Файл: Механизм перераспределения мировых финансовых ресурсов (Современные риски для мировой экономики).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, РИСКИ
1.1 Понятие, функции и особенности Международного Финансового Рынка
1.2 Структура и участники Международного финансового рынка
1.3 Современные риски для мировой экономики
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА
2.1 Последствия мирового финансового кризиса
2.2 Влияние стихийных бедствий на МФР
2.3 Российский как часть финансового рынка
Глава 3. Проблемы и перспективы развития финансового рынка
3.1 Обзор поведения стран в 2016 году
3.2 Будущее мировой экономики: дорогой доллар и нестабильность
рынок синдицированных еврокредитов позволяет международным заемщикам осуществлять фондирование в форме банковских кредитов сразу из нескольких стран. Финансовыми центрами являются Лондон, Франкфурт, Цюрих, Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур и др.;
рынки еврооблигаций и еврокоммерческих и других долговых бумаг. Международные заемщики получают доступ к кредитным ресурсам инвестиционных фондов, хеджфондов, взаимных фондов, пенсионных фондов, страховых компаний, казначейских департаментов крупных корпораций, частных банков других стран;
рынки производных инструментов, обеспечивающие перемещение финансового капитала через национальные границы и совершение сделок между экономическими агентами - резидентами различных государств.
Вместе с тем мировой финансовый рынок - это система взаимосвязанных рынков: денежного, на котором совершаются операции с долговыми инструментами сроком от 1 дня до 1 года; кредитного, обслуживающего предоставление ссуд на более длительный период; ценных бумаг (эмиссия и купля-продажа последних).
Помимо сроков и форм перемещения ресурсов в структурировании финансового рынка до сих пор имеют значение место совершения операций, характер и степень регулирования сделок. В зависимости от этих критериев различают рынки национальные, иностранные и оффшорные.
К участникам МФР относят национальные правительства, Центральные банки, международные финансовые организации, межнациональные агентства, транснациональные и национальные корпорации, пенсионные фонды, страховые компании.
Крупнейшими участниками мирового финансового рынка являются: Мировой банк, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития.
На мировом рынке капиталов субъекты, связанные понятием "эмитент", объединяются по их кредитным рейтингам.
Инвестиционными объектами принято считать облигации компаний с высокими и устойчивыми показателями доходности и экономического состояния.
С точки зрения эмиссии ценных бумаг основными операторами рынка капиталов выступают крупнейшие банки и корпорации.
В последнее время активную роль на мировых долговых рынках играют центральные банки. Интенсивное накопление валютных резервов данной категории инвесторов приводит к усилению их позиции. Они осуществляют эффективное управление финансовыми ресурсами страны, включая валютную интервенцию. Каждый центральный банк проводит собственную инвестиционную политику. В настоящее время спектр финансовых инструментов весьма расширился, соответственно расширяются и дифференцируются сами инвестиционные портфели центральных банков.
Участников МФР можно классифицировать по следующим признакам:
характер участия субъектов в операциях:
прямые (биржевые члены, соответствующих рынков производных финансовых инструментов, заключающие сделки за свой счет и (или) за счет и по поручению клиентов, не являющихся биржевыми членами, т.е. косвенными участниками);
косвенные.
Цель и мотивы участия:
хеджеры (лицо, страхующее курсовые (ценовые) риски, риски трансфертов, присущие финансовым инструментам, свои активы или конкретные сделки на рынке спот. Обязательствам хеджера, возникающим в ходе сделки, как правило, соответствует реальный финансовый инструмент, которым он располагает в настоящий момент или будет располагать к моменту исполнения контракта);
спекулянты: трейдеры и арбитражеры (лицо, стремящееся получить прибыль за счет разницы в курсовой стоимости базисных активов, которая может возникнуть во времени. У них нет намерения страховать имеющиеся или будущие позиции от курсового риска. Движение курсов, наоборот, является для них наиболее желанным. Спекулянты совершают покупку (продажу) контрактов, с тем, чтобы позднее продать (купить) их по более высокой (низкой) цене).
Типы эмитентов и их характеристики:
международные и межнациональные агентства;
национальные правительства и суверенные заемщики;
региональные органы власти;
муниципальные органы власти;
корпорации, банки, другие организации.
Типы инвесторов и должников:
частные инвесторы (физические лица, осуществляющие операции с ценными бумагами);
·институциональные инвесторы (банки, государственные учреждения, международные финансовые институты, пенсионные и страховые фонды и компании, взаимные инвестиционные фонды, менеджеры вкладов, крупные корпорации).
Страна происхождения/местонахождения субъектов:
развитые страны;
развивающиеся страны;
международные институты;
оффшорные зоны.
1.3 Современные риски для мировой экономики
Тема рисков для мировой экономики в последнее время является весьма актуальной, учитывая характер и масштабы глобального финансового кризиса. Сегодня эти вопросы обсуждаются в двух основных направлениях.
Прежде всего, всех волнует вопрос относительно того, закончился ли текущий кризис, или же мир ожидает вторая волна рецессии. Вероятностью такого развития событий нельзя пренебрегать, о чем говорится на достаточно высоком уровне. Так, по мнению председателя Государственного совета (главы правительства) Китая Вэнь Цзябао, мировая экономика может столкнуться с повторной рецессией на фоне высокой безработицы и рисков на финансовых рынках. В числе факторов риска он также назвал проблемы с государственным долгом в ряде стран, нестабильность обменного курса валют и цены на готовые изделия. Вэнь Цзябао считает, что все это не только препятствует улучшению экономической ситуации, но может даже вновь обрушить мировую экономику. Говоря о китайских компаниях, председатель Госсовета отметил, что многие из них до сих пор получают поддержку от государства. Кстати, в начале 2010 года глава Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан предупредил о возможности "второй волны" глобального экономического спада, поскольку текущее восстановление остается крайне неустойчивым. По мнению главы фонда, повышенный риск для мировой экономики несут сейчас дешевые деньги, заливающие развивающиеся рынки, что чревато образованием новых "пузырей" на рынках активов.
Что касается экспертов, то, например, в специальном докладе Мирового экономического форума выделяется два основных риска.
Это, во-первых, риск фискальных кризисов. Борясь с финансовым кризисом, многие страны сегодня столкнулись с риском выхода государственного долга за безопасные пределы, что, в свою очередь, может оказать сильное давление на реальные процентные ставки в сторону повышения. В самом крайнем случае чрезмерный уровень государственного долга может привести к полномасштабному суверенному долговому кризису. Фактически, эту точку зрения высказали и Стросс-Кан, и Вэнь Цзябао.
Второй риск носит фундаментальный характер. Речь идет о риске недоинвестирования в инфраструктуру. Многочисленные исследования, проведенные в разных странах мира, раз за разом выявляли, что большие сегменты инфраструктуры водоснабжения, энергетики и транспорта структурно несовершенны, что делает их функционально неэффективными. Поэтому необходимы значительные ежегодные инвестиции в инфраструктуру с тем, чтобы избежать катастрофических проблем.
В целом же, по мнению экспертов Мирового экономического форума, ключевыми рисками для мирового сообщества в 2010 году являются дальнейшее падение цен на активы, замедление темпов прироста Китая до менее чем 6% в год, фискальные кризисы, пробелы в глобальном регулировании, хронические болезни и недоинвестирование в инфраструктуру2. Именно комбинация этих рисков при определенных условиях может спровоцировать новые проблемы и потрясения.
Следует признать, что банковско-финансовый сектор в течение последних 10-15 лет пережил серьезную качественную трансформацию.
В целом на основе анализа факторов глобального финансового кризиса на микроуровне можно сделать вывод о том, что банковско-финансовый сектор в течение последних 10-15 лет пережил серьезную качественную трансформацию, и потому сегодня необходимо во многом существенно изменить устоявшиеся взгляды на механизмы его функционирования и связь с другими секторами экономики. По нашему мнению, такими принципиально новыми чертами являются следующие:
1) определяющим процессом развития финансовых инноваций стала секьюритизация, в результате которой возникла искривленная система стимулов поведения рыночных игроков. Сам процесс секьюритизации будет развиваться и в дальнейшем, и поэтому его "рисковый" потенциал требует глубокого и постоянного анализа;
2) сегодня можно говорить о масштабном "размывании" сферы деятельности традиционных банковско-финансовых институтов, когда на поле, например, традиционных банков появились другие финансовые институты, которые взяли на себя практически банковские функции. Таким образом, возникла ситуация, когда деятельность финансовых институтов в "нетрадиционных" для них сферах практически выпала из внимания регуляторов, поскольку такое регулирование традиционно строилось, так сказать, по основным сегментам финансового рынка - банковский сектор, финансовый рынок (ценные бумаги, финансовые посредники и др.), страховые услуги и тому подобное. Конечно, в каждой стране были и остаются свои национальные особенности регулирования финансового рынка в широком понимании этого слова. Но ключевая проблема заключалась в том, что такой подход в институциональном разрезе на определенном этапе оказался несостоятельным с точки зрения надзора за функционированием именно отдельных рынков финансовых и банковских услуг в целом, поскольку, например, банковские услуги, которые предоставлялись небанковскими финансовыми институтами, практически не попадали в сферу надзора центрального банка;
3) следует еще раз отдельно назвать глобализацию финансовых рынков, что на практике означает внедрение элементов иностранной юрисдикции как неотъемлемого компонента текущей деятельности первичных экономических агентов.
Такое положение вещей предопределяет появление полностью конкретных вызовов, прежде всего для регуляторов в плане надзора за деятельностью финансовых институтов и банков. При этом следует отметить, что сегодня речь идет не столько о коррекции имеющихся требований и нормативов, сколько о разработке и внедрении во многом новых подходов к регулированию и надзору, которые строятся на переосмыслении традиционных представлений о функционировании финансового рынка и роли государства в этой сфере экономики.
Отметим, что дискуссия относительно особенностей функционирования современной финансовой системы еще не закончена, но, по нашему мнению, поиски решений будут происходить именно в ранее названных направлениях.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА
2.1 Последствия мирового финансового кризиса
Ситуация на валютном рынке характеризовалась повышенной напряженностью с начала года. Однако причины происходящего менялись на протяжении этого времени.
В январе основным фактором был выход иностранных инвесторов из активов стран с развивающимися рынками, обусловленный действиями денежных властей США и общим замедлением темпов роста экономик этих стран. Всплеск волатильности происходил в целом ряде из них, но ситуация там относительно стабилизировалась. В России, скорее всего, был бы похожий сценарий, но, к сожалению, вмешался политический фактор.
Инвесторы довольно нервно отреагировали на рост политической напряженности на Украине, пик которой пришелся на понедельник, 3 марта.
В этот день утром были приняты два решения, которые были призваны создать условия для стабилизации ситуации.
Первое - подняли ключевую ставку Центрального банка, по которой предоставляется основная ликвидность банковскому сектору, на 1,5 процентного пункта до 7% годовых.
Второе - было принято ежедневно устанавливать параметры интервенций на валютном рынке исходя из оценки текущей ситуации.
И в понедельник увеличился объем накопленных интервенций, необходимых для сдвига коридора бивалютной корзины, более чем в четыре раза - до 1,5 млрд. долларов США. В целом за понедельник продали чуть более 11 млрд. долларов США.
Это помогло ограничить панические настроения и поддержать устойчивость рубля.
Уже к вечеру ситуация на валютном рынке стала нормализовываться. По итогам дня рубль по отношению к основным валютам потерял примерно 1%.
Во вторник продавали гораздо меньше (сократили объем продаж в 36 раз) - около 300 млн. долларов США, и курс рубля за день практически отыграл падение понедельника.
Кроме того, учитывая ситуацию на валютном рынке, Минфин объявил о прекращении покупок валюты в Резервный фонд в связи с ростом волатильности на валютном рынке.
На рынке акций в понедельник было более существенное снижение котировок (порядка 11%), на следующий день котировки также пошли вверх, отыграв почти половину падения. Однако фондовый рынок в России недостаточно емкий и более подвержен колебаниям. Сегодня мы видим некоторое его снижение.
Мы не видим фундаментальных причин для обесценения рубля, сейчас давление на него вызвано внешними факторами. Текущие оценки показывают недооцененность российской валюты, прежде всего с учётом состояния положительного сальдо текущего счёта платежного баланса. Так, предварительные данные по торговому балансу показывают, что его положительное сальдо на 11% больше, чем в январе - феврале прошлого года. Видимо, сказалось влияние ослабления курса рубля в последние месяцы.
Однако устойчивому долгосрочному укреплению курса рубля может способствовать только положительная динамика основных показателей российской экономики: более высокие темпы экономического роста, повышение инвестиций, уменьшение оттока капитала.
Далее. Высказываются опасения: как произошедшее снижение курса рубля скажется на инфляции? По оценкам, с учетом принятых мер мы можем достичь к концу года заявленной цели по снижению инфляции до 5%. Хотя пока остается повышенный инфляционный фон: в январе инфляция составила 6,1% в годовом исчислении, а в феврале - 6,2% (накопленная инфляция с начала года - 1,3%, январь - 0,6%, февраль - 0,7%).
При этом принятые решения об изменении масштаба нашего присутствия на валютном рынке не меняют нашего принципиального решения о переходе к режиму инфляционного таргетирования. Мы и далее будем повышать гибкость курсообразования. Но, как и заявляли ранее, в целях поддержания финансовой стабильности (а это наша основная цель и ответственность) мы будем при необходимости проводить валютные интервенции в нужных объемах. Именно такой подход мы и реализовывали в последние дни.