Файл: Понятие источника и правовая сила гражданско-правовых норм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Опубликование и вступление в силу нормативного акта

Отношения, входящие в предмет гражданского права, главным образом регулируют действующие гражданско-правовые нормативные акты. Нормативные акты, в которых содержатся нормы гражданского права, должны быть обязательно официально опубликованы. Такое опубликование требуется и для того, чтобы определить момент его вступления в силу, и для того, чтобы ознакомить всех участников правоотношений с содержанием его правил. Помимо этого, официальное опубликование включает в себя также официальный (общепринятый) текст этого акта, которым нужно руководствоваться.

Согласно части 1 статьи 105 Конституции РФ федеральное законодательство принимается Государственной Думой. В связи с чем они признаются принятыми после того, как Государственная Дума принимает их в окончательной редакции (а не после одобрения СФ либо же подписания Президентом РФ). На протяжении 7 дней после того, как Президент подписал закон, акт официально публикуется в «Российской газете», «Парламентской газете» либо же в Собрании законодательства РФ. По истечении десяти дней со дня первой официального опубликования полного текста закона он вступает в действие, если иного порядка не предусматривает сам закон[18].

В ряде законов прямо предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Он может иметь связь с необходимостью немедленно ввести новый закон в действие, но предусматривать может и более поздние в сравнении с общепринятым сроки, связанные с необходимостью подготовить участников правоотношений к использованию нового закона. В случае принятия кодекса либо же другого крупного закона, который вносит серьезные изменения в законодательство, в некоторых случаях принимают специальный закон о порядке введения основного закона («вводного закона») в действие. Международные договоры, в которых принимает участие Российская Федерация, как правило, в действие вводят посредством принятия законов об их ратификации (и подлежат официальному опубликованию вместе с данными законами).

Другие правовые акты (указы Президента и постановления Правительства) также обязательно официально публикуются (кроме актов или отдельных их положений, в которых есть сведения, составляющие государственную тайну или обладающие конфиденциальным характером) в «Российской газете» либо же в Собрании законодательства РФ в течение десяти дней после дня подписания. Нормативные указы Президента Российской Федерации в силу вступают в течение семи дней со дня их первого официального опубликования. Постановления федерального Правительства, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, а также определяющие правовой статус организаций, в силу вступают по окончании семи дней со дня первого их официального опубликования. Тем не менее, в указах и правительственных постановлениях предусматриваться может и другой порядок их вступления в силу (к примеру, со дня их подписания).


Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, как говорилось ранее, подлежат как официальному опубликованию, так и особой государственной регистрации во многих случаях. После этого, в срок не позднее десяти дней со дня регистрации их нужно опубликовать в «Российской газете» или также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Официально опубликовывают не только те ведомственные акты либо же отдельные их положения, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну или обладающие конфиденциальным характером. По окончании 10 дней со дня официального опубликования они вступают в силу. Соответственно, исключается возможность применения противоречащих закону или неопубликованных ведомственных нормативных актов.

Акты гражданского законодательства обычно прекращают свое действие и теряют юридическую силу либо в результате их непосредственной отмены вновь принятыми актами, либо при наступлении прямо указанного в них обстоятельства (как правило, принятия нового акта, причем более высокого уровня, что характерно для подзаконных нормативных актов).

Для многих законов последнего времени, к сожалению, характерным стало отсутствие правил об отмене или изменении ранее действовавших норм. В этом случае следует исходить из того, что вновь принятый нормативный акт по общему правилу погашает полностью или в соответствующей части действие ранее принятого по этому же поводу акта такой же или более низкой юридической силы (например, правила нового закона парализуют действие соответствующих правил ранее принятых законов и подзаконных актов). Законом, однако, может быть установлено и иное положение. В частности, правило о необходимости соответствия ГК РФ гражданско-правовых норм, содержащихся в других законах (п. 2 ст. 3), указывает на необходимость руководствоваться нормами Кодекса даже при их коллизии с нормами новых федеральных законов (если, разумеется, в Кодекс при этом не было внесено изменений, устраняющих такие коллизии)[19].

2.2. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей российской территории. При этом по общему правилу они не имеют обратной силы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК РФ).


Это традиционное для всякого развитого правопорядка положение знает, однако, и ряд необходимых исключений. Прежде всего, сам гражданский закон может предусмотреть распространение своего действия и на отношения, возникшие до вступления его в силу. Так, Закон о введении в действие части второй ГК РФ (ст. 12) распространил действие новых правил о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (в том числе повышающих объем возмещения), на случаи причинения такого вреда, происшедшие за три года до вступления в силу соответствующих правил Кодекса (если указанный вред остался невозмещенным). Этот же Закон (ст. 11) распространил действие новых правил об охране прав и интересов вкладчиков на отношения, связанные с привлечением денежных средств во вклады, также возникшие до принятия второй части ГК РФ (и сохранившиеся на момент введения его в действие)[20].

Едва ли, однако, можно безоговорочно согласиться с распространением данного положения на действие подзаконных актов. Представляется, что эти последние в принципе не должны содержать указаний о придании им обратной силы, если только такая возможность не основана на прямом указании закона.

Другая ситуация связана с длящимся характером многих гражданских правоотношений. Если, например, закон изменил продолжительность давностного срока по какому-либо требованию, возникшему до введения его в действие, но предъявленному в суд после этого момента, то какой срок - старый или новый - должен в этом случае применяться (разумеется, при отсутствии специальных прямых указаний закона на этот счет)? В соответствии с общим правилом п. 2 ст. 4 ГК РФ новый закон применяется также к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его в действие, но на основе существовавших до этого момента правоотношений. Следовательно, требование, предъявленное в суд после введения в действие нового закона, подпадает под действие новых давностных сроков, хотя его основой и служит ранее возникшее правоотношение[21].

Особые правила предусмотрены для договоров, заключенных до введения в действие нового закона (устанавливающего в этом отношении обязательные, императивные предписания), но исполняемых после этого момента. С тем чтобы обеспечить точное, надлежащее исполнение взятых на себя сторонами договора обязательств, отражающее важнейший принцип договорного права, закон сохраняет здесь силу за условиями ранее заключенного договора (п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 422 ГК РФ), несмотря на их противоречие новым императивным правилам. Тем самым, в сущности, как бы продлевается действие старого, ранее действовавшего законодательства, на котором основывались условия заключенных договоров.


Конечно, в новом законе может быть прямо предусмотрено распространение его действия и на отношения, вытекающие из ранее заключенных договоров. Например, Закон о введении в действие части второй ГК РФ в ч. 1 ст. 8 распространил действие правил Кодекса об основаниях, последствиях и порядке расторжения договоров отдельных видов на все действующие договоры, независимо от даты их заключения. В этом случае общее правило п. 2 ст. 422 ГК РФ не применяется.

Как уже отмечалось, федеральный характер гражданского законодательства предопределяет его действие на всей российской территории. Ограничение территориального действия правил, регулирующих имущественный оборот, может вводиться лишь федеральным законом и только в случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности государства, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (абз. 2 п. 3 ст. 1 ГК РФ).

Правила гражданского законодательства распространяются на соответствующие отношения российских субъектов гражданского права: граждан, юридических лиц и публично-правовых образований. Вместе с тем они применяются также к гражданским правоотношениям с участием иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ). В частности, при определенных условиях они могут применяться к договорам российских субъектов права с иностранными контрагентами. Условия и порядок такого применения регулируются нормами международного частного права (разд. VI ГК РФ).

Федеральный закон сам может установить ограничения сферы своего применения определенным кругом лиц. Так, Федеральный закон «Об акционерных обществах»[22] до определенного им момента не распространяет действие ряда своих правил на акционерные общества, созданные в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий (абз. 2 п. 5 ст. 1 данного Закона).

Изложенные положения в целом применимы и к действию подзаконных нормативных актов, содержащих нормы гражданского права.

2.3. Толкование и применение гражданско-правовых норм

Широта и сложность регулируемых гражданским правом отношений могут вызвать к жизни ситуации, прямо не урегулированные гражданско-правовыми нормами. Такой пробел, не восполняемый ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота, устраняется с помощью аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ). Аналогия закона выражается в том, что к соответствующим отношениям применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения. Она допустима при наличии определенных условий:


  • во-первых, существование пробела в законодательстве, не восполняемого с помощью предусмотренных законом средств, включая обычаи имущественного оборота;
  • во-вторых, наличие законодательного регулирования сходных отношений. Так, трастовые операции банков до принятия специальных правил о договоре доверительного управления имуществом фактически регулировались нормами о сходных договорах - поручения и комиссии, которые и применялись к трастовым договорам при отсутствии в них каких-либо необходимых условий;
  • в-третьих, применение аналогичного закона к регулируемым отношениям должно не противоречить их существу. Нельзя, например, применять общие положения о сделках к большинству личных неимущественных отношений.

Не является аналогией закона отсылка к регламентации сходных отношений, установленная законодательным порядком, например распространение правил о статусе обществ с ограниченной ответственностью на общества с дополнительной ответственностью (п. 3 ст. 95 ГК РФ). Ведь здесь речь идет не о пробеле в законе, а об особом юридико-техническом приеме, способе регулирования.

При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права (п. 2 ст. 6 ГК РФ). Смысл ее состоит в определении прав и обязанностей сторон правоотношения на основе не конкретных правовых норм, а общих начал и смысла гражданского законодательства, а также требований добросовестности, разумности и справедливости. Под общими началами гражданского законодательства следует понимать основные принципы гражданско-правового регулирования, а под его смыслом - отраслевые особенности, определяемые спецификой предмета и метода гражданского права. Критерии добросовестности, разумности и справедливости обычно применяются в негативном смысле: имея в виду, что решение, соответствующее началам и смыслу гражданского законодательства, не должно быть вместе с тем «недобросовестным», «неразумным» или «несправедливым».

Таким образом, аналогия права допустима при наличии пробела в законе, невосполнимого с помощью аналогии закона (т.е. при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения), а также с соблюдением названных выше критериев. При этом реальное применение аналогии права в судебной практике является крайне редким, исключительным случаем.

Следует подчеркнуть, что правила об аналогии закона и аналогии права используются в гражданском праве только при применении законодательства в строгом смысле слова, т.е. федеральных законов. Они не могут распространяться на действие подзаконных нормативных актов, а имеющиеся в них пробелы не могут восполняться подобным образом.