Файл: «Тенденция развития индустрии гостеприимства» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Туристический продукт формируется туроператором как комплекс основных и дополнительных услуг, служащих для достижения туристом специфической цели поездки. В литературе существует два похожих на первый взгляд термина: туристский и туристический продукт. Туристский продукт – это совокупность товаров и услуги, нацеленных на удовлетворение потребностей, возникших в период путешествия, таким образом туристский пакет состоит из тура, туристско-экскурсионные услуг и сопутствующих товаров. Два упомянутых понятия охватываются характерным для европейской литературы термином туристический пакет. Туристический пакет имеет фиксированную цену, включает базовые элементы отдыха: трансфер, размещение, питание, экскурсии и сопутствующие услуги (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Структура туристического пакета

Источник: Зорин, и др., 2005

Джоном Уокером был предложен альтернативный подход к определению элементов, входящих в турпродукт (см. рисунок 3). Безусловным плюсом предложенной схемы стала возможность систематизации деятельности туроператоров. Данный подход позволил также выделить четыре элемента турпродукта, предоставлять которые могут различные агенты, что открывает большие возможности для кооперации у привлечения малых предприятий. Кроме того, упомянутая специализация дает простор для сочетания элементов туристического пакета с разными характеристиками, наиболее приемлемых для туриста, таким образом, появляется возможность создания продукта, учитывающего индивидуальных предпочтения покупателя. В русскоязычном переводе, однако, появляется противоречивое сочетание функции проживания с конференциями, выставками и встречами, которое объясняется неточностью перевода. По определению самого Уокера под проживанием следует понимать любую активность в месте пребывания туриста.

Рисунок 3. Схема турпродукта по Дж. Уокеру

Источник: John R. Walker, и др., 2017

1.2 Деятельность малого бизнеса индустрии туризма.

Основу для формирования турпродукта определяет наличие и качество туристских ресурсов и объектов привлечения туристов в регион. В качестве таких ресурсов могут выступать достопримечательности, инфраструктура, транспортная доступность, наличие сети отелей, точек общественного питания и магазинов, все это притягивает туристов в регионе.


На следующем этапе создается инфраструктура, предприятия и организации, участвующие в удовлетворении потребностей туристов. Сюда входят создание туристических маршрутов и программ, развитие транспортных сетей, содержание объектов историко-культурного наследия и мест рекреации.

Третий уровень не зависит от усилий туроператоров и предпринимателей, его формирование происходит на национальном, а иногда и наднациональном уровне. Сюда входят политические, социально-демографические условия и безопасность (Бунич, и др., 2018).

Особенностью малого бизнеса как в целом, так и в индустрии туризма и гостеприимства является небольшой территориальный обхват. В результате предприятие не может претендовать на большую долю рынка, однако узкая специализация может стать преимуществом. Например, приспособление к нуждам клиента происходит намного быстрее, а клиентоориентированность позволяет привлекать все большее число туристов.

Еще одним толчком к развитию малого бизнеса послужило развитие информационных технологий. В результате была получена возможность продвижения товаров и услуг напрямую. Как результат уменьшилась зависимость от крупных предприятий и туроператоров (см. рисунок 4). Еще одной современной тенденцией является аутсорсинг, малые предприятия все чаще выполняют функции по координации отдыха и обслуживанию на местах.

Рисунок 4. Схема продвижения туристических услуг

Источник: Зорин, и др., 2005

1.3 Специализация малого бизнеса индустрии туризма и гостеприимства.

Рассматривая далее деятельность малых предприятий в индустрии туризма и гостеприимства, можно заметить, что их деятельность в основном направлена на предоставления товаров и услуг по проживанию, питанию, путешествиям и досугу (см. рисунок 5).

Рисунок 5. Специализация малого бизнеса в индустрии туризма и гостеприимства

Источник: составлено автором

Таким образом, существует целый спектр направлений деятельности малых предприятий, поэтому именно данный сегмент способен создать основную туристическую инфраструктуру. Привлекательность региона в целом определяет не только развитость предприятий индустрии туризма, но также торговли и ресторанного бизнеса, предоставляющих сопутствующие отдыху товары и услуги (EconomyWatch, 2016). Более того, предприятия малого бизнеса, занятые в торговле и сфере питания чаще всего встречаются в Европейском союзе, что говорит о достаточно высокой конкурентоспособности малых предприятий в данных секторах экономики (см. рисунок 6).


Рисунок 6. Распределение малого бизнеса в Евросоюзе, 2019 год

Таким образом, для сравнения с индустрией туризма и гостеприимства Республики Крым, больше подходят юго-западные страны, такие как Испания.

Таблица 3 – Вклад туризма в ВВП стран Евросоюза, % от ВВП, 2014-2019 год

Страна

2019

2018

2017

2016

2015

2014

1

2

3

4

5

6

7

Хорватия

30,2

27,8

26,3

26,9

25,3

29,1

Мальта

27,2

26,4

26,6

26

23,8

26

Черногория

24,5

19,4

17,3

17,6

18,1

26,6

Кипр

22,3

19,3

17,9

17,3

17,1

20

Греция

17,9

16,4

15,8

16

15,9

16,8

Португалия

16,6

15,9

15,1

14,8

13,9

14,3

Испания

15

15,2

15,3

15

15,4

15,5

Словения

13,7

12,8

12,6

12,2

12

11,4

Австрия

13,6

12,7

12,7

13,4

13,9

13,7

Болгария

13,5

13,6

13,7

14,1

14,8

15,5

Эстония

13

13,1

13,2

13,8

14,3

13,2

1

2

3

4

5

6

7

Швеция

11,1

10,7

10,1

10

10,4

9,5

Венгрия

11

10,7

10,9

11

11,7

10,7

Италия

10,5

10,2

10,4

10,1

10,1

10,6

Ирландия

9,8

9,3

9,1

8,9

8,5

7,7

Франция

9,7

9,7

9,7

9,4

9,8

10

Чехия

8,9

8,7

8,4

8,9

9,2

8,9

Латвия

8,8

7,5

7,7

8,1

8,5

7,9

Швейцария

8,2

7,9

8,1

8,2

8,2

7,8

Великобритания

7

6,5

6,4

6,4

6,8

6,4

Финляндия

7

6,9

7

7

7,1

6,8

Дания

6,6

6,4

6,3

6,6

6,5

6

Словакия

5,9

5,8

5,9

6,1

6,9

6,6

Люксембург

5,6

5,4

5,5

4,9

4,6

4,6

Румыния

5,6

5,1

4,7

5

5,3

5,7

Голландия

5,4

5,3

5,2

5,4

5,6

6,2

Бельгия

5,2

5,2

4,9

5,1

5,5

5,2

Польша

4,9

5

4,8

4,7

5

5,3

Германия

4,3

4,5

4,6

4,7

4,5

4,5

Литва

3,7

4,2

4,2

4,3

5,7

4,7



Источник: UNWTO, 2016

На основе проанализированных данных можно сделать вывод о значительном вкладе туризма в экономику Евросоюза в целом и Испании в частности.

    1. Конкурентные стратегии малого бизнеса.

В первую очередь, стоит сказать, что конкуренция является законом товарного производства, отражающем механизмы соперничества производителей товаров и услуг, обусловленные противоречием их интересов в области производства и сбыта (Языкина, и др., 2018). Непосредственно конкурентные стратегии или стратегии конкурентной борьбы представляют из себя способы удовлетворения стремлений предприятий занять выигрышную позицию в отрасли.

При выборе конкурентной стратегии учитывают в равной степени долгосрочную инвестиционную привлекательность отросли и позицию фирмы в ней. Другими словами, необходимо одновременно оценивать долгосрочную прибыльность и возможности по развитию конкретной фирмы. Важно, что среда, в которой приходится действует предприятие, формируется под влиянием целого ряда внешних сил. Сюда относятся: деятельность конкурентов, интересы покупателей, возможности поставщиков, существование и популярность продуктов-заменителей (см. рисунок 6). В результате деятельности упомянутых внешних эффектов формируется конкурентная среда, создающая условия для появления и развития бизнеса, включая малые предприятия.

Рисунок 6. Пять сил конкуренции, определяющих прибыльность отрасли

Угроза со стороны продуктов-заменителей

Рыночная власть покупателей

Угроза со стороны новых конкурентов

Рыночная власть поставщиков

Оценив преимущества и недостатки фирмы и отросли в целом, компания встает перед выбором подходящей конкурентной стратегии. Здесь выделяются три наиболее общие стратегии: минимизация издержек, дифференциация и фокусирование, подразделяющееся на фокусирование на издержках и фокусирование на дифференциации (см. рисунок 7).

Рисунок 7. Общие конкурентные стратегии

Узкие целевые сегменты

Широкие целевые сегменты

Масштаб конкуренции

Минимизация издержек является самым интуитивно понятным из всех причисленных. Добиться этой цели компаниям позволяет захват смежных отраслей и мало затратное производство, а также заключение контрактов о специфических инвестициях. Сюда включают также повышение эффективности за счет экономии на масштабе, применение патентованных технологий, подписание оптовых контрактов, и получение особых правах доступа к источникам сырья. Добившись снижения издержек, следует тем не менее удерживать среднерыночные цены, что поможет максимизировать прибыль, но вряд ли расширит клиентскую базу.


Дифференциация подразумевает возможность занять уникальное положение в индустрии по средствам создания специфических характеристик товара. Предоставление уникального продукта дает возможность повысить цены, сохранив, а иногда даже увеличив, число клиентов. Эта стратегия требует, чтобы основой дифференциации стали именно качества, отличающие товар или услугу от предложений заменителей. Важно, что данная стратегия дает возможность для сосуществования нескольких лидеров, чьи товары или услуги обладают разными свойствами.

Последний тип – фокусирование основан на выборе узкой деятельности в рамках отрасли. Компания определяет сегмент или группу сегментов, фокусируя свою деятельность сугубо на их обслуживание. Таким образом, фирма получает прибыль за счет специфики сегмента, дающей возможность минимизировать издержки или создать уникальные характеристики продукта. Другими словами, предприятие полностью подстраивается под предпочтения конкретной группы клиентов.

На практике, малые предприятия в первую очередь выстраивают свою конкурентную стратегию на следующих факторах (Мысин, 2014):

  • улучшение качества (42% от общего количества фирм);
  • снижение цены (37%);
  • изменение специализации и организации производства (23%).

Данный выбор обусловлен в первую очередь размером компании, которая не может позволить себе фундаментальную реструктуризацию производства или перепрофилирование. Таким образом, малые предприятия чаще всего предпочитают путь фокусирования.

Глава 2. Особенности развития индустрии туризма и гостеприимства Республики Крым

2.1 Основные тенденции в индустрии туризма и гостеприимства.

Индустрия туризма и гостеприимства, на долю которой приходится почти треть мировой торговли услугами (см. рисунок 8), имеет прямое влияние на торговлю, транспортную сферу, строительство и сельское хозяйство.

Современный этап развития туризма характеризуется сильным влиянием субъективных социально-психологических факторов, а именно Уже сейчас сформировалось намного более бережное отношение к природе и свободное отношение к удовлетворению собственных потребностей. Как результат превалирования работы на контрактной основе произошло разделение деловой и личной жизни результате, а, следовательно, и появление свободного времени сформировались две главные тенденции – дробление отпускного периода и рост числа непродолжительных поездок. Теперь туры стали короче и регулярнее, что помогло сгладить сезонность в сфере туризма и гостеприимства, хотя, направление летнего и зимнего туризма значительно различаются (см. рисунок 9). Кроме того, увеличилась доля делового туризма, это обусловлено упрощением процесса перемещения на длительные расстояния и ростом экономической взаимозависимости агентов рынка.