Файл: Физические и юридические лица (понятия правосубъектности, правоспособности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деятельностный подход в правовом регулировании отчетливо проявляется в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации"[13]. В нем юридические лица и индивидуальные предприниматели называются субъектами деятельности в сфере промышленности на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а отрасль промышленности как совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности в рамках одного или нескольких видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. Следует отметить, что правовое регулирование промышленной политики основывается на Конституции РФ, федеральных конституционных законах и осуществляется в соответствии с упомянутым Законом, другими федеральными законами, принятыми в соответствии с ним, федеральными законами, регулирующими отношения в сфере промышленной политики в отдельных отраслях экономики, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

В анализируемом Законе, кроме отрасли промышленности, сформированы такие организационно-правовые структуры в экономике, как промышленная инфраструктура, инфраструктура поддержки деятельности в сфере промышленности, государственная информационная система промышленности, индустриальный (промышленный) парк, промышленный кластер, инжиниринговый центр, интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса. Отмечу, что последняя характеризуется как объединение ведущих совместную деятельность юридических лиц, которое не является юридическим лицом. В этой структуре одно юридическое лицо, головная организация, имеет возможность определять решения, принимаемые остальными юридическими лицами. Данная интегрированная структура не может быть охарактеризована как хозяйственная система, поскольку она построена не на административном подчинении центру хозяйственной системы - промышленному объединению, а на необходимости обеспечить министерству повышенную эффективность управления деятельностью организаций оборонно-промышленного комплекса, в частности за счет установления субсидиарной ответственности головной организации за невыполнение или ненадлежащие выполнение государственного оборонного заказа организациями, входящими в состав интегрированной системы. Мною в свое время анализировались сложносоставные интегрированные субъекты предпринимательского права в отличие от простого юридического лица[14]. Перечень указанных выше организационно-правовых структур в сфере промышленности, а также выделение в качестве самостоятельной организационно-правовой формы общественных движений Федеральным законом от 23 мая 2015 г. N 133-ФЗ[15] показал ошибочность установления закрытого перечня некоммерческих организаций, а также отсутствие четкого различия между организационно-правовой формой юридического лица, его типом и видом.


Следует также отметить, что государственные фонды развития промышленности могут создаваться в организационно-правовой форме фонда или автономного учреждения. При этом полномочия высшего органа управления, наблюдательного совета, определяется путем расширения его компетенции дополнением ст. 11 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"[16]. Эти же полномочия имеет и государственный фонд развития промышленности в организационно-правовой форме фонда.

Существенные изменения, внесенные в главу 4 ГК РФ Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ[17], основываются на расширении предмета гражданско-правового регулирования. Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ[18] в отношения, регулируемые гражданским законодательством, были включены отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения). Этим же Законом предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из решений собраний в случаях, предусмотренных законом (пп. 1.1 п. 1 ст. 8 ГК РФ). Включение в отношения, регулируемые гражданским законодательством, наряду с определением правового положения участников гражданского оборота, регулированием договорных и иных обязательств, корпоративных отношений, коренным образом меняет характеристику юридического лица, по крайней мере, в отношении корпоративных организаций (корпораций). Окончательное определение корпоративных отношений как самостоятельного вида отношений в рамках гражданского законодательства содержится в пп. 1 п. 3 ст. 307.1 ГК РФ. Поскольку иное не установлено ГК РФ, иными законами или не вытекает из существа корпоративных отношений, общие положения об обязательствах применяются к требованиям, вытекающим из корпоративных отношений (гл. 4 ГК РФ). Общие положения об обязательствах можно применять к корпоративному договору (ст. 67.2 ГК РФ), но они не применимы к управлению в корпорации (ст. 65.3 ГК РФ). Позиция В.Ф. Попондопуло, который критически оценивает выделение в ст. 2 ГК РФ корпоративных отношений, считая, что "в результате такого новшества потеряна целостность научного осмысления конструкции юридического лица как таковой, поскольку в число юридических лиц входят не только корпоративные, но и унитарные организации"[19], не основывается на действующем законодательстве.

Анализ законов, регулирующих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, и прежде всего ГК РФ, показывает, что юридическое лицо выполняет не только функцию участия в гражданском обороте. В нем все больше правового пространства занимают элементы управления деятельностью, это субъекты экономической жизни общества, притом самими участниками юридического лица, что особенно характерно для коммерческих корпораций, прежде всего хозяйственных обществ. Внутри корпорации образуется гражданско-правовое сообщество (п. 2 ст. 181.1 ГК РФ), которое совместно или в рамках корпоративного договора участников хозяйственного общества влияет на деятельность юридического лица как участника экономической деятельности. В п. 118 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"[20] указано, что если гражданско-правовое сообщество представляет собой юридическое лицо, то оно является ответчиком по иску о признании решения недействительным. Высший орган корпорации, общее собрание участников, имеет исключительную компетенцию по определению основных направлений осуществления экономической деятельности, образования исполнительных органов и коллегиального органа корпорации. Участники корпорации вправе участвовать в управлении делами корпорации, обеспечивать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, оспаривать действия от имени корпорации, сделки, требовать возмещения причиненных корпорации убытков. Участники самых распространенных юридических лиц в нашей экономике, хозяйственных обществ, могут установить корпоративным договором обязанность его сторон проголосовать на общем собрании участников общества за включение в устав положений, определяющих структуру органов общества и их компетенцию (ч. 3 п. 2 ст. 67.2 ГК РФ). Тем самым в ГК РФ определяются рамки корпоративного управления[21].


Все позволяет утверждать, что юридическое лицо создано не только для участия в гражданском обороте, но и само организует предпринимательскую и иную экономическую деятельность и управляет ею. В уставе любого юридического лица должны содержаться сведения о порядке управления его деятельностью (п. 3 ст. 52 ГК РФ).

С предусмотрением в ГК РФ такого типа юридического лица принцип отделения имущества юридического лица от имущества его учредителей (участников) перестает быть единственным основополагающим корпоративного права[22], поскольку для корпоративных организаций характерно и управление предпринимательской и иной экономической деятельностью. Наиболее многочисленный и подавляющий тип юридического лица, корпорации, хозяйственное общество, в котором его участники имеют корпоративные права и обязанности в отношении этих юридических лиц и осуществляют корпоративное управление им, в том числе при помощи корпоративного договора.

Вторым типом юридического лица являются унитарные предприятия и учреждения, на имущество которых их учредители имеют вещные права. Редакция п. п. 1 и 3 ст. 48 ГК РФ позволяет утверждать, что как корпоративные, так и вещные права не охватываются понятием "гражданские права и обязанности", поскольку корпоративные права участников приобретаются ими в связи с участием в корпоративной организации, а вещные - в связи с созданием унитарных организаций, т.е. они приобретаются не в рамках ст. 53 ГК РФ.

В связи с п. 4 ст. 50 ГК РФ, который устанавливает, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям, возникает вопрос, является ли такая деятельность предпринимательской и значит ли, что к ней применима норма п. 3 ст. 401 ГК РФ о повышенной ответственности. Представляется, что деятельность некоммерческих организаций не является предпринимательской, за исключением тех случаев, которые в ГК РФ отнесены прямо к определенным видам некоммерческих организаций (фондам - п. 1 ст. 123.19 ГК РФ; автономным некоммерческим организациям п. 5 ст. 123.24 ГК РФ).

2.2. Правоспособность юридического лица

правоспособность юридический лицо судебный

Правоспособность юридического лица - это не способность иметь гражданские права и нести обязанности, как это предусмотрено ст. 17 ГК РФ для гражданина. Она выражается в возможности иметь гражданские права и обязанности, соответствующие целям деятельности юридического лица, предусмотренным в его учредительных документах, и нести обязанности, связанные с этой деятельностью (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Юридическое лицо может быть ограничено в правах, а не в правоспособности и дееспособности как гражданин (ст. 23 ГК РФ). Юридическое лицо в социально-экономическом плане выступает как реально существующее объединение людей, совместно реализующих цели экономической деятельности и действующих на основе правил и процедур, предусмотренных в ГК РФ и законах о юридических лицах. Правило ч. 2 п. 1 ст. 49 ГК РФ нельзя толковать как наличие общей правоспособности у ряда частных коммерческих организаций. Не случайно, что в связи с пониманием правоспособности юридических лиц как целевой, специальной изменено правило ст. 173 ГК РФ, в которой подчеркивается недействительность сделки, совершенной в противоречие с целями деятельности юридического лица, а не правоспособности, как было в прежней редакции статьи.


То, что под правоспособностью юридического лица понимаются его права и обязанности, доказывает и существование у него имущественных и корпоративных прав до внесения сведений о его создании в Единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо создается на основании решения учредителя (учредителей) о его учреждении, утверждении устава и оценки неденежного вклада, а решение собраний, как уже отмечалось, является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. Так, лицо, уполномоченное собранием учредителей, заключает с банком договор номинального счета, по которому денежные средства в виде вклада в хозяйственное общество поступают бенефициару, будущему юридическому лицу (ст. ст. 860.1 - 860.6 ГК РФ). Выходит, что гражданские и корпоративные права могут существовать у организации и до государственной регистрации в ЕГРЮЛ в одной из организационных форм, предусмотренных в ГК РФ.

В объем правоспособности юридического лица включается не только гражданско-правовое положение юридических лиц, порядок их участия в гражданском обороте, но и корпоративные права участников корпорации или вещные права учредителей, а также порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Корпоративные права участников корпорации и вещные права учредителей не являются собственно правами самого юридического лица, в значительной степени усложняют его понятие, образуя внешние связи с учредителями и внутренние отношения с участниками корпоративных организаций. Таким образом, юридическое лицо как субъект экономической деятельности обладает гражданскими правами и несет гражданские обязанности, имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид (п. 1 ст. 54 ГК РФ в редакции Федерального закона от 23 мая 2015 г. №133-ФЗ).

Основная научная проблема, вызывающая наибольшие споры, - это вопрос о том, кто или что является носителем свойств юридической личности, т.е. субъектом юридического лица. В зависимости от ответа на вопрос, кто стоит за понятием юридического лица, различные теории юридического лица можно разделить на две большие группы: фикционные концепции, отрицающие существование некоего реального субъекта со свойствами юридической личности, и реалистические концепции, признающие существование носителя таких свойств[23]. Фикциями в праве называли уравнение нового права со старым при помощи юридического вымысла, которым предлагают считать один предмет тем же, что есть этот другой предмет. Но ими как вымыслами нельзя ничего объяснить, ни разрешить[24]. Не называя юридическое лицо примером рациональной юридической фикции, ни своего рода фикцией, которая должна быть персонифицирована[25].


Юридическое лицо не фикция физического лица. По крайней мере, к корпоративным организациям в определенной мере применима теория реального субъекта права, живого социального организма, хотя и отличного от человека (Отто фон Гирке). В советской литературе "теорию социальной реальности" поддерживал Д.М. Генкин, который считал, что юридическое лицо есть социальная реальность, носитель самостоятельных гражданских прав и обязанностей, наделенный имуществом для осуществления возложенных на него задач[26]. В связи с этим следует напомнить слова О.А. Красавчикова, что сущность организации состоит не в самой организации, а в тех связях и отношениях, в которых люди находятся друг к другу, объединяясь для достижения поставленных целей. Ведь организация - это не сумма индивидов, а формирование, отличающееся принципиально новыми качествами[27].

С.Н. Братусь делает вывод, что юридическое лицо - это социальная реальность, воля юридического лица - это именно его воля, хотя психологически она вырабатывается и изъявляется его органами, живыми людьми. Юридическое лицо - правовая форма выражения определенных социальных связей людей, объединенных волей в одно целое для удовлетворения общественных потребностей[28]. Насколько современны суждения С.Н. Братуся, его работы о юридических лицах, написаны шестьдесят с лишним лет назад, являются образцом научного исследования этого важного института гражданского права.

2.3 Действия органов юридического лица по приобретению и осуществлению его прав

Как было показано выше, правоспособность юридического лица - это принадлежащие ему гражданские права и обязанности. Сущность юридического лица нельзя выявить без установления порядка приобретения им гражданских прав и возложения на себя обязанностей. В науке гражданского права господствует мнение, что у юридических лиц одновременно с правоспособностью возникает и дееспособность, необходимая для участия в гражданском обороте, т.е. построение юридического лица происходит по подобию правового положения гражданина.

В гражданском праве, ввиду того что юридическое лицо не может как организация лично приобрести гражданские права и возлагать на себя гражданские обязанности, образуются и наделяются компетенцией органы юридического лица, которые и приобретают их и возлагают на юридическое лицо обязанности. Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Юридическое лицо в случаях, предусмотренных ГК РФ, может приобретать гражданские права и принимать на себя обязанности через своих участников (ст. 72 ГК РФ). Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.) (п. 3 ст. 53 ГК РФ).