Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
Предпринимательские имущественные отношения реализуются в различных гражданско-правовых договорах: поставки, подряда, перевозки грузов, кредитных договорах и других, которые организуют развитие экономики страны в различных ее сферах — в производстве, строительстве, торговле[17].
Значительное место в системе имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, занимают такие отношения между предпринимателями и гражданами, которые обеспечивают бытовые и другие личные потребности физических лиц. Эти отношения опосредуются через договоры розничной купли-продажи, бытового подряда, проката, перевозки пассажиров и багажа[18].
В сферу имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, входят также имущественные отношения, в которых участвуют публично-правовые субъекты: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Они являются субъектами отношений собственности; участвуют в ряде договорных отношений (договоры о разделе продукции, договоры внутренних и внешних займов), а также могут быть сторонами внедоговорных имущественных отношений, в частности деликтных[19]. Ст. 1069 и 1070 ГК РФ[20] установлено правило, согласно которому вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда возмещается за счет соответствующей казны. Это означает, что обязанной стороной является, соответственно, государство (Российская Федерация либо субъект Российской Федерации) или муниципальное образование[21].
Личные неимущественные отношения — это общественные отношения, в которых реализуются индивидуальность личности, ее неприкосновенность, оценка (как личная, так и общественная), интересы авторов результатов интеллектуальной деятельности (ст. 2, 19, 150, 151, 152, 152.1, 152.2, 152.3 ГК РФ) и приравненных к ним средств индивидуализации (ст. 208, 1099, 1100, 1225, 1265, 1266, 1267, 1269 ГК РФ).
Личные неимущественные отношения характеризуются следующими признаками.
1) Субъектами личных неимущественных отношений являются прежде всего физические лица — граждане. Многие неимущественные отношения касаются исключительно граждан (например, возникающие по поводу таких нематериальных благ, как жизнь, здоровье, достоинство личности, честь, неприкосновенность частной жизни, авторство) [22]. Они принадлежат гражданину от рождения или в силу закона. Вместе с тем субъектами определенных личных неимущественных отношений являются и юридические лица. Это отношения по поводу наименования юридического лица (ст. 54 ГК), у коммерческих организаций — фирменного наименования (ст. 1473–1476 ГК[23]), деловой репутации (ст. 152 ГК) [24].
2) Объекты личных неимущественных отношений — это нематериальные блага, они не имеют стоимости (и, соответственно, цены), то есть являются неимущественными (жизнь, здоровье, личная неприкосновенность, достоинство, честь, авторство, имя, наименование юридического лица).
3) Они являются «личными», так как особенно тесно, неразрывно связаны с субъектом, неотделимы от него, создают его индивидуальность, идентифицируют его[25].
4) Неотчуждаемость. Личные блага не могут передаваться другим субъектам (например, авторство не может быть предметом сделок, не может передаваться по наследству).
5) В предмет гражданского права входят личные неимущественные отношения как связанные с имущественными отношениями, так и не связанные с ними[26].
В цивилистической науке, однако, широко распространена точка зрения, согласно которой в предмет гражданского права входят лишь неимущественные отношения, связанные с имущественными, а остальные личные отношения (не связанные с имущественными) якобы не регулируются, а охраняются гражданским правом[27].
Более обоснованной представляется позиция тех ученых, которые полагают, что личные неимущественные отношения входят в предмет гражданско-правового регулирования независимо от того, связаны они с имущественными или нет. Справедливо указывается, что гражданское право не только охраняет, но и регулирует эти отношения, поскольку всякое регулирование общественных отношений одновременно означает и их охрану, а охрана осуществляется через правовое регулирование поведения людей. Кроме того, следует учитывать новую редакцию абз. 1 п. 1 ст. 2 ГК, в которой устранено указание на регулирование лишь тех личных неимущественных отношений, которые связаны с имущественными[28].
6) Еще одним признаком личных неимущественных отношений является, кроме указанных выше, их усиленная (по сравнению с имущественными отношениями) правовая защита, которая выражается в том, что они:
- во-первых, подлежат защите независимо от истечения исковой давности (согласно ст. 208 ГК исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, указанных в законе);
- во-вторых, некоторые личные неимущественные права подлежат защите даже посмертно. Так, «по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти» (ст. 152 ГК). В соответствии со ст. 1267 ГК РФ[29] охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется и после смерти автора (бессрочно);
- в-третьих, при нарушении личных неимущественных прав, наряду с другими способами, предусмотрен особый способ защиты — компенсация морального вреда. Это означает, что при причинении гражданину морального вреда (физических и нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, на нарушителя возлагается обязанность денежной компенсации этого вреда (ст. 151, 1099–1101 ГК РФ).
Размер денежной суммы компенсации морального вреда устанавливает суд, исходя из следующих критериев: степень физических и нравственных страданий, индивидуальные особенности лица, которому причинен вред, степень вины нарушителя (когда вина имеет юридическое значение), другие заслуживающие внимание обстоятельства[30]. Таким образом, в случаях причинения морального вреда гражданину в связи с нарушением личных неимущественных прав таковой вред подлежит компенсации во всех случаях. Если же моральный вред причинен при нарушении имущественных прав, он подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом (ст. 151, п. 2 ст. 1099[31]). В действующей редакции ст. 151 и 152 предусмотрена компенсация морального вреда только физическим лицам[32].
Объединение в предмете гражданского права стоимостно-имущественных отношений (имеющих экономическую ценность) и личных неимущественных отношений (не имеющих экономической ценности) определяется следующим:
1. Они обладают общим родовым признаком — взаимооценочным характером. Имущественные стоимостные отношения предполагают взаимную оценку их участниками количества и качества труда, выраженного в стоимости. В личных неимущественных отношениях также происходит взаимная оценка — это оценка сторонами индивидуальных качеств, личностных особенностей. Таким образом, в первом случае дается оценка экономической ценности, а во втором случае — личной ценности[33].
2. Общим свойством этих отношений, вытекающим из их сущности, является также то, что и те, и другие наиболее адекватны активной, инициативной, самостоятельной деятельности участвующих в них субъектов.
3. Общность стоимостных имущественных отношений и личных неимущественных отношений заключается и в том, что по самой своей природе и те, и другие требуют применения к ним одного и того же общего, наиболее демократичного метода правового регулирования[34].
Корпоративные отношения — это отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением в них[35]. Детально они регулируются нормами гл. 4 ГК о юридических лицах (ст. 85–106, 123.1–123.16) [36] и отдельными федеральными законами («Об акционерных обществах»[37], «О производственных кооперативах»[38]).
Корпоративные отношения характеризуются следующими признаками:
1) особый субъектный состав. Участниками корпоративных отношений являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют в них высший орган управления, а также сами учредители и участники этих организаций. Термин «корпоративные отношения» происходит от латинского слова corpora (взаимосвязанность, объединение) [39];
2) объединение имущества участников;
3) обособление имущества организации от личного имущества участников;
4) наличие единой цели деятельности — общего интереса;
5) как правило, ограничение ответственности объединенным имуществом;
6) корпоративные отношения включают в себя прежде всего внутренние отношения (между различными группами участников; между ними и органами управления; между органами управления и профессиональными управляющими);
7) корпоративные отношения охватывают не только имущественные, но и связанные с ними неимущественные отношения;
8) они являются бессрочными[40].
Корпоративные организации делятся на два вида: коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, производственные кооперативы, хозяйственные партнерства. Некоммерческими корпоративными организациями являются потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в реестр казачьих обществ в Российской Федерации, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации[41].
2.2. Методы гражданского права
В научной литературе сформировались различные представления о том, как выглядит система принципов гражданского права.
Наиболее общим и признанным является разделение принципов на общеправовые (конституционные), межотраслевые, отраслевые, начала отдельных институтов права.
Рассматривая метод гражданского права, различные авторы исследовали его определенные характеристики. Так, В. Ф. Яковлев указывал на следующие свойства метода: правонаделение, диспозитивность, правовую инициативу, юридическое равенство субъектов, особенности ответственности[42]. О. А. Красавчиков определяет гражданско-правовой метод как предполагающий юридическое равенство субъектов, допускающий проявление их инициативы и диспозитивности, возлагающий меры имущественной ответственности в случае нарушения прав, предоставляя уполномоченному лицу особые средства защиты[43].
С. С. Алексеев называет важнейшей характеристикой метода гражданского права равенство субъектов гражданского правоотношения, отмечая при этом, что все «признаки метода в конечном счете являются выражением единого – «правовой самостоятельности» субъектов имущественных отношений, складывающихся на основе товарного производства»[44]. Между тем автор, так или иначе, раскрывает метод через признаки, сходные с теми, которые были указаны ранее.
Итак, первой чертой метода гражданско-правового регулирования, которая выделяется большинством ученых и в полной мере соответствует его сущности, является правонаделение, правовая инициатива субъектов. С позиции принципов гражданского права данные явления неразрывно связаны с положением п. 2 ст. 1 ГК РФ, возведенным в ранг основных начал гражданского законодательства, о том, что субъекты приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Тем самым рассмотренные признаки метода полностью покрываются принципом-методом диспозитивности[45].
Анализ гражданского законодательства позволяет сделать вывод о том, что особенности дозволенного законом выбора различны в зависимости от конкретного правоотношения: вещного, обязательственного, наследственного. Так, в обязательственном праве выбор проявляется в свободе заключить, выбрать условия договора, то есть в принципе свободы договора.
Таким образом, первую группу принципов-методов гражданского права составляют принципы, формирующие приемы и средства обеспечения свободы и частной автономии участников гражданского оборота. К ним относится принцип-метод диспозитивности, а также следующие из него принципы-методы (неприкосновенности собственности, свободы договора, свободы завещания).
С принципом-методом диспозитивности неразрывно связан, но имеет несколько иную сущностную и аксиологическую направленность, другой принцип равенства субъектов гражданского оборота. По справедливому утверждению С.С. Алексеева, «юридическое равенство – это средство, обеспечивающее имущественно-распорядительную самостоятельность субъектов отношений, возникающих на базе товарного производства» [46]. Данное средство выражается в предоставлении субъектам равных возможностей, единого для всех объема права и обязанностей, одинаковой правоспособности.
С другой стороны, законодательство предоставляет дополнительные права или частично освобождает от определенных обязанностей некоторых субъектов, особая охрана права которых необходима по объективным причинам, в связи с чем актуальна защита слабой стороны в гражданском правоотношении.