Файл: Практика создания и функционирования картелей (Цели создания картелей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В данной курсовой работе излагаются такие определения как: картель, практика создания картелей и их функционирование.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы более подробно изучить виды картельных соглашений на Российском и мировом рынке.

Наша цель определяет перечень задач:

- эффективность деятельности картелей;

- цели создания картельных соглашений;

- основные виды картельных соглашений на сегодняшний день;

Данная тема курсовой работы имеет актуальность и на сегодняшний день, обосновывая тем, что картелизация, как схема анти-конкурентных движений, существовала до настоящего времени и в наши дни остается регламентирующей чертой для хозяйственной сферы какого-либо государства в любой исторический момент. Всё это подразумевает под собой необходимость развития соответствующей базы законодательной, и государственного контроля, за деятельностью организации их предпринимательской деятельности, рыночных механизмов, которые мешают развитию положительных экономических условий для картельных соглашений.

Антимонопольные органы для доказывания анти-конкурентного соглашения делают ставку на поведение участников картельного соглашения и его раскрытием. Но практика показывает в тоже время, что когда ухудшаются экономические условия, то начинает активироваться стремление к картелизации, хотя он не идет с нормами права.

В связи со всем вышеизложенным, данная исследуемая тема становится актуальной в современное время в России.

В ряде учебных пособий и научных статей как зарубежной, так и отечественной, изложен достаточно широкий и объемный материал практики создания картелей и их функционирования. А также, приводятся ряд зарубежной практики противодействия функционированию и созданию картелей.

Данный объект исследования – это картель.

Предмет нашего исследования – это практика создания и функционирования картельных соглашений.

Задачи данной курсовой – это рассмотреть последствия, причины и понятия создания картельных соглашений, а также их функционирования. Рассмотреть все виды картельных соглашений. Системы регулирования государством создания картелей и их функционирования. И конечно же провести анализ современную практику противодействия функционированию картелей.

На основе выводов после изучения теоретических основ, динамики, состояния, проблемность и перспективность практики создания картелей и их функционирования на примерах текущих этапов развития экономики в научных статьях и публикациях авторов как зарубежных, так и отечественных, состоит практическая значимость проведенного исследования в курсовой.



Данная курсовая работа на тему: «Практика создания и функционирования картелей» включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы, приложение.

Глава I. Выявление сущности, анализ функционирования и образования картеля

Картель представляет собой одну из форм монополии или коммерческого соглашения. Отличается он от других структур монополии тем, что все предприятия, которые входят в состав картеля, самостоятельны в производственном и финансовом плане.

1.1 Цели создания картелей

Картели создаются для того, чтобы влиять на такие факторы рынка, как:

  • формирование цен;
  • сферы влияния;
  • условия купли-продажи;
  • управление и регулирование объемов производимых продуктов;
  • использование патентов;
  • наем работников;

Картели, как правило, руководят предприятиями в одной из множества отраслей производства, затрудняя нормальное функционирование механизмов рынка. В странах, где картели запрещены, они обычно попадают под действие антимонопольного законодательства. Однако в некоторых странах создание картелей поддерживается законом и широко практикуется. Объясняется это тем, что подобные монополистические союзы помогают реструктуризировать промышленность, упраздняют или ограничивают конкуренцию между предприятиями, влияют на стандартизацию материалов и комплектующих готовых продуктов.

1.2 Особенности картелей

Картель является крупной группировкой, у которой есть свои особенности:

Взаимосвязь базируется на договоре сторон с целью аннулирования между ними конкуренции и получения огромной прибыли от монополии.

Право собственности на составные предприятия сохраняется за их хозяевами. Это обеспечивает финансовую, юридическую и хозяйственную самостоятельность.

Компании-союзники в картеле – из одной производственной отрасли.

Общее изготовление и реализация продукции.

Есть система принуждения к работе, которая определяет обнаружение нарушений и применение к нарушителям санкций.


1.3 Виды картельных соглашений

В мировой практике существуют следующие виды картельных соглашений:

Картель делится на неполный и полный, к неполным относится часть фирм отрасли кооперативное взаимодействие, поведение отраслевого лидера, к полным относится все фирмы отрасли монопольное поведение.

Корпорации объединяются в следующие виды картелей:

  • Долевой. Бывают: картель продукции или квотный. Выделяет входящим в состав участников картеля определенную квоту для сбыта продукции в соответствии с мощностями производства. Целенаправленно регулируя предложения через квоты, владельцами картелей изменяются цены на рынке товаров.
  • Денежный. Утверждает цены, унифицированные наряду с равными им условиями доставки и оплаты.
  • Территориальный картель. Каждому предприятию выделяется своя территория для сбыта продукции, что исключает взаимную конкуренцию.
  • Закупочный. Заключается монопольное соглашение между корпорациями, цель которого – оптовая закупка сырья и определенного вида товаров. В результате цены при закупке большого количества продукции падают в разы, что выгодно для всех участников картеля.
  • Калькуляционный. Участники такой монополии заключают между собой договора об общей структуре предприятий и работы, а еще – об одинаковом содержании расчетов.
  • Кондиционный. Определяет, по каким именно условиям осуществляется реализация продуктов потребления.
  • Контингентированный картель, он устанавливает контингенты (квоты) для всех, кто работает в картеле.
  • Кризисный. Формируется в тех случаях, когда резко падает спрос на продукцию (кризисный картель структуры) либо идет временное сокращение сбыта товаров (картель конъюнктуры). Цель – ограничение конкуренции. При фатальном спаде производства товаров подобные монопольные организации разрабатывают самостоятельный план действий.
  • Патентный картель, в котором определяются ветви и направления общего использования любого технического изобретения.
  • Производственный, который устанавливает объемы квоты производства для участников монополии.
  • Региональный. Из названия понятно, что определяет территорию сбыта продукции в региональном масштабе.
  • Ценовой. Определяет для всех участников картеля цены на товар.

Более «продвинутая форма» картелей не только позволяет себе устанавливать единую стоимость товаров и общий их сбыт, но еще и вправе ограничивать создание продуктов потребления. Делается это путем определения квот на каждое предприятие и каждый продукт в отдельности.
Простыми словами, это – принудительное уменьшение производительности мешающих монополии предприятий. Либо их ликвидация.


Глава II Запрет на создание картелей

Запрет на создание картелей действует не только в странах, где они под запретом и практика их создания уголовно наказуема и преследуется законодательством. Там, где подобные формы монополии разрешены, действует некоторый список правил и условий, который следует выполнять всем участникам картеля. 

2.1 Виды картелей, на которые снимаются запреты

Запрет снимается для:

  • Картелей, которые занимают сравнительно малую долю на рынке сбыта (например, если в Евросоюзе доля монопольной группировки не превышает 5% всего рынка сбыта продукции и средний ежегодный финансовый оборот составляющих картель корпораций ниже отметки в двести миллионов экю).
  • Картели, которые осваивают новые рынки и территории производства и сбыта товаров.
  • Картели, существенно улучшающие государственную экономику и способствующие техническому прогрессу.
  • Картели типа «кризисные», целью которых является уменьшение или уничтожение лишних мощностей предприятий.

Самой лучшей стратегией функционирования картелей является договор между конкурентами на предмет уравнения и регулировки стоимости продукции и объемов производимых товаров. Благодаря сговорам реально можно увеличить влиятельность и власть корпораций, а также получать экономическую прибыль каждым предприятиям, по размерам сравнимую с монопольной прибылью, когда даже сам рынок является монопольным. В экономике это и называется картелем. Из-за того, что в большей части стран практика создания и функционирования картелей уголовно наказуема, они имеют статус либо международный (как, например, картель «ОПЕК»[1]), либо тайный (самые популярные из таких – наркокартели).

Одной из основных особенностей таких форм монополии является их недолговечность, так как со временем у каждого участника картеля возникает соблазн «урвать больший кусок пирога» за как можно меньшее время работы.

В результате члены картеля нарушают уговоры, устраняют конкурентов внутри картелей, разгорается внутренняя война между корпорациями-союзниками и картель перестает существовать.

На практике есть несколько факторов, которые определяют эффективность деятельности картеля. Самым важным и основным фактором является участие в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. Отказ же в участии в картеле крупных лидирующих на рынке сбыта корпораций может повлечь за собой потерю контроля монополии над рыночной стоимостью товара. Такого же результата можно добиться при обмане одних участников картеля другими с целью наживы и «облапошивания». Это выражается в предоставлении клиентам продуктов-заменителей дорогих и редких продуктов производства.


2.2 Эффективность деятельности картелей

Есть некоторые немаловажные факторы, которые напрямую влияют на эффективность деятельности картелей:

  • Наличие и степень действия в стране антимонопольного законодательства. При этом картели и другие типы монополистических структур не могут действовать открыто и вынуждены оперировать и работать тайно. Соответственно, сразу же возрастает риск участия в картелях, а еще – риск неприсоединения к подобному союзу фиксированного количества предприятий, силовых структур, физических или юридических лиц. Если картели функционируют на законных основаниях – риск сводится к минимуму, а количество желающих присоединиться многократно возрастает.
  • Количество производительных мощностей монополии, а также количество продавцов и дилеров. Легче договариваться фирмам между собой, если их количество сравнительно небольшое.
  • Однотипность производимой продукции и сопоставимость издержек. Если все фирмы, которые хотят образовать союз, выпускают одинаковый продукт с одинаковыми издержками – договариваться будет намного легче, чем при большей дифференциации производимых продуктов.
  • Предсказуемость спроса и его стабильность.
  • Отношения внутри картеля. Прийти к консенсусу легче, если ваши союзники относятся к вам благосклонно и дружелюбно, нежели наоборот. Примером может послужить факт несостоявшегося союза между СССР и ЮАР по экспорту золота, чему послужили причиной политические разногласия между сторонами.

Создание картелей преследует цель полностью или частично уничтожить конкуренцию между фирмами и на этой основе максимизировать прибыль. Основная проблема, с которой сталкивается картель, - это проблема согласования решений между фирмами-членами и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.

2.3 Формирование картелей

Чтобы сформировать картель, необходимо следующее:

  • а) убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить возможность реализации продукции другими фирмами, после того как цена повысится;
  • б) организовать встречу всех производителей данного продукта, чтобы установить совместный ориентир по общему уровню выпуска;
  • в) установить квоты каждому члену картеля;
  • г) установить процедуру проведения утвержденных квот.