Файл: Проектирование информационных систем - Развитие и подготовка сотрудников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время компьютерные технологии все глубже входят в нашу жизнь. За последние несколько лет производительность персональных компьютеров возросла в несколько раз, а стоимость, наоборот снизилась. Такие перемены создают оптимальные условия для распространения информационных технологий. Сейчас персональные компьютеры есть практически в каждом доме, скорость вычислений компьютеров достигает миллионов операций в секунду. С помощью компьютерных программ организовывают не только хранение данных и формирование шаблонных документов, но и создают информационные системы для составления различных прогнозов, помогают решать задачи планирования деятельности и управления как всем предприятием, так и отдельными его подразделениями.

Цель курсовой работы – проектирование информационной системы для реализации бизнес-процесса «Развитие и подготовка сотрудников» на примере компании ООО «Дивизион».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать текущую организацию бизнес-процесса развития и подготовки сотрудников в отделе по работе с персоналом компании ООО «Дивизион» и возникающего при его выполнении документооборота;
  • выбрать и обосновать проектные решения по информационному и программному обеспечению;
  • составить информационную модель проектируемой информационной системы;
  • разработать базу данных и программные модули ИС;
  • описать контрольный пример реализации проекта.

1 глава. Аналитическая часть

1.1. Выбор комплекса задач автоматизации

ООО «Дивизион» существует с 2003 года. Компания представляет собой сеть розничных магазинов электронных устройств: мобильных телефонов, планшетов, фотоаппаратов, mp3-плееров и т.д. Компания имеет 23 розничных точки продаж, управляет которыми центральный офис.

Организационную структуру рассматриваемого предприятия можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 1.

Рисунок 1. Организационная схема предприятия

Организационная структура включает в себя следующие подразделения:

  • Бухгалтерия;
  • Отдел кадров;
  • Склад;
  • Розничные точки продаж;
  • Отдел закупок;
  • IT-отдел.

Руководитель – директор компании, которому подчиняются начальник соответствующих структурных подразделений.


Отдел кадров, деятельность которого и является предметом исследования, выполняет обеспечивающую функцию: главная задача работников отдела – поиск новых сотрудников, подготовка новичков, повышение квалификации работников, ведение всей необходимо кадровой документации в соответствии с трудовым кодексом РФ.

1.2. Характеристика существующих бизнес – процессов

Для того, чтобы выделить основные бизнес-процессы, составляющие деятельность отдела кадров, воспользуемся функционально-структурным моделированием деятельности. В качестве основной методологии выступает IDEF0.

Методологию IDEF0 создали американские военные для того, чтобы более успешно тиражировать бизнес-процессы на предприятиях аэрокосмической промышленности. В свое время военные столкнулись с проблемой следующего типа.

При проектировании деятельности заводов было замечено, что каждый раз сотрудники выполняют одни и те же действия при проектировании подсистем управления, на что уходило много дополнительного времени и ресурсов. Поэтому возникла идея разработать новый язык, или чертеж, при помощи которого сотрудники могли бы описать типовые подсистемы управления и при создании нового завода использовать эти наработки. Язык, которые был создан для этих целей, лег в основу методологии описания бизнес-процессов на предприятиях IDEF0.

Данная методология описания бизнес-процессов предполагает указание не только входов и выходов, но дополнительных входов. Всего в данном стандарте выделяют три типа входа: первый так и называется вход, второй – управлением, а третий – механизмами.

Стандарт IDEF0 регламентирует с помощью входа (первый тип входных данных) показывать объекты, которые преобразуются в данным бизнес-процессе, это могут быть информационные и материальные потоки. С помощью управления (второй тип) показывают объекты, которые управляют выполнением бизнес-процессам. С помощью механизмов (третий тип) необходимо показывать объекты, которые непосредственно осуществляют данный бизнес-процесс: сотрудники, технические средства, информационные системы. На выходе бизнес процесса показывают результат его выполнения.

На первом этапе построения IDEF0-модели система представляется как единое целое. Основная цель данного этапа – выявить входные и выходные данные, а также механизмы и правила для данной системы. Диаграмма данного этапа называется контекстной, которая изображена на рисунке 2 (для построения диаграмм использовалось CASE- средство AllFusion Process Modeler 7).


Рисунок 2. Контекстная диаграмма деятельности отдела кадров

По мере необходимости сотрудники подразделений сообщают в отдел кадров о необходимости поиска и найма того или иного сотрудника, такие заявки и выступают в роли входных данных. Также в качестве входных данных деятельности отдела кадров выступают отклики на объявления о свободных вакансиях от соискателей работы и предложения от коуч-тренеров, которые проводят разнообразные тренинги и мастер-классы.

Выходными данными выступают обученные сотрудники, расписание тренингов и мастер-классов и отчеты о деятельности отдела кадров. Всю деятельность выполняют сотрудники отдела кадров.

Следующий этап построения структурно-функциональной модели в нотации IDEF0 – декомпозиция контекстной диаграммы на составляющие. Диаграмма декомпозиции исследуемой деятельности приведена на рисунке 5.

Рисунок 3. Диаграмма декомпозиции

Деятельность отдела кадров, связанную с развитием и подготовкой сотрудников можно разделить на пять этапов:

  • поиск и подбор кадров;
  • подготовка новичков;
  • формирование программы развития;
  • повышение квалификации сотрудников (непосредственно проведение мастер-классов и тренингов);
  • формирование периодических отчетов.

1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи

В процессе выполнения бизнес-процесса развития и подготовки сотрудников формируется основной документ – это расписание мастер-классов и тренингов. Сначала он выглядит в виде обычного списка мероприятий, которые можно провести за какой-то период (обычно расписание составляется на месяц). Затем, сотрудники отдела кадров собирают потребности сотрудников, на их основе формирует список планируемых мероприятий, после чего из этого списка формируют расписание, в котором указана дата проведения мастер-класса или тренинга, место его проведения (чаще всего – это конференц-зал в главном офисе компании), тема, по которой будет проходит обучение, его продолжительность и т.п..

Схема документооборота приведена на рисунке 4.

Рисунок 4. Схема документооборота расписания мероприятий

1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению

Информационное обеспечение комплекса задач, которые поставлены перед данным проектом организовано в виде реляционной базы данных, в которой хранится вся информация, необходимая для автоматизации процесса развития и подготовки сотрудников.


Существуют определенные правила создания и проектировании базы данных для нужд какой-либо организации:

  • База данных должна содержать в себе все необходимые для работы организации данные, хранимая информация должна быть в актуальном состоянии;
  • База данных должна обеспечивать доступ ко всей информации за приемлемое время, то есть отвечать заданным требованиям производительности;
  • База данных должна удовлетворять выявленным и вновь возникающим требованиям конечных пользователей;
  • База данных должна иметь возможности расширения, на случай расширения сферы деятельности организации;
  • База данных должна легко изменяться при изменении программной и аппаратной среды;
  • Данные, которые загружаются в базу данных, должны быть корректными, поэтому при добавлении данных должна проводиться проверка вводимых данных;
  • Доступ к информации, хранимой в БД должны иметь только лица и сотрудники организации, имеющие на это соответствующие полномочия и должностные обязанности;
  • Работа с базой данных не должны вызывать трудностей у пользователей, для этого обязательно нужен дружественных интерфейс.

Реляционная модель базы данных – это такая модель, где БД – совокупность отношений, содержащих всю информацию, которая должна храниться в БД. Однако пользователи могут воспринимать такую базу данных как совокупность таблиц.

Входными данными для проектируемой информационной системы автоматизации процесса развития и подготовки сотрудников выступают данные о мероприятиях, которые планируется провести (мастер-классы, тренинги и т.п.).

Всего в информационной системе используется пять справочников:

  • сотрудники (они же пользователи ИС);
  • роли пользователей;
  • отделы сотрудников;
  • типы мероприятий;
  • статусы мероприятий;
  • должности.

Выходными данными информационной системы выступает расписание мероприятий и отчет о работе отдела кадров.

Для каждого сотрудника, пользователя, мероприятия и других данных используются идентификаторы, предназначенные для идентификации каждой записи в таблице БД.

Описание используемых идентификаторов приведено в таблице 1.

Таблица 1

Используемые идентификаторы

№ пп

Наименование кодируемого множества объектов

Значность кода

Мощность кода

Система кодирования

1

Идентификационный номер пользователя

4

9999

Порядковая

2

Идентификационный номер роли пользователя

4

9999

Порядковая

3

Идентификационный номер мероприятия

4

9999

Порядковая

4

Идентификационный номер отдела сотрудника

4

9999

Порядковая

5

Идентификационный номер должности сотрудника

4

9999

Порядковая

6

Идентификационный номер статуса мероприятия

4

9999

Порядковая

7

Идентификационный номер типа мероприятия

4

9999

Порядковая


1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению

Программное обеспечение – это совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, в том числе: операционная система, системы программирования, инструментальные средства программиста, тестовые и диагностические программы, программные средства телекоммуникации, защиты информации, функциональное программное обеспечение (автоматизированные рабочие места, системы управления базами данных и т. п.).

Для реализации информационной системы автоматизации взаимоотношений с клиентами необходимо выбрать язык программирования для создания пользовательского интерфейса и систему управления базой данных для создания базы данных.

В качестве языка программирования был выбран язык php.

PHP (PersonalHomePageTools – «Инструмент для создания персональных веб-страниц») – является скриптовым языком программирования общего пользования, используемый для создания Web-приложений. В данный момент времени поддерживают подавляющие большинство хостинг-провайдеров и стал одним из ведущих языком программирования, использующих для разработки динамических Web-сайтов.

Популярность языка в создании web-сайтов определяется наличием большого набора средств предназначенных на разработку web-приложений. Основные из них:

  • автоматически извлекаемые GET и POST -параметров, а также переменных окружения веб-сервера в предопределённые массивы;
  • взаимодействует с очень большим количеством разныхСУБД (MySQL, SQLite,MySQLi, Oracle (OCI8), PostgreSQL, Microsoft SQL Server и пр.);
  • автоматическая отправка HTTP-заголовков;
  • работает с HTTP-авторизацией;
  • работает с сессиями и cookies;
  • работает с удалёнными и локальными файлами, сокетами;
  • обрабатывает файлы, загруженные на сервер;

В качестве системы управления базой данных была выбрана СУБД MySQL.

MySQL – разработка шведской компании MySQL AB. СУБД MySQL является программным обеспечением с открытым исходным кодом, распространяемым по лицензии GNU (GPL) и коммерческой лицензии для ситуаций, не подпадающих под действие лицензии GPL.

MySQL поддерживает реляционную модель данных, т. е. представляет собой реляционную СУБД.

Основные достоинства СУБД MySQL:

  • Высокое качество – MySQL характеризуется устойчивой работой.
  • Наряду с Oracle, MySQL считается одной из самых быстрых СУБД в мире.
  • Открытый код доступен для просмотра и модернизации, что позволяет постоянно улучшать программный продукт.
  • СУБД MySQL, разработанная с использованием языков C/C++, протестирована на многих платформах, среди которых Windows, Linux, FreeBSD, Mac OS X, OS/2, Solaris и др.
  • MySQL поддерживает API (Application Programming Interface, программный интерфейс приложения) для С, C++, Eiffel, Java, Perl, PHP, Python, Ruby и Tcl. MySQL можно успешно применять как для построения Web-страниц с использованием Perl, PHP и Java, так и для работы прикладной программы, созданной с использованием Delphi, Builder C++ или платформы .NET.4
  • СУБД MySQL предоставляет широкий выбор типов таблиц, в том числе и сторонних разработчиков, что позволяет реализовать оптимальную для решаемой задачи производительность и функциональность.
  • Локализация в MySQL выполнена корректно. У пользователя, как правило, не возникает проблем при обработке русского содержимого БД