Файл: Понятие и система источников гражданского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос единообразного понимания сущности источника права требует специальной теоретической разработки, а комплексных работ, которые посвящены указанной тематике, немного в российской юриспруденции. В своих трудах исследователи чаще касаются только отдельных аспектов источниковедения, представляя по данному предмету в целом обширные познания, но достаточно разрозненные сведения и противоречивые позиций.

При этом понятие «источник права» применяется в процессе изучения правовых явлений так часто, что проблема по его адекватному пониманию и применению особенно злободневна. Как изучение всеобщих признаков и свойств права, так и характеристика мирового правового пространства либо же правовой системы отдельно взятого государства не представляются возможными без применения изучаемой категории. Вместе с этим вне зависимости от критериев классификации правовых источников, от их содержания и понятия они все выступают в рамках определенной правовой системы как нечто единое целое, которое формирует указанную правовую систему и наполняет ее определенным нормативным содержанием.

Процесс развития гражданского права необходимо рассматривать в контексте общего развития российского права. Более того, его следует постоянно соизмерять с развитием гражданского и торгового права высокоразвитых стран мира, поскольку гражданское право России является составной частью конгломерата общемировых систем права.

На законодательном уровне в центре российского гражданского права, как известно, находится Гражданский кодекс РФ, принятие четырех частей которого растянулось на довольно значительный период времени (1994 - 2006 гг.). Включенные в ГК РФ правовые положения и нормы обладают известной новизной в решении многих вопросов, возникающих как в странах с рыночной экономикой, так и в нашей стране, вступившей на рыночный путь экономического развития.

В последнее время большое значение приобретают общетеоретические проблемы, связанные с определением основных направлений развития гражданского законодательства в условиях рыночной экономики. Речь идет о корреляции роли государства с соответствующим законодательством в обеспечении развития экономики и повышения жизненного уровня. При этом имеется в виду не механический рост числа принимаемых законов, а необходимость повышения их качества и эффективности воздействия на процессы становления в России нового общества, на удовлетворение потребностей всех социальных групп населения.


Целью данной работы выступает изучение определения, понятия, становления, развития и влияние источников гражданского права на само право в целом. Предметом исследования является система гражданского законодательства. Объектом исследования представляется совокупность гражданско-правовых нормативных актов, построенных по иерархическому принципу.

Задачами данной работы являются:

1. Определить понятие и виды источников гражданского права

2. Выявить влияние международных договоров и судебной практики на развитие и их применение в гражданском праве.

3. Рассмотреть систему гражданского законодательства.

4. Дать характеристику действия гражданского законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц.

5. Раскрыть толкование и применение гражданско-правовых норм.

Методологическую основу работы определяют общенаучный диалектический метод, а также сравнительно-правовой, конкретно-социологический, историко-правовой, статистический, логический, специально-юридический метод и др.

Данная работа состоит из введения, основной части разбитой на 2 главы, заключения и списка литературы.

1. Понятие и система источников гражданского права

1.1. Понятие источника и правовая сила гражданско-правовых норм

Нормы гражданского права выражены в различных правовых формах, которые в юридической науке получили название «источники гражданского права». Рассматривая понятие «источник права» необходимо отметить, что в данном случае речь идет о форме выражения правовых норм, имеющей общеобязательный характер. Установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное значение. Ведь только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического (общеобязательного) значения[1].

В современных развитых правопорядках господствующей формой (источником) права являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере они традиционно охватываются понятием гражданского законодательства.


Активное включение современной России в мировую экономику потребовало более полного, чем ранее, учета в ее национальном законодательстве международно-правовых положений. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ[2] и п. 1 ст. 7 ГК РФ[3] общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В сфере имущественного оборота в силу его сложности и других особенностей известную роль всегда сохраняет обычай. Свидетельством этого является правовое оформление международного торгового оборота, в котором для регулирования взаимосвязей участников широко применяются различные международные торговые обычаи и обыкновения.

Вместе с тем признание источником права иных, кроме нормативных актов, явлений несет в себе определенную опасность. Ведь нормы права предполагаются формализованными, четко фиксированными, что далеко не всегда имеет место в иных источниках. В свою очередь, это обстоятельство чревато произволом правоприменителей, в том числе судов, и неустранимыми разногласиями при установлении содержания применимого к данному случаю права. Поэтому, в частности, не могут признаваться формой права правила морали и нравственности, хотя многие из них по существу лежат в основе ряда правовых норм. Они могут иметь определенное значение лишь при уяснении смысла отдельных гражданско-правовых правил путем их логического толкования. Следовательно, иные, нежели законодательство, источники права тоже должны быть по возможности конкретизированы и формализованы как по содержанию, так и по сфере применения.

Так, высшие судебные органы в соответствии со ст. ст. 126, 127 Конституции РФ вправе давать судам разъяснения по вопросам применения законодательства. Такие разъяснения «в порядке судебного толкования» обычно принимаются ими в форме постановлений их пленумов, содержащих обязательное толкование действующих правовых норм[4]. Эти акты не должны содержать новых норм права, однако закрепленное ими толкование содержания правовых норм является обязательным для соответствующей судебной системы, а тем самым и для сторон различных споров. Несмотря на то, что формально они не являются источниками права, их роль в установлении единообразного понимания и применения гражданско-правовых норм, безусловно, весьма велика[5].


Не является источником права цивилистическая доктрина. Обоснованные учеными выводы обычно представляют собой результат доктринального (научного) толкования закона и других источников права, но не имеют обязательного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении (усовершенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения.

Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера, не исходящие от органов государственной власти и не содержащие общеобязательных для всех субъектов права предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права часто используются конкретные уставы различных юридических лиц, их внутренние регламенты и другие корпоративные документы, договоры и т.п. Они обязательны лишь для тех, кто их принял или входит в состав соответствующего юридического лица, ибо основаны исключительно на добровольном подчинении их действию. Главное же и очевидное их отличие от нормативных актов состоит в том, что такие локальные акты, как и гражданско-правовые договоры, не являются актами публичной (законодательной) власти и не санкционированы в этом качестве органами государства, имеющими компетенцию по изданию нормативных актов, а приняты самими участниками гражданских правоотношений. Такие акты в механизме гражданско-правового регулирования играют роль юридических фактов, а не правовых норм[6].

Содержащиеся в законодательстве нормы гражданского права могут быть императивными и диспозитивными. Первые строго обязательны, и стороны не могут отступать от них при заключении договора или принятии односторонних обязательств. Вторые позволяют сторонам устанавливать в договоре или одностороннем обязательстве иные условия и действуют, если такой специальной оговорки сделано не было. Для гражданского права характерны диспозитивные правовые нормы[7].

Однако в гражданском праве имеется большое число императивных норм, введение которых обусловлено общегосударственными интересами и технической сложностью ряда гражданско-правовых институтов. Примером первых являются императивные нормы о недействительности неправомерных сделок и их последствиях; примером вторых - императивные правила о перевозках грузов на воздушном, железнодорожном и других видах транспорта.

Императивная сила гражданско-правовых норм может быть прямо в них выражена. Например, согласно ст. 198 ГК РФ сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон. В силу п. 4 ст. 401 ГК РФ заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно. Однако такие прямые указания имеются лишь в отдельных случаях, и для определения правовой силы нормы необходимо дать ей правильное толкование[8].


1.2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры

Конституция Российской Федерации признала общепризнанные нормы и принципы международного права как часть российской правовой системы. Поэтому, государством санкционировано непосредственное действие общепризнанных норм и принципов международного права. За прошедший период времени понимание содержания данной конституционной нормы и осмысление возможных путей ее применения на практике освещалось во множестве исследований российских ученых. В основном это объясняет то, что «среди наших ученых по-прежнему нет единого и четкого представления о роли и месте международно-правовых норм в российской правовой системе». Так, в научных литературных источниках по сей день ведутся споры по поводу места общепризнанных норм и принципов международного права, а также международных договоров среди источников гражданского права РФ. В рамках науки гражданского права по-прежнему практически нет литературы, посвященной исследованию данного вопроса, а также проблеме соотношения и взаимодействий норм международного права и гражданского права Российской Федерации в целом.

Как пример можно привести такое использование судами общепризнанной нормы международного права. В процессе рассмотрения дела арбитражным судом применена общепризнанная норма, содержащаяся в Конвенции ООН о независимых гарантиях, резервных аккредитивах от 26.01.1996 года, которую Генеральная Ассамблея ООН рекомендует к подписанию. В соответствии с данной нормой недобросовестное требование бенефициара о платежах по международному гарантийному обязательству, если основное обязательство исполнили удовлетворительно для бенефициара, может быть формой злоупотребления правом, а также являться основанием для добросовестного гаранта к тому, чтобы приостановить платеж до принятия судебных мер. Исходя из указанного положения, а также статьи 10 ГК РФ, арбитражным судом отказано в удовлетворении бенефициару его иска к гаранту[9].

Изложенное дает возможность сформулировать суждение по поводу того, что включение общепризнанных норм и принципов международного права в российскую правовую систему нацелено на более тесные взаимодействия национальной и международной правовых систем. Вместе с этим, по замечанию Л.В. Лазарева, с одной стороны, общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ применяются в качестве одного из критериев оценки Конституционным Судом Российской Федерации оспариваемых правоположений, с иной – собственными решениями, отраженными в них правовыми позициями, которые опираются на данные международно-правовые нормы и принципы, Конституционный Суд Российской Федерации оказывает содействие их реальному включению в отечественную правовую систему, в практику по правотворчеству и правоприменению, созданию уважения к ним, а также понимания необходимости добросовестно выполнять международные обязательства страны[10].