Файл: Экономическое содержание понятия прибыль.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди основных косвенных факторов выделяют:

  • снижение цен на ресурсы;
  • понижение ставки налогообложения;
  • расширение возможностей кредитования;
  • рост конкуренции и снижение монополизации рынков.

Все вышеперечисленные факторы в той или иной степени влияют на прибыль предприятия по итогам отчетного периода. Поэтому при ретроспективном анализе, а также при построении и корректировке долгосрочной стратегии важно учитывать степень влияния данных факторов на прибыль предприятия.

3.2 Прибыль как фактор экономического роста

Прибыль предприятия можно отнести к категории прямых факторов, влияющих на экономический рост компании. Однако рассматривать прибыль наравне с вышеуказанными прямыми факторами производства будет некорректно, поскольку сама по себе прибыль предприятия может служить причиной их изменения. Поэтому распределение и использования прибыли можно рассматривать в качестве основного фактора, который влияет на экономический рост компании через призму вышеуказанных основных прямых факторов.

Если рассматривать каждый из прямых факторов по отдельности, то можно убедиться, что для всех этих факторов ключевым драйвером является как размер прибыли предприятия, так и пропорция, в которой распределяется и используется соответствующая часть прибыли:

    1. Увеличение объема капитала и улучшение его качественного состава. В случае если предприятие для получения более высокого уровня прибыли планирует расширить производство, то ему потребуются инвестиции в увеличение объема используемого капитала, а также в улучшение его качества. Поэтому компании зачастую стремятся капитализировать большую часть прибыли (т.е. большую ее часть направить в фонд накопления, который в дальнейшем используется как источник финансирования долгосрочных проектов).
    2. Увеличение численности персонала и повышение его квалификации. С целью оптимизации производства зачастую предприятия стараются не увеличить выручку, а снизить издержки. Как правило, первой категорией издержек, подлежащих сокращению являются расходы на заработную плату. Менеджмент компании увольняет часть сотрудников, но в то же время готов инвестировать в обучение персонала. Если же предприятие имеет оптимальный уровень выплаты заработной платы, но стремится повысить производительность труда, оно также может инвестировать в повышение квалификации сотрудников. Зачастую источником денежных средства для данных целей является часть прибыли, которая направляется в процессе распределения в фонд потребления.
    3. Усовершенствование технологий производства. В соответствие с классической теорией экономического роста именно новые технологии являются основным фактором экономического роста. Поэтому инвестирование части прибыли в покупку или внедрение новой технологии позволит предприятию увеличить производственные мощности и сократить издержи, тем самым обеспечить долгосрочный экономический рост.
    4. Увеличение количества и качества потребляемых ресурсов. Наиболее простым способом расширения производства с целью получения более высокого уровня прибыли является увеличение количества требуемых ресурсов. Однако для некоторых предприятий наиболее оптимальной стратегией может быть инвестирование в более качественное сырье. Выбор в пользу того или иного способа компания делает после составления плана-бюджета на предстоящий период с учетом располагаемых ресурсов.
    5. Рост предпринимательской активности и развитие предпринимательских способностей. Несмотря на то, что данный фактор производства выделяют как один из основных среди тех, которые влияют на экономический рост, инвестирование в развитие предпринимательских способностей не является основной статьей расходов предприятий. Более того, наличие и развитие предпринимательских способностей требуется только от ограниченного круга лиц. Как правило, это менеджмент компании, который развивает свои способности в большей степени за счет опыта управления предприятием.

Таким образом, прибыль является одним из основных факторов экономического роста. Влияние прибыли зачастую носит не прямой, а косвенный характер: предприятия распределяют прибыль в соответствии с долгосрочной стратегией и с учетом текущих потребностей. Поскольку распределение прибыли происходит в нескольких направлениях, то одновременное инвестирование в несколько факторов способствует ускорению экономического роста и, как следствие, повышению уровня распределяемой прибыли.

3.3 Факторы роста прибыли

Прибыль создает основу экономического роста и развития предприятия за счет формирования базы для финансирования инвестиционных проектов. Более того, достаточный уровень прибыли предприятия позволяет решить социальные и материальные потребности сотрудников. Поэтому зачастую задача любого предприятия сводится к поддержанию достаточного уровня прибыли. Предприятиям требуется разработать и на постоянной основе поддерживать стратегию систематического увеличения прибыли и снижения издержек.

Как было описано в Главе I крайне важно учитывать условия рынка, в которых существует компания. Однако есть ряд мер, которым рекомендуется следовать для повышения вероятность увеличения прибыли от периода к периоду. Среди таких мер можно выделить:

  • Выполнение договорных обязательств. Строгое соблюдение условий договора с заказчиками позволяет компаниям поддерживать репутацию, что обеспечивает постоянный спрос на услуги предприятия.
  • Контроль процесса сбыта продукции. Предприятиям необходимо уделять должное внимание оборотным средствам и добиваться максимально быстрого движения продукции от производителя к потребителю.
  • Поддержка и улучшение качества выполняемых работ, что ведет к повышению конкурентоспособности и заинтересованности конечных потребителей в выборе данного производителя.
  • Контроль качества производимой продукции и сокращение доли производственного брака.
  • Оптимизация коммерческих и управленческих расходов. В частности, совершенствование рекламной деятельности, осуществление эффективной ценовой политики, внедрение программ лояльности, дифференциация различных категорий покупателей и пр.

Выполнение вышеуказанных мер способствует не только поддержанию требуемого уровня прибыли, но и постепенного его повышения в долгосрочном периоде. Более того, систематический внутренний мониторинг соответствующих показателей способен не только увеличить прибыль предприятия, но и нарастить долю рынка и объем получаемых заказов.


Таким образом, понимание основных факторов роста прибыли позволяет предприятиям правильно выстраивать долгосрочную стратегию для последующего оптимального ее распределения и использования.

Заключение

Конечной целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли. Поддержание достаточного уровня прибыли на протяжении всего периода существования компании требует значительных усилий со стороны менеджмента. Но гораздо более важным для предприятия является процесс распределения и использования полученной прибыли.

Помимо поддержания операционной деятельности на должном уровне менеджмент любой фирмы должен на регулярной основе проводить ретроспективный анализ того, каким образом были использованы заработанные предприятием денежные средства. На основе полученных выводов также требуется корректировка или обновление долгосрочной стратегии компании.

Однако для наиболее эффективного процесса распределения и использования прибыли требуется глубокое понимание классификации уровней прибыли и принципов их формирования. Более того, в зависимости от организационно-правовой формы предприятия процессы формирования, распределения и использования прибыль могут значительно отличаться друг от друга. Поэтому данный правовой аспект, так же, как и внешние экономические условия, следует принимать во внимание.

Как было описано выше, основными направлениями распределения прибыли являются фонд потребления и фонд накопления. Фонд потребления удовлетворяет текущие потребности компании, в то время как именно фонд накопления служит источником денежных средств, которые предприятие тратит на инвестиционные программы. Долгосрочные капиталоемкие проекты в свою очередь обеспечивают экономический рост предприятия.

Таким образом, стремление компаний к постоянному развитию и росту требует своевременных инвестиций. Поскольку зачастую привлечение внешнего финансирования может быть дорогостоящим, фирмы прибегают к использованию внутренних ресурсов. А наиболее доступным источником внутренних денежных средств является прибыль предприятия. Именно правильное понимание концепции формирования прибыли и последующего ее рационального и эффективного распределения и использования позволяют компаниям поддерживать экономический рост. Для того, чтобы предприятие имело возможность оптимизировать свою операционную деятельность, использовать новые технологии и удовлетворять все внутренние потребности, необходимо иметь устойчивую политику распределения и использования прибыли. Совокупным эффектом всех этих факторов, в основе которых лежит прибыль, является экономический рост предприятия.