Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I Экономическое содержание понятия «прибыль»
1.3 Формирование прибыли предприятия
Глава II Распределение и использование прибыли
2.1 Принципы распределения и использования прибыли
2.2 Особенности распределения прибыли на предприятиях различных организационно-правовых форм
Глава III Прибыль предприятия и экономический рост
3.1 Экономический рост предприятия
Распределение прибыли происходит в соответствии с внутренней политикой компании. Формирование такой политики представляет собой одну из наиболее сложных задач управления предприятием. Политика распределения прибыли призвана отражать долгосрочные цели компании, обеспечивать рост ее рыночной стоимости (в случае публичных компаний), формировать требуемый объем инвестиционных ресурсов. Кроме того, в процессе распределения прибыли необходимо учитывать зачастую противоположные интересы акционеров, менеджмента и сотрудников компании.
Основной целью политики распределения прибыли является оптимизация соотношения части прибыли, которая будет капитализирована и части, которая будет использована для реализации долгосрочной стратегии компании. Как правило, политика распределения прибыли основана на следующих принципах:
- Соответствие общей политике управления прибылью предприятия. Цель и задачи политики распределения прибыли должны быть связаны с целями и задачами общей политики управления прибылью, поскольку распределение прибыли в настоящем периоде является базой для формирования прибыли в предстоящем периоде.
- Стабильность и устойчивость. Базовые принципы, лежащие в основе политики распределения прибыли, должны носить долгосрочный характер. Соблюдение данной концепции крайне важно для компаний с большим количеством миноритарных акционеров.
- Предсказуемость. В случае изменения пропорций распределения прибыли как результат корректировки долгосрочной стратегии предприятия, все акционеры компании должны быть вовремя осведомлены о таких изменениях. Информирование инвесторов является одной из лучших практик корпоративного управления и важным условием обеспечения «прозрачности» фондового рынка.
Описанные выше принципы не являются исчерпывающими, однако создают прочный фундамент для формирования политики распределения прибыли любой компании.
Следует упомянуть, что процесс распределения прибыли предприятия происходить после расчета суммы, которая должна быть направлена в государственный бюджет в виде налогов и сборов, ставки которых устанавливаются на федеральном уровне и не могут быть произвольно изменены.
Прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов и сборов в государственный бюджет, иными словами называется чистой прибылью. Чистая прибыль также может служить базой для выплаты штрафов, компенсаций или удовлетворения других материальных требований со стороны органов власти.
Однако на процесс распределения чистой прибыли в рамках коммерческой компании государство повлиять не может. Фирма вправе самостоятельно определять, какая часть прибыли будет направлена на производственное развитие, а какая – на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, за счет чистой прибыли могут быть выплачены дополнительные единовременные поощрения и пособия сотрудникам.
После окончания процесса распределения прибыли происходит использование прибыли в соответствии с утвержденным планом. Зачастую перед непосредственным использованием денежных средств предприятия могут проводить ретроспективный экономический анализ с целью наиболее эффективного использования средств. Такой анализ производится в несколько этапов:
- Анализ состава прибыли в динамике за несколько периодов
- Факторный анализ прибыли
- Причины отклонения прибыли в ту или иную сторону от ранее составленного бюджета
- Ретроспективный анализ использования прибыли в части накопления и потребления
- Анализа эффективности использования прибыли в части накопления и потребления.
Проведение подобного анализа позволяет компании разработать новый или скорректировать действующий финансовый план для оптимизации своей деятельности. Таким образом, следование указанным принципам распределения и использования прибыли способствует повышению эффективности производства предприятия.
2.2 Особенности распределения прибыли на предприятиях различных организационно-правовых форм
В соответствии с вышеописанными принципами, компании имеют возможность самостоятельно распределять и использовать полученную чистую прибыль. Тем не менее, в зависимости от организационно-правовой формы на предприятия могут быть наложены некоторые ограничения.
Полное товарищество
Распределение прибыли в полном товариществе происходит в соответствии с учредительным договором, в котором закреплены размеры долей всех участников. Однако ключевым фактором в данном случае является срок, на который создано полное товарищество.
Если товарищество создано на конкретный срок с целью реализации проекта, то распределение прибыли происходит в соответствии с долями в уставном капитале.
Если же товарищество создано на длительный или неопределенный срок, то распределение прибыли происходит в соответствии с необходимостью пополнения фонда потребления и фонда накопления предприятия. Кроме того, часть прибыли распределяется между учредителями.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество)
Процесс распределения чистой прибыли начинается с выплаты дохода учредителями (коммандитистам), поскольку они вносят свои доли в складочный капитал, но не участвуют в текущей деятельности предприятия и не несут ответственности за результаты его деятельности. Прибыль распределяется в соответствии с долями коммандитистов в уставном капитале. После этого происходит удовлетворение нужд самого предприятия. В случае, если часть прибыли остается свободной, то она распределяется между полными товарищами (действительными членами).
Если по окончании отчетного периода предприятие получило убыток, то полные товарищи обязаны возместить коммандитистам их долю прибыли за счет продажи части имущества товарищества.
Общество с ограниченной ответственностью
Распределение чистой прибыли (или прибыли после уплаты всех требуемых налогов и пошлин) происходит в трех направлениях: фонд потребления, фонд накопления и резервный фонд. В соответствии с законом «Об обществах с ограниченной ответственностью»[2] формирование резервного фонда требуется для своевременного выполнения предприятием своих обязательств перед учредителями, которые выходят из состава акционеров. Фонд накопления в первую очередь создается для аккумулирования денежных средств, требуемых для долгосрочных инвестиционных проектов, а фонд потребления – для удовлетворения текущих нужд предприятия. Кроме того, в обществах с ограниченной ответственностью фонд потребления может служить источником выплат учредителям в соответствии с размером их долей в уставном капитале.
Акционерные общества
По аналогии с обществом с ограниченной ответственностью акционерные общества также имеют фонд потребления, фонд накопления и резервный фонд. Однако часть прибыли также распределяется на дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям. Именно порядок распределения этой части прибыли является наиболее сложным, однако он, как правило, закреплен в уставе акционерного общества. Кроме того, в рамках корпоративного управления совет директоров предприятий разрабатывает политику в области распределения прибыли, которая подлежит утверждению на общем собрании акционеров. Поэтому многие компании, существующие в виде данной организационно-правовой формы, зачастую рассчитывают минимальную дивидендную доходность, которую должны получить акционеры общества по окончании отчетного периода.
Дивидендная доходность, получаемая акционерами, зависит от типа акций, которыми они владеют. Так, по привилегированным акциям предусмотрена обязательная выплата дивидендов по заранее утвержденной ставке. В то время, как дивиденды по обыкновенным акция не являются фиксированными и в большей степени зависят от размера полученной компанией прибыли и ее части, распределенной на выплату дивидендов. В целях стратегического развития предприятия, менеджмент и совет директоров могут принять решение о невыплате дивидендов по итогам финансового года и капитализации этой части прибыли на балансе компании. Политика распределения именно этой части прибыли в значительной степени влияет на развитие акционерного общества и его способности выплачивать дивиденды в будущем. Однако на практике выплата дивидендом акционерам может негативно повлиять на рыночную стоимость компании и создавать сложности с использованием источников финансирования на рынке акционерного капитала. В то же время высокий уровень дивидендов ведет к чрезмерному расходованию капитала и торможению развития бизнеса.
Унитарное предприятие
В виде унитарного предприятия, как правило, существуют государственные и муниципальные предприятия и изначально создаются по решению уполномоченного органа государственной (муниципальной) власти. Поскольку собственником предприятия является Российская Федерация, то порядок распределения прибыли закреплен законодательно. Как правило, распределение прибыли происходит в соответствии с уставом казенного предприятия с учетом регламента планирования и финансирования деятельности государственных предприятий, установленного Правительством Российской Федерации.
В соответствии с данной нормативной базой прибыль унитарного предприятия является результатом выполнения текущего плана-заказа и направляется на финансирование выполнения последующих планов-заказов, а также на другие производственные цели и социальное развитие по нормативам, которые установлены уполномоченным органом. Конечной инстанцией по утверждению соответствующих нормативов является Министерство финансов Российский Федерации. Часть чистой прибыли, которая остается после выполнения всех требований, подлежит изъятию в федеральный бюджет.
Таким образом, политика распределения и последующего использования прибыли в значительной степени зависит от организационно-правовой формы предприятия. Акционерные общества имеют наибольшую гибкость в определении пропорций, направляемых на потребление, накопление и в резервный фонд. В то время как унитарные предприятия при распределении и использовании прибыли действуют в рамках законодательства Российской Федерации.
Глава III Прибыль предприятия и экономический рост
3.1 Экономический рост предприятия
Экономический рост – это количественное увеличение и качественное усовершенствование производства. В наиболее широком смысле различают экстенсивный и интенсивный экономический рост.
В первом случае рост достигается путем количественного увеличения факторов производства или ресурсов. Поскольку основными факторами производства являются труд, земля, капитал и предпринимательские способности, то экономический рост может быть результатом увеличения численности сотрудников, роста производственной мощности предприятия, увеличения единиц оборудования. При этом выпуск продукции в расчете на одного человека остается прежним.
Во втором случае экономический рост определяется усовершенствованием и повышением качества технологий, а также использованием инноваций и новых систем управления. За счет внедрения более эффективных и качественно совершенных факторов производства предприятие также увеличивает масштаб выпуска продукции, однако в данном случае выпуск продукции в расчете на одного человека может увеличиться при неизменном составе численности персонала. Более того, использование новых технологий позволяет увеличить производительность труда и потреблять имеющиеся ресурсы более рационально.
Однако перечисленные выше факторы производства не являются единственными источниками экономического роста. Под факторами производства в широком смысле понимают явления и процессы, которые определяют потенциальные возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.
По способу воздействия на экономический рост разделяют прямые и косвенные факторы. Прямые факторы отражают физическую способность предприятия к экономическому росту, в то время как косвенные факторы определяют возможность превращения этой способности в действительность.
Среди основных прямых факторов, определяющих динамику производства выделяют:
- увеличение объема капитала и улучшение его качественного состава;
- увеличение численности персонала и повышение его квалификации;
- усовершенствование технологий производства;
- увеличение количества и рост качества потребляемых ресурсов;
- рост предпринимательской активности и развитие предпринимательских способностей.