Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и система источников гражданского права
1.1. Понятие источника и правовая сила гражданско-правовых норм
1.2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры
1.3. Система гражданского законодательства
2. Действие гражданского законодательства
2.1. Опубликование и вступление в силу нормативного акта
2.2. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц
Отметим, что если суды ранее с опаской относились к тому, чтобы использовать общепризнанные нормы международного права, то сейчас могут быть отмечены участившиеся случаи применения российскими судами норм международного права в процессе рассмотрения гражданских дел. Рассмотрение гражданских дел проводится со ссылкой на нормы международного права как Верховным Судом России, так и судами субъектов РФ. Вместе с этим суды не только пользуются нормами международного права, что оказывает в некоторых случаях помощь в том, чтобы сформулировать, усилить или обогатить правовую позицию по изучаемому вопросу, дающую возможность обоснования решения суда, а также и непосредственно применяют[11].
В понятие «международный договор» включают межгосударственные, межправительственные, а также межведомственные соглашения Российской Федерации с иностранным государством или же с международной организацией[12]. В гражданском праве идет речь прежде всего о тех или иных многосторонних межгосударственных (международных) договорах (конвенциях), участником которых является Российская Федерация (как в собственном качестве, так и в качестве правопреемника Советского Союза). Международные договоры РФ обладают приоритетом перед ее гражданским законодательством. Если данный международный договор предполагает другие правила, в отличие от национального гражданского законодательства, то применяются правила данного договора (часть 4 ст. 15 Конституции РФ, абзац 2 пункта 2 статьи 7 ГК РФ). Это относится также к двусторонним международным договорам Российской Федерации, которые содержат в себе гражданско-правовые нормы (к примеру, к договорам о взаимной защите иностранных инвестиций).
Не являясь актами национального законодательства, международные договоры Российской Федерации не входят также в состав российского гражданского законодательства. Тем не менее, в них могут содержаться частноправовые по собственной юридической природе нормы и, выступая в качестве части правовой системы РФ (пункт 1 статьи 7 ГК РФ), составляют самостоятельный, особый вид (группу) источников ее национального гражданского права. Однако, международные договоры применимы к гражданским правоотношениям или непосредственно, или посредством издания внутригосударственных актов к их применению, когда сам договор прямо предусматривает данный путь.
1.3. Система гражданского законодательства
Гражданско-правовые нормативные акты, которые традиционно охватывает понятие гражданского законодательства, формируют определенную систему, основой построения которой является иерархический принцип. Содержание данной системы предопределяют нормы Конституции, обладающей высшей юридической силой в отношении любого законодательства и иных нормативных актов (и стоит во главе всей системы действующего законодательства).
Согласно статье 3 ГК РФ, понятие «гражданского законодательства» отныне состоит только из Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Часть 3 статьи 3 ГК РФ допускает и то, что регулирование гражданских правоотношений возможно посредством указов Президента Российской Федерации, которые не должны вступать в противоречие с Кодексом и иными законами. Также Правительство Российской Федерации на основе и во исполнение Гражданского Кодекса РФ, федерального законодательства и указов Президента Российской Федерации имеет право на принятие постановлений, содержащих нормы гражданского права (часть 4 статьи 3 ГК РФ). В случаях и в рамках, установленных ГК, другим законодательством и другими правовыми актами (указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации), министерства и другие федеральные органы исполнительной власти имеют право на издание актов, содержащих нормы гражданского права. Соответственно, гражданско-правовые нормативные акты, охватывавшиеся ранее понятием «гражданское законодательство», теперь могут быть поделены на ряд категорий по тому, какие основания положены в основу классификации. По собственной юридической силе они делятся на 3 группы:
1) гражданско-правовые нормативные акты, обладающие высшей юридической силой, - гражданское законодательство (Гражданский Кодекс РФ и иное федеральное законодательство);
2) гражданско-правовые нормативные акты, обладающие подзаконным характером, - указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации;
3) нормативно-правовые акты других федеральных органов исполнительной власти (ведомств и министерств).
Данную классификацию приводят во многих учебных и научных источниках, тем не менее, анализ статьи 3 ГК РФ дал Е.В. Блинковой возможность выдвижения еще одного основания – порядок принятия гражданско-правовых нормативных актов. На его основании возможно деление актов на 2 группы.
1. Гражданско-правовые акты, обладающие характером самостоятельного нормативного акта (ГК РФ, Указы Президента Российской Федерации).
2. Нормативно-правовые акты, обладающие характером сопутствующего акта, иными словами – акта, который принимался на основе и во исполнение актов 1 группы (акты, в которых содержатся нормы гражданского права, - постановления Правительства Российской Федерации) и нормативно-правовые акты других федеральных органов исполнительной власти (ведомств и министерств)[13].
Нормы гражданского права часто содержат в себе также акты комплексного характера, регламентирующие хозяйственную, в том числе предпринимательскую деятельность и в целом носящие публично-правовой характер (к примеру, в актах земельного, финансового и даже административного законодательства). Правовое регулирование экономической (хозяйственной) деятельности в определенной форме осуществляют многие различные отрасли частного и публичного права, взаимодействующие между собой.
Центральный, стержневой акт российского гражданского законодательства – это Гражданский кодекс. Таким положением обязан он не только общему характеру правил, которые в нем содержатся, но и требованию к тому, чтобы все иное гражданское законодательство, а также законодательство, содержащее нормы гражданского права, хоть и принятое после того, как Гражданский кодекс был введен в действие, соответствовали его предписаниям (пункт 2 статьи 3). Соответственно, в случае коллизии норм ГК РФ и другого федерального гражданского законодательства нужно исходить из правил Кодекса.
От остальных законов его отличает не своя юридическая сила, а свое содержание, придающее ему системообразующую роль для гражданского законодательства. Состоит она в том, что, прежде всего, Кодекс в систематизированной форме содержит все основоположения гражданского права; во-вторых, именно оно предусматривает принятие ряда федеральных законов, которые конкретизируют его правила.
Гражданский кодекс Российской Федерации – третий по счету в российской истории. Первую редакцию Гражданского кодекса приняли в 1922 года[14]. в период новой экономической политики, этот Кодекс знаменовал собой признание новой властью товарно-денежного (имущественного) оборота. В нем учитывалось большинство положений дореволюционного проекта Гражданского уложения, но, конечно, прежде всего закрепил экономическую основу нового строя. В 1961 - 1964 годах провели вторую кодификацию гражданского законодательства. Ее выражением стало принятие общесоюзных Основ гражданского законодательства 1961 года[15] и разработанные на их основе (а потому в существенной степени дублировавших друг друга) республиканских ГК (ГК РСФСР приняли одним из последних, а именно – в 1964 году).
Для перехода к рыночной организации экономики СССР потребовалось и реформирование ее законодательного оформления. Первый глубоко проработанный акт нового, «рыночного» законодательства, который сумел в едином комплексе охватить весь предмет гражданско-правового регулирования (а еще по сути предназначенный выполнять роль кодекса) – это Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года[16]. Из-за распада СССР формально они не вступили в силу, но их специально ратифицировала Российская Федерация в 1992 года, а действовали в части, которая не вступала в противоречие с новыми российскими законами.
Предмет гражданского права формируют такие сложные и многообразные отношения, что они все с необходимой детализацией не могут регулироваться даже Гражданским кодексом. В этих целях требуются многие иные законы, которые развивают и конкретизируют его институты и правила. ГК РФ напрямую предусмотрел в ряде собственных норм необходимость принимать несколько десятков подобных законодательных актов, тем самым закрепив основную структуру всей отрасли гражданского законодательства.
Сейчас уже действуют установленные Гражданского Кодекса РФ и соответствующее во многом его нормам отдельное федеральное законодательство о разных видах юридических лиц, а также о банкротстве, об их государственной регистрации, о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, об ипотеке (залоге недвижимого имущества), о поставках продукции для государственных нужд, а также о тех или иных видах транспортной деятельности.
Ряд норм гражданского права часто в себе содержат многочисленные федеральные законы публично-правового характера, которые, разумеется, не входят в систему актов гражданского законодательства, но в определенной степени регулируют имущественные отношения, относящиеся к сфере гражданского (частного) права.
До того, как были приняты новые законы, силу сохраняли и некоторые нормативные акты СССР и РСФСР, которые не являются законами, но принимались по вопросам, которые в соответствии с правилами ГК РФ могут регулировать только федеральные законы (статьи 4, 9, 10 ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса РФ»). Пример подобного акта – это принятый Совнаркомом СССР в 1937 году «Положение о простом и переводном векселе»[17].
Относящиеся к группе «иные нормативные акты» обладают подзаконным характером. Однако, при наличии прямого указания в ГК РФ (либо же в другом федеральном законе) соответствующее отношение они могут регулировать другим способом, чем предусмотренным в правилах Кодекса либо же иного закона. Наибольшую юридическую силу среди подзаконных нормативных актов имеют указы Президента Российской Федерации.
Во многих указа Президента Российской Федерации по вопросам экономического развития содержатся гражданско-правовые нормы. Его указы гражданско-правового характера также входят в общую систему нормативных актов гражданского права (гражданского законодательства в широком понимании).
Изданные до принятия ГК либо же предусмотренных им законов и содержат им противоречащие правила акты сейчас применяться могут только в части, которая соответствует предписаниям Кодекса. Указы Президента, изданные по тем вопросам, которые в соответствии с ГК могут сейчас регулировать только законы, сохраняют свое действие до того момента, пока не будут приняты соответствующие законы.
Постановления Правительства Российской Федерации, которые содержат нормы гражданского права, должны не просто соответствовать Гражданскому Кодексу РФ, другому федеральному законодательству и президентским указам, но и приниматься могут сейчас только «на основании и во исполнение» указанных актов более высокой силы (пункт 4 статьи 3 ГК РФ). В случае несоблюдения данного ограничения они не применяются (пункт 5 статьи 3 ГК РФ).
Нормативные акты федеральных ведомств и министерств в сфере гражданского права имеют формально наименьшую юридическую силу. Помимо этого, само их принятие тут обусловливает наличие непосредственного указания на эту возможность в более высоком акте – законе или указе Президента, а также постановлении Правительства (пункт 7 статьи 3 ГК РФ), которые вместе с этим определяет и рамки ведомственного нормотворчества. Связано это с постоянными, продолжающимися попытками отдельных ведомств и министерств исказить в угоду ведомственным интересам содержание закона в правилах, которые они принимают.
В области гражданского права силу сохраняет ряд нормативных актов министерств и ведомств СССР (к примеру, Госбанка Советского Союза, транспортных министерств и пр.). Действие их ограничивают те же пределы и условия, что и действие других общесоюзных актов: отсутствие регламентации в отечественных нормативных актах и соответствие действующим законодательным нормам и другим правовым актам (в т. ч. общесоюзным актам более высокого уровня, которые сохраняют юридическую силу).