Файл: Современная нормативно-законодательная база защиты государственной тайны.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 644

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с законом;

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законом;

ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Постановлением Правительства РФ утвержден Типовой договор об оформлении допуска к государственной тайне, являющийся приложением к трудовому договору, и Постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1003 утверждено Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне.

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за разглашение государственной тайны, например, статьями 275, 276, 283, 284 предусмотрены следующие меры наказания:

За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены – установлено наказание в виде ареста на срок от 4 до 6 месяцев либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. При утрате документов, содержащих государственную тайну, если это произошло по неосторожности и привело к наступлению тяжких последствий, установлено наказание, связанное с ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.


Система защиты государственной тайны

Средства и методы защиты государственной тайны

B общем смысле защита информации — комплекс мероприятий, проводимых собственником информации, по ограждению своих прав на владение и распоряжение информацией, созданию условий, ограничивающих ее распространение и исключающих или существенно затрудняющих несанкционированный, незаконный доступ к засекреченной информации и ее носителям.

Защита информации разбивается на решение двух основных групп задач:

своевременное и полное удовлетворение информационных потребностей, возникающих в процессе управленческой, инженернотехнической, маркетинговой и иной деятельности, т.е. обеспечение специалистов организаций, предприятий и фирм секретной или конфиденциальной информацией; ограждение засекреченной информации от несанкционированного доступа к ней соперника, других субъектов в злонамеренных целях.

При решении первой группы задач (обеспечение специалистов информацией) учитывается, что специалисты могут использовать как открытую, так и засекреченную информацию. Снабжение специалистов открытой информацией ничем не ограничивается, кроме ее фактического наличия. При снабжении же их засекреченной информацией действуют ограничения: наличие соответствующего допуска (к какой степени секретности информации он допущен) и разрешение на доступ к конкретной информации.

B решении проблемы доступа специалиста к соответствующей засекреченной информации всегда существуют противоречия: с одной стороны, надо максимально ограничить его доступ к засекреченной информации и тем самым уменьшить вероятность утечки, а с другой — наиболее полно удовлетворить потребности специалиста в информации, в том числе и засекреченной, для обоснованного решения им служебных задач.

B обычных, т.е. не режимных, условиях, специалист имеет возможность использовать в целях решения стоящей перед ним проблемы разнообразную информацию: ретроспективную, узко- и широко-тематическую, отраслевую и межотраслевую, фактографическую и концептуальную. При обеспечении специалиста засекреченной информацией возможности доступа к ней ограничиваются двумя факторами: его служебным положением и решаемой специалистом в настоящее время проблемой.


Вторая группа задач (ограждение защищаемой информации от несанкционированного доступа к ней соперника) включает определенные условия:

защита информационного суверенитета страны и расширение возможности государства по укреплению своего могущества за счет формирования и управления развитием своего информационного потенциала;

создание условий эффективного использования информационных ресурсов общества;

обеспечение безопасности защищаемой информации:

предотвращение хищения, утраты, несанкционированного уничтожения, модификации, блокирования информации и т.п., вмешательства в информацию и информационные системы;

сохранение секретности или конфиденциальности засекреченной информации в соответствии с установленными правилами ее защиты, в том числе предупреждения ее утечки и несанкционированного доступа к ее носителям;

сохранение полноты, достоверности, целостности информации и массивов и программ обработки;

недопущение безнаказанного растаскивания и незаконного использования интеллектуальной собственности, принадлежащей государству.

При рассмотрении проблем защиты информации часто затрагивается вопрос о режиме секретности, т.е. конфиденциальности, который тесно примыкает к понятию защита информации, переплетается с ним, а иногда и отождествляется. Режим секретности является частью системы защиты засекреченной информации, а точнее, это реализация системы защиты информации для конкретного объекта или одного из его структурных подразделений или конкретной работы.

Основное назначение режима секретности — обеспечить соответствующий уровень защиты информации, так как чем выше степень ее секретности, тем устанавливается и более высокий уровень ее защиты и соответствующий режим секретности. Режим секретности — это не регламентация правовых норм и правил защиты сведений, а реализация на конкретном объекте действующих норм и правил защиты сведений, составляющих государственную тайну; установленных и регламентированных соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами.

Режим секретности включает следующие основные группы мер:

разрешительную систему, определяющую порядок доступа в служебных целях конкретных сотрудников к определенной защищаемой информации и в конкретные помещения, где ведутся конфиденциальные или секретные работы;

порядок и правила делопроизводства с секретными или конфиденциальными документами и иными носителями защищаемой информации, при этом возможно разделение потоков документальной информации по степени секретности сведений, содержащихся в документах, а также разделение потоков информации, документов, содержащих государственную и коммерческую тайну;


установление пропускного и внутри объектового режима, соответствующего степени секретности информации, имеющейся на объекте;

воспитательно-профилактическую работу, уровень и содержание которой должны соответствовать уровню требуемой защиты информации с целью предотвратить или значительно уменьшить риск утечки засекреченной информации через сотрудников объекта, работающих с такой информацией.

B рамках установленного на объекте режима секретности проводятся все остальные мероприятия по защите сведений, составляющих государственную тайну.

По объему защищаемой информации, принадлежащей одному собственнику, сведения, составляющие государственную тайну, значительно превосходят другие виды охраняемых тайн и в частности, коммерческую тайну. Однако суммарный объем защищаемой коммерческой информации, составляющей определенную тайну, может быть не меньше, чем объем сведений, составляющих государственную тайну.

B ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» дано определение системы защиты этой тайны: «Под системой защиты государственной тайны понимается совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях». Таким образом, в систему защиты сведений, отнесенных к государственной тайне, и их носителей входят следующие элементы: органы защиты государственной тайны; средства и методы защиты государственной тайны; проводимые мероприятия.

Под защитой сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей будет пониматься деятельность органов защиты этой тайны, направленная на обеспечение безопасности информации, отнесенной к государственной тайне, предотвращение ее утечки и ее максимально эффективное использование.

Главным субъектом, осуществляющим защиту сведений, составляющих государственную тайну, является государство в лице его высших органов власти и управления, которое располагает всей полнотой властных полномочий по решению задач защиты государственной тайны. Однако в государстве, этом сложном механизме, существует определенная иерархия органов, учреждений, организа­ций, предприятий и других структурных подразделений, должностных лиц и исполнителей, которые в ходе выполнения служебных обязанностей сталкиваются с проблемой ее защиты. Каждый из этих участвующих в защите информации субъектов, наделяется соответствующим объемом прав и обязанностей, необходимых для решения задач по эффективной защите сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей. B ст. 4 Закона РФ «О госу­дарственной тайне» определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц (парламента, Президента и Правительства Российской Федерации и др.) в области отнесения сведений к государственной тайне и их защите. Распоряжением Президента РФ № 73-рп от 11 февраля 1994 г. утвержден Перечень должностных лиц, органов власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.


Органы государственной власти и управления создают нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность по защите сведений, отнесенных к государственной тайне. Координация деятельности по разработке и выполнению государственных программ, подготовке нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне, возложена на Межведомственную комиссию. Каждый орган и должностное лицо наделяются полномочиями по проведению организационно-правовых мероприятий по защите государственной тайны.

Система защиты государственной тайны в стране складывалась постепенно. Постоянно совершенствуясь и усложняясь, она приобрела тот вид, который существует в настоящее время. Эта система имеет как весьма значительные преимущества, так и недостатки. Ha системе защиты информации всегда лежит отпечаток сложившихся в государстве общественных отношений. Для нас обычно характерными являются: бюрократизированность процедур и технологии засекречивания, обработки, хранения и рассекречивания информации; экстенсивность развития структур системы защиты секретной информации; слабая восприимчивость к потребностям научно­технического прогресса.

В систему защиты государственной тайны включаются, кроме мер, осуществляемых непосредственно в местах сосредоточения и обращения сведений, составляющих эту тайну, также проводимые государством мероприятия и устанавливаемые административно­правовые режимы: борьба со шпионажем и разглашением государственной тайны; охрана государственных тайн в печати; пограничный режим; режим въезда и передвижения иностранцев; режим выезда специалистов в служебные командировки за границу.

Они включаются как составные элементы в систему защиты государственной тайны и в большинстве своем играют роль препятствия, преграды на возможных каналах утечки секретной информации.

Рассматривая проблемы деятельности по защите государственной тайны, можно сформулировать ряд факторов, которые предопределяют ее формирование и состояние. Организация деятельности по защите государственных секретов в стране зависит от военно-политической обстановки в мире и стране. Обострение международной обстановки обычно приводит к усилению деятельности спецслужб противоборствующих сторон и соответственно к ужесточению принимаемых мер по защите своих секретов.

Уровень защиты секретной информации в определенной степени должен соответствовать важности этой информации для собственника и интенсивности действий потенциального противника по добыванию секретов о нашем государстве. Защита секретов должна носить превентивный характер: меры защиты секретной информации должны предупреждать возможность несанкциониро­ванного доступа к засекреченной информации и возможные вредные последствия, которые могут наступить в случае утечки секретной информации.