Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (История и особенности развития предпринимательства в России).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
1.1 История развития предпринимательства в России
1.2 Особенности развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом
2.1 Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России
2.2. Перспективы Российского малого и среднего предпринимательства в 2018 г.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Исторически в человеческом обществе из предпринимательства, коммерческой деятельности и торговли первой возникла торговля, которая как процесс обмена излишками продукции, известна с каменного века. Вначале обмен носил натуральный характер, но с возникновением денег установились товарно-денежные отношения и получила развитие коммерческая деятельность. Развитие коммерции и коммерческих отношений осуществлялось параллельно с предпринимательством, так как коммерческая деятельность является частью предпринимательства.
Таким образом, исторически торговля является более древней по отношению к коммерческой деятельности и предпринимательству. Как показывает история, предпринимательство всегда являлось главной составляющей экономической системы цивилизованного общества. Переход к рыночным отношениям ставит перед ним множество сложных задач, важное место среди которых занимает развитие предпринимательства.
Предпринимательство – способ хозяйствования, который утвердился в экономике всех развитых стран в результате многовековой эволюции. Первоначально предпринимателями назывались предприимчивые люди, которые действовали на рынке, или просто азартные, энергичные люди, склонные к рискованным операциям.
В дальнейшем под предпринимательством стали понимать любую деятельность, связанную с увеличением прибыли и не запрещённую законом. В большинстве стран предпринимательство является мощным двигателем социального и экономического развития. Без предпринимателей потребности людей не могут быть удовлетворены в полной мере.
Кроме того, предпринимательство способно выполнять организационную, управленческую, рыночную функции, формирует элементы творчества в социо-экономической жизни общества. Посредством предпринимательства реализуются нововведения в торговле, управления, информационных технологиях. Любое государство гордиться плодами деятельности своих предпринимателей.
Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации талантов и способностей каждого индивида, но и ведет к единению государства, сохранению его национального духа и национальной гордости.
Значимость данного исследования для автора и общества в целом. Зная историю развития предпринимательства и его особенности, можно спрогнозировать и определить пути его развития и влияния на качество жизни современного общества.
Степень изученности. Проблема истории развития предпринимательства довольно широко представлена отечественными исследователями.
Для анализа истории зарубежного предпринимательства использованы материалы учебной литературы таких авторов как Криворучко О.Н., Баженов Ю.К., Сметанин С.И.
Данные этих источников считаются вполне достоверными, так как авторы обладают рядом научных статей и монографий. Так же для анализа использованы другие работы историков, экономистов, политологов, посвятивших свои работы изучению и анализу западноевропейского и российского общества.
Анализ истории развития отечественного предпринимательства построен на работах Гайнутдинова Р.К., Ионичева Н.П., Петрякова В.Г., посвященных изучению важных аспектов становления и развития отечественной предпринимательской деятельности.
Предмет исследования - история предпринимательства. Объект исследования - предпринимательская деятельность.
Цель работы - рассмотреть историю предпринимательства как основного вида деятельности, способного повлиять на развитие общества и цивилизации в целом.
Задачи решения поставленной цели:
1.Определить понятие и сущность предпринимательства и коммерческой деятельности.
2. Рассмотреть проблемы и пути их решения российского торгового предпринимательства.
Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1. ИСТОРИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
1.1 История развития предпринимательства в России
История предпринимательства в России начала свое становление еще во времена Киевской Руси в виде различных промыслов – бортничества и звероловства. Именно купцы считаются первыми его массовыми представителями. Наряду с развитием торговой деятельности формировались крупные зоны российской предпринимательской деятельности.
В XI веке на Руси был принят первый документ для регулирования отношений между купцами. В нем предусматривалась возможность банкротства и были закреплены принципы неприкосновенности собственности.
Но позднее, из-за нападений татаро-монголов, история предпринимательства в России проявлялась преимущественно в виде сельских промыслов.
Далее отмечается развитие торговли воском, льном, смолой, металлическими и кожаными изделиями. В XVI в. была основана Нижегородская ярмарка. В этом же веке происходит расцвет и торгово-промышленной деятельности, укрепленной столичным купечеством. –
История развития российского предпринимательства – это становление и появление первых крупных купцов и производственников, которые начинаются с рода Строгановых. Мощным толчком для торгово-промышленного бизнеса послужила эпоха Петра. В группы самых крупных деловых людей того времени входят обеспеченные ремесленники, торговцы и крестьяне. Уже к началу XX в. предпринимательской деятельностью в России занималось примерно пять миллионов человек. В этот же период было основано порядка полутора тысяч акционерных обществ, процветал частный и семейный бизнес.
История предпринимательства в России снова приостановила свое развитие во время революции 1917 года. И только с 1921 года в период НЭПа торговцы и купцы возобновили торговые отношения. В 1965 году произошла реформа, которая упростила сотрудничество между торговцами, но только через 25 лет государственное предпринимательство в России стало официальным.
В 1995 году численность представителей малого бизнеса значительно сократилась. Причиной такой ситуации стал принятый правительством закон о поддержке этого вида деятельности, который, как водится, принес обратные результаты.
Но в 1997 году история предпринимательства в России вышла на новый уровень. В этот период отмечался рост общей численности малых предприятий.
По данным Госналогслужбы РФ на 1.07.1997 года количество частных бизнесменов составило 3,5 млн. человек.
За прошедшие годы сложившаяся структура в отрасли малого предпринимательства практически не изменилась. Сфера производства все так же не привлекает малые предприятия.
Большая часть частных компаний работает в сфере общественного питания и торговли (43,2%). Небольшая доля приходится на строительную и промышленную отрасль (16,5 и 15%).
Такую тенденцию развития можно объяснить спецификой малого бизнеса как экономического сектора и ситуацией на мировом рынке, где нематериальная сфера деятельности доминирует над производственными отраслями. В частности, это касается именно малого предпринимательства.
На малое предпринимательство на протяжении всего его существования возлагаются различные социально-экономические задачи и именно малый бизнес является основой социально-экономических преобразований. Например, благополучие современного государства, в целом зависит от уровня развития малого бизнеса. Также малое предпринимательство является достаточно значимым для подавляющего числа экономически активного населения.
Опыт развитых стран показывает, что малое предпринимательство играет весьма важную роль в экономике. Развитие малых предприятий влияет, прежде всего, на экономический рост в целом, ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами надлежащего качества, то есть данный вид предпринимательства решает многие актуальные экономические, социальные и другие виды проблем любого государства. Малое предпринимательство в системе экономических и социальных отношений большинства государств выполняет важнейшие функции.
К таким функциям относится, например, такие как: инновационность, поддержание нормальной конкурентной среды, создание дополнительных рабочих мест для населения (одно из важнейших преимуществ, так как чем больше создается малых предприятий, тем быстрее идет сокращение безработицы в стране), противодействие монополизму, а также расширение потребительского спроса и повышение профессиональной активности.
Поскольку малый бизнес создает дополнительные рабочие места населению, то это значит, что именно малые предприятия способны помочь решению важнейшей проблемы инфляции, что является огромным преимуществом, «плюсом» для дальнейшего своего существования и развития.
Несмотря на то, что "лицом" любого развитого государства являются крупные предприятия, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия, так как они представляют собой наиболее массовую, динамичную и гибкую форму деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и используется основная масса национального ресурсного потенциала страны, которая и является питательной средой для крупного бизнеса. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.
Малый бизнес - это предпринимательская деятельность в относительно небольших масштабах[1] (некрупных фирм), формально не входящих в объединения.
Более широкое определение этому понятию можно дать следующим образом: «малый бизнес – это система экономически обособленных малых и средних предприятий, ориентированных на рынок, формирующих структуру и объем производства под воздействием покупательского спроса на товары и услуги, административно не зависимых от государственных и иных учреждений»[2].
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.
Таким образом, можно сделать вывод, что инновационность для малого бизнеса это неотъемлемая и необходимая часть, существенный признак для создания и дальнейшего развития предприятия.
Развитие малого предпринимательства в России имеет относительно недолгую историю в рамках экономического развития страны. Малое предпринимательство существует с 1990 года в форме обществ с ограниченной ответственностью, которые становились приемниками ранее созданных кооперативов.
Что касается появления и развития малого предпринимательства в России до 90-х годов прошлого столетия в других формах (различного рода кооперативов и артелей), то история их развития берет свое начало в далеком 1900 году.
А уже к 1917 году насчитывалось около 50 тысяч действующих кооперативов с распространением коллективной собственности на все этапы - от закупки средств и предметов труда до продажи произведенного готового продукта. В то время люди массами начали проходить обучение, посещая различные предпринимательские курсы.
Начиная с 1990-х годов, малое российское предпринимательство прошло четыре основных этапа в своем развитии.
Первый этап развития начался приблизительно в конце 1980-х годов, когда огромные льготы всех видов (в том числе за счет средств госбюджета) обусловили быстрое накопление капиталов. Также наладились организация производства дефицитных товаров и услуг широкого потребления, развитие розничной торговли, общественного питания и прочее.
Первый этап развития иллюстрирует, что отсутствие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, негативно влияло на общий ход развития малой деятельности в целом. Отсутствие законодательных мер заставило многих кооператоров самостоятельно защищать и отстаивать свои интересы, выступать перед чиновниками страны как с экранов телевизоров и через различные средства массовой информации, так и публично перед всем народ на площадях.
Таким образом, активная агитация приводила людей к так называемому сплочению, интеграции и объединению ряда предпринимателей по интересам. В результате сформировались отраслевые предприятия, в том числе и малого бизнеса в области сельского хозяйства, наукоемких отраслей и торговой деятельности. Так, в 1990 году был создан Российский союз совместного предпринимательства, а уже через год создали Аграрный союз.
Второй этап имел экстенсивный тип экономического развития. Так, развитие малого предпринимательства началось приблизительно в 1991-1992 годах в сопровождении либерализации цен.