Файл: Практика создания и функционирования картелей (Цели создания картелей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но даже если все фирмы-участники будут вести себя честно (что маловероятно), остается угроза конкуренции со стороны:

  • внешних фирм, производящих аналогичную продукцию;
  • новых товаров-заменителей продукции картеля.

На реальных олигопольных рынках существует целый комплекс факторов, препятствующих и благоприятствующих образованию картеля.

Факторы, определяющие эффективность картеля:

  • Эффективность действующего в стране антимонопольного законодательства.

В условиях, когда картели являются незаконными, фирмы не могут заключать явных соглашений, а вынуждены вести секретные переговоры. Тем самым увеличивается риск присоединения к картелю и вероятность неприсоединения к картелю определенного количества фирм. Если же картели являются законными и фирмы могут открыто встречаться и обсуждать взаимные проблемы, риск снижается, а число неприсоединившихся фирм сокращается до минимума.

  • Количество продавцов и производителей продукции.

Чем меньшее количество фирм действует на рынке, тем им легче договориться. И, наоборот, по мере расширения числа олигополистов, возрастают издержки формирования картеля, увеличивается вероятность того, что одна или две фирмы не присоединятся к соглашению, а это снижает монопольную власть образуемого картеля.

  • Однородность выпускаемой продукции и сопоставимость издержек.

Если фирмы выпускают однородную продукцию и их издержки идентичны, им легче принять соглашение об образовании картеля. Напротив, сильная дифференциация продукции и разница в издержках затрудняет выработку согласованных решений.

  • Стабильность и предсказуемость спроса.

Стабильность и предсказуемость спроса облегчает фирмам принятие картельного решения. Значительное и непрогнозируемое изменение объемов спроса дестабилизирует рыночную ситуацию и затрудняет переговоры.

  • Взаимоотношения между участниками картеля.

Чем в более дружеских и доброжелательных отношениях находятся руководители фирм, тем им легче прийти к согласию. И наоборот, разногласия между участниками рынка затрудняют достижения соглашения (Так, в силу политических разногласий не было заключено в свое время соглашение между ЮАР и СССР по экспорту золота.)

Общественные потери монополизации рынка

Монополизация производства влечет за собой существенные общественные потери:

  • по сравнению с конкурентным рынком, монополия устанавливает обычно более высокие цены при ограниченном объеме производства;
  • монополия способна извлекать сверхприбыли, присваивая при этом значительную часть потребительского излишка;
  • монополия препятствует эффективному распределению ресурсов в том смысле, что монополистические фирмы необязательно производят по минимальным средним издержкам (min LRAC), как при совершенной конкуренции;
  • монополия препятствует рыночной конкуренции путем установления фиксированных цен, возведения искусственных барьеров для входа на рынок, заключения контрактов на жестких условиях, вытеснения конкурентов из бизнеса посредством хищнической практики.

Конкуренция является действенным механизмом повышения качества, количества товаров и услуг при соизмеримом уменьшении его стоимости.

Государственная политика в области конкуренции обычно направлена на:

  • интенсификацию научно-технического прогресса, т. е. повышение эффективности и снижение времени разработки и внедрения в производство новых научных и технологических разработок, позволяющих увеличить ассортимент, качество и снизить цену предоставляемых на рынке благ;
  • поддержание конкуренции в нормативно-правовом поле;
  • создание условий для эффективной и результативной конкурентной борьбы.

Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком.

Недобросовестная конкуренция в национальной экономике России проявляется в виде:

  • подкупа;
  • шантажа;
  • предоставления заведомо ложной информации потребителю;
  • сокрытия информации о хозяйственной деятельности от проверяющих структур государства;
  • заведомого сокрытия дефектов для потребителя;
  • промышленного шпионажа;
  • подделки продукции конкурентов.

На создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка направлена государственная антимонопольная политика. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом.

Проблематичность практической реализации антимонопольной политики связана с тем, что она использует преимущественно экономические механизмы, которые не достаточно развиты в России. Соответственно эффективность антимонопольной политики определяется прежде всего развитостью национального рынка и объективностью государственной экономической политики.

Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

  • прямое регулирование цен;
  • налогообложение;
  • регулирование естественных монополий.

Рассмотрим эти направления более подробно.

Прямое регулирование цен

Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса.

Рис. 4.

Установление максимально допустимых цен


На рис. 4 D и MR — кривые спроса и предельного дохода нерегулируемой монополии, Рm — установленная государством цена.

Если монополист соблюдает введенное ограничение цен, его кривая спроса модифицируется и приобретает вид ломаной кривой PmAD, состоящей из двух отрезков: горизонтального PmA и убывающего AD. В соответствии с этим видоизменяется и кривая предельного дохода.

По определению, предельный доход представляет собой прирост совокупного дохода при изменении объема выпуска на единицу, т.е.

MR=(TR)`=(P*Q)`=P*(dQ/dQ) + Q*(dP/dQ),

MR= P+Q(dP/dQ).

Если объем выпуска монополиста меньше Q`, то действует установленная государством цена Pm, кривая спроса представлена горизонтальной линией и является абсолютно эластичной (dP/dQ=0). Следовательно, MR=P.

Если объем производства превышает Q`, то дополнительное количество продукции может быть продано лишь по более низким, чем Pm, ценам. Кривая спроса является убывающей, dP/dQ<0, и следовательно, кривая предельного дохода MR лежит на cегменте BF. При объеме производства, равном Q`, кривая предельного дохода имеет разрыв AB.

Рассмотрим, как подобная ситуация влияет на поведение монополиста (рис. 5.).

Рис. 5.

Сдвиг точки равновесия в условиях государственного регулирования цен

Предположим, что оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена в точке P*, а оптимальный объем — в Q*. Если максимально допустимая цена (P`) будет выше оптимальной, то это не изменит решения фирмы относительно точки оптимума, но если P.`

Если государство хочет стимулировать расширение производства монопольной фирмы еще больше (например, до уровня Q``), оно должно установить максимально допустимые цены на еще более низком уровне (в данном случае, до Р``). Минимальный уровень допустимой цены соответствует min SATC, поскольку при более низком уровне продолжение производства будет экономически нецелесообразно и фирма покинет отрасль.

Налогообложение

Другая форма государственного антимонопольного регулирования — налогообложение. Не вдаваясь в детальное описание всех существующих налогов на монополии, рассмотрим влияние на поведение фирмы-монополиста двух типов налогов:

  • потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска, и
  • поушального, взимаемого независимо от объема выпуска.

Заключение

В первой главе «Выявление сущности, анализ функционирования и образования картеля» рассматривается в первую очередь реализация кооперативного поведения которой является картель, представляющий собой соглашение о параметрах отраслевого предложения. Склонность фирм к согласованию своих действий посредством формального соглашения об объеме выпуска и цене производимого отраслью продукта обусловлена трудностями диагностирования реакции конкурентов. Содержательной стороной картельного соглашения является ограничение отраслевого выпуска до уровня, обеспечивающего получение фирмами отрасли монопольной прибыли, что достигается посредством координации выпуска отдельных фирм до объемов, которые суммарно обеспечивали бы установление монопольного равновесия.

Картель - группа фирм, объединенная соглашением о цене и разделе рынка между участниками с целью получения монопольной прибыли.

.

Во второй главе «Запрет на создание картелей» раскрыты понятия такие как, то что, запрет на создание картелей может быть снят для:

  • картелей, на которые приходится небольшая доля рынка (например, в рамках Европейского Союза: если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5 % производства определенного продукта и средний ежегодный оборот участвующих в соглашении компаний не превышает 200 млн. экю);
  • картелей, деятельность которых базируется на освоении нового рынка;
  • картелей, приносящих пользу экономике всей страны, например способствующих техническому прогрессу;
  • "кризисных" картелей, уменьшающих, например, излишние производственные мощности.

В странах Западной Европы, где действует специальное законодательство, делящее картели на "желательные" и "вредные", насчитываются сотни официально зарегистрированных картельных соглашений, не считая тех, которые существуют без регистрации. В США картели запрещены законом. Их функции выполняют торгово-промышленные ассоциации (союзы предпринимателей), осуществляющие межфирменное регулирование рынка в масштабах отрасли.

Курсовая работа состоит из 2-х глав.

В первой главе «Выявление сущности, анализ функционирования и образования картеля» рассматривается в первую очередь реализация кооперативного поведения которой является картель, представляющий собой соглашение о параметрах отраслевого предложения. Склонность фирм к согласованию своих действий посредством формального соглашения об объеме выпуска и цене производимого отраслью продукта обусловлена трудностями диагностирования реакции конкурентов. Содержательной стороной картельного соглашения является ограничение отраслевого выпуска до уровня, обеспечивающего получение фирмами отрасли монопольной прибыли, что достигается посредством координации выпуска отдельных фирм до объемов, которые суммарно обеспечивали бы установление монопольного равновесия.


Картель - группа фирм, объединенная соглашением о цене и разделе рынка между участниками с целью получения монопольной прибыли.

.

Во второй главе «Запрет на создание картелей» раскрыты понятия такие как, то что, запрет на создание картелей может быть снят для:

  • картелей, на которые приходится небольшая доля рынка (например, в рамках Европейского Союза: если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5 % производства определенного продукта и средний ежегодный оборот участвующих в соглашении компаний не превышает 200 млн. экю);
  • картелей, деятельность которых базируется на освоении нового рынка;
  • картелей, приносящих пользу экономике всей страны, например способствующих техническому прогрессу;
  • "кризисных" картелей, уменьшающих, например, излишние производственные мощности.

В странах Западной Европы, где действует специальное законодательство, делящее картели на "желательные" и "вредные", насчитываются сотни официально зарегистрированных картельных соглашений, не считая тех, которые существуют без регистрации. В США картели запрещены законом. Их функции выполняют торгово-промышленные ассоциации (союзы предпринимателей), осуществляющие межфирменное регулирование рынка в масштабах отрасли.

Список использованных источников

1. Шматкова Е.М. Зарубежный опыт государственного регулирования экономики // Социально-экономические явления и процессы. — Выпуск № 9 (055). — 2013.

2. Шаститко А.Е. Новый взгляд на антимонопольный контроль горизонтальных соглашений // Экономическая политика – 2015 — Т. 10. — № 3.

3. Шаститко А.Е. Картель: организация, стимулы, политика противодействия // Российский журнал менеджмента — Том 11 — № 4 — 2013. — С. 31-56.

4. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учебник. -М.: ИД Юрайт, 2015. — 906 с.

5. Полозова А.Н., Брянцева Л.В. Управленческий анализ в отраслях: Учебное пособие для ВУЗов. КноРус, 2010;

6. Хасанов Ю. Модели принятия управленческих решений в альянсах высокотехнологичных компаний/ дис. на соиск. учен. степ. канд. эк. наук.08.00.05.- М.-2014.-170с.

7. Герасимова Л.Н. Управленческий учет. Теория и практика: Учебник для ВУЗов. Феникс, 2011;

8. Интернет-интервью с А.П. Тенишевым. Практика ФАС России по делам о картелях и иных антиконкурентных соглашениях: наиболее значимые решения 2015 года и планы на 2016 год // КонсультантПлюс – 2016.