Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (История и особенности развития предпринимательства в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новому витку развития предпринимательства посодействовала массовая приватизация государственного имущества, в том числе и малых предприятий (различных государственных учреждений) и отмена монополии внешней торговли. После 1993 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики.

Впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. После 1993 года также стали приниматься законы, регулирующие деятельность малых предприятий - Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях», было принято постановление Совета министров Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» и другие. В 1991-1994 годах число малых предприятий выросло с 267 до 897 тысяч, что увеличило численность занятости на 3,4 миллионов человек (с 5,4 до 8,8 миллионов человек).

12 мая 1995 года Государственной Думой был принят федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Данный закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Также были определены организационно-правовые нормы, критерии малых предприятий, в том числе аспекты государственной поддержки малого предпринимательства, вопросы налогообложения и многое другие.

14 мая 1995 года был принят федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Данный закон определял признаки субъекта малого предпринимательства и инфраструктуру поддержки и развития малых предприятий. А к 1996 году уже насчитывалось 1040 тысяч малых фирм. В тот период образовавшееся количество малых предприятий являлось максимальным[3].

Третий этап развития малого предпринимательства начался приблизительно в 1996-1997 годах и продлился вплоть до 2003 года. С 1998 года начало появляться новое законодательство, стали ужесточаться требования касающиеся создания, существования и развития предприятий малого бизнеса.

Отныне при регистрации необходимо проходить много различных обязательных процедур и фондов (Пенсионный фонд, Социальное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и другое), именно поэтому в этот период наблюдается сокращение числа малых предприятий.


Это было связано с резким снижением доходности самостоятельной предпринимательской деятельности. Налоги стали отнимать до 80 % легального дохода предпринимателей. В итоге в 1990-е годы число малых фирм резко сократилось до 840 тысяч.

Из-за финансового кризиса почти половина фирм ушли с легального рынка в теневой. В 2002-2003 годах наблюдается рост числа малых предприятий, и соответственно увеличение их доли в валовом внутреннем продукте на 1,8 % (с 9,6 до 10,4 %).

Это позволило увеличить, прежде всего, занятость населения страны с 7,23 до 7,78 миллионов человек, то есть создать 550 тысяч рабочих мест.

С 2003 года российский малый бизнес начал качественно новый виток развития - начался четвёртый этап, который продолжается по нынешний год. На рисунке проиллюстрирована динамика развития малого предпринимательства в России на протяжении всех четырехосновных этапов развития.

Рисунок 1. Динамика развития малого предпринимательства в России (данные на 1 января соответствующего года)

В то же время приходится акцентировать внимание на том, что присутствует целый ряд затруднений в развитии малого предпринимательства. К ним относятся такие затруднения как:

 ограниченность сферы малого предпринимательства, связанная, прежде всего, с минимальными размерами собственного капитала малых предприятий;

 проблемы, связанные с необходимостью действовать в условиях жесткой конкуренции;

 повышенный риск, особенно в новых сферах деятельности;

 небольшая степень социальной защиты работников в отличие от социальной защиты работников на крупных предприятиях.

Таким образом, история российского предпринимательства за достаточно короткий срок своего существования прошла все стадии эволюционного развития.

В результате этого успели сформироваться определенные капиталы, которые и способствовали непосредственному расширению инвестиционных вложений во все сферы народного хозяйства.

В настоящее время рассматривается вопрос развития сети малых предприятий в программе демонополизации народного хозяйства страны. Данный вопрос является одним из самых главных в экономике страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

 выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;

 создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.

 выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков из состава крупных предприятий.


В настоящее время развитие малого бизнеса в России включено в программу демонополизации всех структур экономики страны. На этом этапе предусматривается разукрупнение масштабных монопольных производств, путем выделения производственных блоков в самостоятельные небольшие организации, а также создание дочерних предприятий.

На сегодняшний день выделен ряд причин, которые тормозят развитие малого предпринимательства в России:

 сложная экономическая и финансовая обстановка в стране;

 слабая правовая защищенность предпринимателей;

 низкий уровень правовых и экономических знаний самих предпринимателей;

 негативное отношение к предпринимателям части населения;

 спад производства;

 слабые действия государственной поддержки в сфере малого бизнеса;

 снижение покупательной способности население на массовую продукцию (в связи с кризисной обстановкой в стране);

 плохая деловая этика, как в бизнесе, так в государственном секторе.

Развитие и состояние малого предпринимательства в России на протяжении всех четырех основных этапов развитиях иллюстрирует тот факт, что в стране после нескольких лет реформ малый бизнес становится самостоятельным и важным сектором национальной экономики.

Последнее время государство пытается упростить процесс регистрации малый предприятий, уменьшить количество различных бюрократических процедур. Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика в настоящее время направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России.

1.2 Особенности развития малого и среднего бизнеса в России и за рубежом

Малый и средний бизнес в России в настоящее время развиваются в непростых условиях, что сдерживает их дальнейшее развитие.

Малый бизнес очень гибко реагирует на изменение рыночной конъюнктуры, может быстро перестроить производство на выпуск другого товара или услуги. Все это дает возможность в короткие сроки окупать вложенный капитал путем его перелива из одной отрасли в другую.

Малый бизнес более восприимчив к нововведениям, так как может быстро перестраивать производство и апробировать новые идеи, но из-за ограниченности финансовых ресурсов заинтересован в ускоренной разработке технический решений.


На Западе активно поддерживаются рисковые (венчурные) проекты за счет аккумулирования из различных источников финансовых средств под эти проекты. Венчурные предприятия оперативно разрабатывают и доводят до выпуска промышленного образца многие оригинальные идеи.

Всем известен факт, что малые предприятия гораздо быстрее могут создать инновационный продукт, нежели крупные предприятия.

В силу этого для поддержки малого предпринимательства в развитых странах выделяются огромные финансовые ресурсы[4].

В течение непродолжительного периода времени нормативная база малого бизнеса несколько раз изменялась. Окончательный вариант сформулирован в Федеральном законе «О государственной поддержке малых предприятий в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года. Однако этот документ не избавил малый бизнес от проблем и правовых коллизий, скорее наоборот, нерешенных вопросов и различное их толкование, связанное со льготами, действующими моделями отчетности, порядком налогообложения, стало больше.

Нестабильность рыночной ситуации, отсутствие эффективной кредитной политики со стороны банковских структур, а также недостаточная компетентность самих предпринимателей приводят к тому, что количество создаваемых предприятий незначительно превышает количество разорившихся.

По оценкам экспертов прирост предприятий в России составляет 25 тыс. фирм в год, тогда как во Франции этот показатель составляет 220 тыс. в год[5].

Доля малых предприятий в ВВП составляет 10—12 %, в развитых странах эта доля составляет 50—60 %.

На тысячу жителей России приходится около 7 малых предприятий, в Европе этот показатель достигает 30—35 предприятий.

Однако, следует иметь ввиду, что прямо сравнивать российскую и западную статистику некорректно, так как на Западе малым считается предприятие численностью 1 тыс. человек, а в России — не более 100 человек.

Много существует барьеров для выхода малого и среднего российского бизнеса на международную арену. Если говорить в целом, то здесь стоит отметить тот факт, что российские малые предприятия финансово маломощные, практически отсутствует поддержка государства в вопросе выхода на мировые рынки.

Можно привести следующие основные факторы, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса и его выходу на международные рынки:

- волатильность законодательства;

- высокий уровень коррумпированности чиновников;


- недостаток или полное отсутствие финансирования малого бизнеса со стороны государства;

- отсутствие эффективной политики в области банковского кредитования;

- неполное использование возможностей либо их полное отсутствие в области доступа к современным технологиям;

- несовершенство налогового законодательства;

Для субъектов малого предпринимательства действует упрощенная система налогообложения, предусматривающая замену обычных налогов предприятия (НДС, налог на прибыль, НДФЛ и др.) на единый налог, уплачиваемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.

Ставка единого налога с дохода составляет 6 %, с прибыли 15 %[6]. Условиями применения данной системы налогообложения являются ограничения по размеру годовой выручки (не более 15 млн руб.) и по численности персонала (до 100 человек).

Однако, несмотря на все преференции, особой популярностью среди предпринимателей данный налоговый режим не пользуется в силу жестких ограничений в его применении, невозможности применения льготы по налогу на прибыль и слабой информированности налогоплательщиков (рис. 1).

Рисунок 2. Распределения числа малых предприятий по использованию различных налоговых режимов в 2017 г. Источник: Федеральная служба государственной статистики

В целом малый и средний бизнес в России развивается медленными темпами. Роль малых предприятий в экономике развитых стран такая же, как и у крупных предприятий: малый бизнес приносит 50 % в валовой национальный продукт страны, что означает сбалансированность экономики.

Для успешного развития малого и среднего бизнеса необходима стабильная и эффективная налоговая система. Действующая на сегодняшний момент система, к сожалению, слишком сложна и неоднозначна, что способствует сокрытию субъектами хозяйственной деятельности своих реальных доходов, а значит и снижению доходов государства в целом.

Снижения бюрократического барьера — еще один фактор развития малого и среднего бизнеса. Делать это необходимо через упрощение процедуры регистрации предприятий, лицензирования и выделения помещения для аренды. Улучшение нормативной базы вкупе со снижением бюрократического барьера создадут условия и для свертывания теневой экономики России.

2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ