной литературе существует масса подходов к определению данного понятия.

По мнению американского ученого, члена Комиссии по конкурентоспособности в промышленности при президенте США М. Портера, пока не существует общепринятого определения конкурентоспособности, поэтому сущность категории конкурентоспособность пока не ясна и может иметь весьма различные трактовки в зависимости от конкретных условий.

П.В. Забелин, Н.К. Моисеева дают определение конкурентоспособности как «способности приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса»[1]. Недостаток данного определения состоит в том, что акцент сделан на рентабельность производства и на стоимостные характеристики товара, что не дает возможность получить представление ни о составе и структуре конкурентоспособности, ни о том, что и как ее формирует.

При анализе конкурентоспособности хозяйствующего субъекта Ю.Т. Бубнов определяет конкурентоспособность как характеристику товара, отражающую его отличие от товара конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение [2].

Недостаток данного определения в том, что оно не учитывает различие степени соответствия товара общественной потребности на различных рынках. Кроме того, конкурентоспособность связана не с отличительными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для клиентов, делающих покупку, что позволяет нам сделать заключение о тесной взаимосвязи конкурентоспособности с потребностями покупателей.

Определение В.Е. Швеца – «конкурентоспособность продукции есть не что иное, как проявление качества продукции в условиях рыночных отношений и определяется способностью продукции быть проданной на конкретном рынке, в максимально возможном объеме и без убытков для изготовителя» – нейтрализует упомянутый выше недостаток[3]. Кроме того, ученый указывает на столь важный фактор конкурентоспособности, как качество продукции.


Р.А. Фатхутдинов также подчеркивает, что «товар или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на конкретном рынке»[4].

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка.

Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. Следовательно, конкурентоспособность является относительной характеристикой объекта, т.е. товар или предприятие, имеющие высокую конкурентоспособность на одном конкретном рынке, могут показать свою полную несостоятельность на другом.

Наиболее часто встречающиеся определения термина конкуренция представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Определения термина конкурентоспособность

Автор

Определение

Романов А.В.

комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров – аналогов.

Андрианов В.Д.

комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик, определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынках.

Словарь

совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию.

Словарь

способность продукции быть более привлекательной для потребителя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.

Перцовский Н.И.

экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли.

Фатхутдинов Р.А.

процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства


Конкурентоспособность является комплексным системным свойством, по-разному проявляющимся на каждом из уровней[5]. Конкурентные отношения включают в себя ряд взаимосвязанных составляющих: существующие конкурентные отношения, косвенные конкурентные отношения и ожидаемая конкуренция в связи с новым продуктом (Рисунок 1).

По М. Портеру, конкурентоспособность можно обеспечить четырьмя способами (Рисунок 2):

1) добиться лидерства в издержках;

2) через дифференциацию товара;

3) концентрация на узком сегменте на основе низких издержек;

4) концентрация на узком сегменте на дифференциации[6].

КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЦЕЛОМ

Ожидаемая конкуренция в связи с новым продуктом

Существующие непосредственные конкурентные отношения

Косвенные конкурентные отношения

С одинаковыми продуктами и использованием тех же каналов и методов сбыта

При одинаковых продуктах и тех же путях и методах сбыта

С одинаковыми продуктами

При одинаковых продуктах, но при наличии разных путей и методов сбыта

С одинаковыми продуктами, но с использованием различных каналов иметодов сбыта

С участием продуктов - заменителей

В одном и том же регионе, в одно и то же время

В разных регионах сбыта и в разное время

Современный этап развития федерализма в России характеризуется ростом межрегиональной конкуренции и выражается в поиске путей повышения эффективности государственного управления по обеспечению, прежде всего, лучших условий для ведения бизнеса, привлечения частных инвестиций и финансовых ресурсов федерального центра. Конкурентоспособность рассматривается на микро-, мезо-, макро- и глобальном уровне в двух формах: потенциальной и фактической. Показательно, что разница между ними определяется внешними условиями экономической деятельности (воспроизводства), которые могут способствовать или препятствовать стремлению субъектов предпринимательской деятельности к наиболее полному раскрытию конкурентоспособности[1]. Трансформация направлений развития экономики России, связанных с переходом к инновационным подходам, настоятельно требует изменений в сфере организации и функционирования всего сектора государственного управления, в том числе модернизации и применения новых концептуальных подходов к управлению государственными финансами[2]. Таким образом, качество государственного управления становится ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность экономической системы и напрямую зависящим от уровня проработки последствий управленческих решений, а научное обоснование выбора пути обеспечения конкурентоспособности становится необходимым условием эффективности государственного управления.