Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Характеристика малого бизнеса индустрии туризма и гостеприимства.
1.2 Деятельность малого бизнеса индустрии туризма.
1.3 Специализация малого бизнеса индустрии туризма и гостеприимства.
Глава 2. Особенности развития индустрии туризма и гостеприимства Республики Крым
2.1 Основные тенденции в индустрии туризма и гостеприимства.
2.2 Сравнение рынков туризма и гостеприимства регионов России.
2.3 Конкурентные условия в индустрии туризма и гостеприимства Крыма.
ВВЕДЕНИЕ
Исследования положения малого бизнеса в индустрии туризма и гостеприимства активно ведутся с последней четверти прошлого века, представлены разнообразными статьями и академическими пособиями. Популярность выбранной темы обусловлена в первую очередь тем, что малый и средний бизнес составляют 95% предприятий по всему миру, а туризм по последним данным Всемирной Торговой Организации ответственен более чем за треть мировой торговли услугами.
Особую актуальность после референдума, прошедшего 16 марта 2014 года в Республике Крым, получил вопрос развития этого туристического региона в составе Российской Федерации. Упомянутое событие привело к образованию ряда политических, административных и инфраструктурных проблем, но открыло новые горизонты, особенно для укрепления позиций малого бизнеса.
Данное исследование нацелено на выделение наиболее оптимальных путей развития индустрии туризма и гостеприимства Республики Крым с акцентом на субъекты малого предпринимательства. Таким образом, в качестве объекта выступит туристическая индустрия Республики Крым, в качестве предмета – малый бизнес, действующий в данной отрасли. Для обоснования релевантности предложенных мер в работе представлена аналогия с известным Европейским курортом – Испанией.
Для достижения поставленной цели будет в первую очередь предложена классификация малых и средних предприятий индустрии туризма и гостеприимства и выявлены факторы, влияющие на их конкурентоспособность. Также будут оценены тенденции развития индустрии и проведен сравнительный анализ туристических регионов Российской Федерации с выделением факторов, способствующих усилению позиций в отрасли. Кроме того, будут предложены оптимальные пути повышения конкурентоспособности с учетом опыта малого бизнеса Испании.
Исследование будет основываться на сравнении конкурентных условий и положения малого бизнеса в индустрии двух туристических регионов и анализе тенденций развития туристической области в целом. Кроме того, будут использованы метод главных компонент и, базирующийся на его результатах, двухэтапный кластерный анализ, позволяющие количественно оценить особенности Крыма по сравнению с другими туристическими регионами Российской Федерации.
Глава 1. Теоретические основы анализа деятельности малого бизнеса индустрии туризма и гостеприимства.
1.1 Характеристика малого бизнеса индустрии туризма и гостеприимства.
В современных условиях развития экономических отношений все больше увеличивается не только доля, но и влияние субъектов малого предпринимательства. На данный момент малый и средний бизнес занял прочное положение в ряде отраслях, например, в торговле и в сфере услуг. Тем не менее, не существует универсальной трактовки самого понятия «малый бизнес», без чего невозможно проводить анализ деятельности предприятий в индустрии туризма и гостеприимства (см. таблицу 1).
Таблица 1 – критерии отнесения предприятия к категории «малый и средний бизнес»
Страна |
Используемый термин |
Критерии |
|
Малые предприятия |
Средние предприятия |
||
Российская Федерация |
Малое и среднее предпринимательство |
Выручка менее 400 млн руб. Менее 100 сотрудников |
Выручка менее 1 млрд руб. Менее 250 сотрудников |
Канада, США |
Малый бизнес |
Менее 100 сотрудников |
Менее 500 сотрудников |
Европейский союз |
Малое и среднее предпринимательство |
Выручка менее 10 млн евро Менее 50 сотрудников |
Выручка менее 50 млн руб. Менее 250 сотрудников |
Новая Зеландия, Австралия |
Малый бизнес |
Менее 20 сотрудников |
Менее 200 сотрудников |
Таиланд, ЮАР |
Микро, малое и среднее предпринимательство |
Менее 50 сотрудников |
Менее 200 сотрудников |
Индия, Китай |
Малое и среднее предпринимательство |
Менее 100 сотрудников (средний показатель) |
- |
Япония |
Малое и среднее предпринимательство |
Менее 50, 100 или 500 сотрудников |
- |
Источник: Философова, 2017
Непосредственно термин «малые и средние предприятия» впервые был использован министром Великобритании М. Миланом в докладе от 1931 года о Промышленном и финансовом состоянии Великобритании (Милан, 1931). А в 1953 году появилось первое официальное определение малого бизнеса, закреплённое в Законе о малом бизнесе (The Senate and House of Representatives of the USA, 1953) в Соединенных Штатах Америки. Не смотря на существенные различия в критериях выделения предприятий данной категории, большинство стран использует англоязычный термин «Small Business».
Согласно данным Всемирного банка в различных странах существует более 50 критериев отнесения предприятия к малым, наиболее распространены: размер уставного капитала, величина активов, численность персонала и объем оборота (Гурьянов, 2017). Общепринято выделять три категории предприятий: малые, средние и крупные. Первые две категории традиционно получают особую поддержку и защиту со стороны государства, поскольку являются наиболее уязвимыми. В связи с вышеупомянутом при разработке законов и программ поддержки бизнеса зачастую объединяют малые и средние предприятия в одну группу. Тем не менее, в экономических трудах эти понятия принято разделять.
Для большей наглядности стоит отметить, что даже в рамках Европейского союза большинство правительств применяет различные подходы к выделению малых предприятий. Согласно определению Европейской комиссии, к малому бизнесу стоит относить предприятия, имеющие от 10 до 50 сотрудников. В то время как в Соединенных Штатах Америки малое предприятия не может иметь более 100 сотрудников. Законодательно также выделяется ряд подкатегории: наименьшие (от 1 до 24 занятых), малые (от 25 до 99 занятых) и промежуточные (до 499 занятых) предприятия, что еще больше усложняет анализ деятельности малого бизнеса.
Как уже упоминалось выше, Евросоюза могут самостоятельно установить, действующие только на территории конкретного государства, критерии определения малых предприятий, ряд примеров будет рассмотрен далее. Министерство торговли и промышленности Великобритании использует следующую классификацию: микрофирма – до 9 сотрудников, малое предприятие – от 10 до 49. Во Франции численность персонала не должна превышает 500 человек, за некоторыми исключениями, так: в сельском хозяйстве и пищевой промышленный предприятия числом сотрудников более 200 человек уже относятся к средним. Согласно определению Федерального Министерства хозяйства Германии, для включения в категорию малый бизнес число занятых на предприятии не может превышать 49 человек (Михайлова, 2015).
В экономической литературе классически выделяют три подхода к определению малого бизнеса, а именно количественный, качественный и комбинированный (Драгунова, 2003). К первому относятся определения, базирующееся на использование одного или нескольких количественных критериев, что упрощает процесс сбора информации, проведения исследований и сравнения. Тем не менее, отсутствие единой теоретической базы, регламентирующей выбор критериев для конкретных типов анализа, приводит к субъективности использования подхода.
С другой стороны, качественный подход берет за основу интуитивно понятные отличия предприятий разных типов. Метод позволяет оценить целый спектр качественных критериев, но не пригоден для проведения сравнительного анализа, поскольку в него изначально заложена большая доля субъективизма. Более того, отсутствие доступа ко внутренней информации делает крайне затруднительной и поверхностной оценку большинства характеристик (например, «системы менеджмента»).
В целях нивелирования недостатков вышеупомянутых подходов, появился комбинированный метод, сочетающий при анализе качественные и количественные характеристик. Одним из примеров использования подхода может послужить классификация, предложенная Болтонским Комитетом в 1971 году или используемое Государственной Думой Российской Федерации. Пытаясь оптимально сочетать количественный и качественный подходы, определения малой фирмы Болтонского Комитета основано на трех критериях: небольшая доля рынка; управление непосредственно владельцем (в некоторых случаях соучредителями); независимость от крупных предприятий. Отличительной чертой подхода является возможность малого предприятия получить влияние на рыночный сегмент по средствам нахождения определенной «ниши».
После рассмотрения различных теоретических и практических подходов к классификации предприятий, можно заключить, что не существует единого общепринятого определения малого бизнеса. Тем не менее, данная работа направлена на анализ деятельности малого бизнеса индустрии туризма и гостеприимства Республики Крым, будет использоваться классификация, предложенная Государственной Думой Российской Федерации (см. таблицу 2).
Таблица 2 – определение малых и средних предприятий, Закрепленное в Законодательстве Российской Федерации
Критерий |
Микропредприятие |
Малое предприятие |
Среднее предприятие |
Максимальная численность работников |
15 |
100 |
250 |
Максимальная годовая выручка |
120 млн руб |
800 млн руб |
2 млрд руб |
Независимость |
Доля участия в уставном капитале юридических лиц, не являющихся субъектами МСП не превышает 25% |
Источник: составлено автором по данным ФЗ N209 и ФЗ N408
Развитие туризма является одним из основных трендов XXI века, характеризующийся проникновением во все сферы нашей жизни, ростом влияния на ландшафт и окружающую среду. Туризм сейчас рассматривается не только как поездка с целью отдыха или деловая поездка, а как целый спектр разнообразных активностей, товаров и услуг, сопровождающих индивида в путешествии и даже до его начала, на стадии планирования.
Не смотря на актуальность и широкую применимость термина, понятие «туризм» имеет различные трактовки. Одни авторы выделяют в качестве основных критериев: пребывание в месте, отличном от места жительства, туристическое поведение и финансово-экономическое взаимодействие путешественника и агентами, предоставляющими туристические товары и услуги (Александрова, 1996). По определению Организации Объединенных Наций, турист – это индивид, пребывающий в определенной местности более чем одну ночь и менее чем год. Международная ассоциация научных экспертов в области туризма, определяет туризм как множество взаимосвязей, возникающих во время географического перемещения лиц в области, отличные от мест их постоянного проживания. Последнее определение является более ёмким, поэтому и будет использовано в дальнейшем анализе.
Популярность туризма можно обосновать тем, что в пирамиде Маслоу, отдых выделяется в качестве первичной физиологической потребности, удовлетворять которую позволяет индустрия туризма и гостеприимства. Интересно, что, согласно работам Пирса, данная потребность ярче выражена у жителей крупных городов, возможно, в силу экологических и социально-психологических факторов. Иерархия рекреационных потребностей, построенная аналогично пирамиде Маслоу, такова:
- Расслабление.
- Возбуждение.
- Общение.
- Уважение.
- Саморазвитие.
В основу пирамиды Пирсона легли два противоположных явления: расслабление и возбуждение. Такое противоречие обусловлено отношением к отдыху лиц разного психологического склада, например, интровертов и экстравертов. В целях удовлетворения более высоких рекреационных потребностей растёт и качество туристического продукта (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Иерархия туристических потребностей и турпродуктов
Источник: Бунич и др., 2018
Базу составляют услуги, без которых невозможно формирование туристического продукта в целом, на втором этапе наблюдаются существенные различия, связанные с уровнем обслуживания и соотношением цена-качество. Удовлетворение потребностей второго уровня происходит только при наличии в туристическом продукте базовых услуг, другими словами это комплекс дополнительных услуг. Третья ступень связана повышением уровня комфортабельности и обслуживания, а четвертый зачастую предполагает формирование сравнительно более дорогого индивидуального продукта. Таким образом, соответствие всем четырем уровням встречается только в эталонном турпродукте, который, может позволить себе ограниченное число лиц.