Файл: «Тенденция развития индустрии гостеприимства» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 9. Соотношение длительных и краткосрочных поездок, тыс., 2019 год

Следующая новая тенденция – увеличение спроса на туристические продукты граждан пенсионного возраста (см. рисунок 10). Это направление в туризме представляет из себя не отдых, позволяющий восстановить работоспособность, а способ сохранить активный образ жизни. Важную роль здесь играет ограниченность пенсионных накоплений, не позволяющая обеспечить постоянное пребывание на заграничных курортах. Для этой группы клиентов туроператоры стараются предложить альтернативные маршруты и рекреационные возможности, зачастую внутри страны. Также этот сегмент обладает специфическими предпочтениями и требованиями по организации трансферов и досуга, что несомненно должны учитывать фирмами при предоставлении услуг для данной группы клиентов.

Рисунок 10. Расходы пенсионеров на туризм, млрд $, 2019 год

Важной тенденцией является уменьшение популярности отдыха по формуле «трех S» солнце, море, пляж (Sea Sun Sand), и рост спроса на услуги, относящиеся к активному отдыху или к концепции «трех L» традиции, пейзаж и досуг (Lore Landscape Leisure). Действительно, все больше туристов пытаются совместить пляжный отдых с различными экскурсионными программами в целях получения максимального удовлетворения в течении краткосрочной поездки. В результате, появляются различные предложения туроператоров, включающие однодневные экскурсии по стране пребывания и в соседние государства.

Не стоит оставлять без внимания влияние роста доступности и популярности сети интернет и распространения прочих технологий. Уже выделились основные направления деятельности субъектов индустрии туризма и гостеприимства в сфере информационных технологий, которые заключаются в:

  • использовании программ автоматического формирования, продвижения и реализации туристского продукта;
  • упрощение процесса использования баз данных;
  • использовании внутренних компьютерных сетей;
  • появлении систем онлайн бронирования.

Последние сейчас пользуются сейчас большой популярностью, так как создают единую платформу для размещения предложений всех фирм. Данная тенденция затронула в первую очередь авиаперелеты и бронирование мест пребывания. Кроме того, программы по автоматическому формированию туристического пакета способствовали объединению компаний в системе резервирования, сократили расходы по регулированию и координации туризма, повысив при этом доступность создания персонализированного продукта.


Услуги по онлайн бронированию открывают дорогу малому бизнесу, предоставляя покупателям быстрый доступ к актуальной информации. Кроме того, устранение посредников в лице туроператоров дополнительно снижает цену конечного продукта. В результате, растет популярность прямых заказов и малых предприятий индустрии туризма, информация о предложениях которых становится более доступной.

Большим толчком для развития ресторанного бизнеса стало создание «Красного гида Мишлен». Ежегодное издание оценивает уровень различных ресторанов, присваивая определенное число звезд:

- очень хороший ресторан;

- ради ресторана стоит сделать отступление от маршрута;

- великолепная кухня, стоит предпринять отдельное путешествие с целью посещения.

Важно, что не только присвоение звезды, но и упоминание в путеводителе уже делает ресторан туристической целью.

Обобщив, способы использования туристами и туристическими организациями сети интернет и прочих технологических достижений заключаются в следующем:

для фирм:

для потребителей:

  • коммуникации и связи;
  • реклама;
  • проведение маркетинговых исследований;
  • презентация фирмы и ее продукта;
  • информирование о туристских выставках и ярмарках;
  • использование систем бронирования;
  • проведение взаиморасчетов и безналичной оплаты.
  • использование систем бронирования;
  • самостоятельное формирование тура;
  • использование электронных каталогов по странам и направлениям;
  • получение информации о стране;
  • получение актуальной информации о тарифах и ценах;
  • безналичной оплате.

Таким образом, одним из факторов повышения конкурентоспособности малого бизнеса индустрии туризма и гостеприимства стало развитие информационных технологий, позволившее ускорить процесс обмена информацией, сократив влияние временного фактора до минимума. В результате потенциальному клиенту всегда доступна актуальная информации о предложениях предприятий данного сектора.


2.2 Сравнение рынков туризма и гостеприимства регионов России.

Для анализа конкретных мероприятий, повышающих конкурентоспособность, необходимо выделить сильные и слабые стороны индустрии Республики Крым, сравнивая их с аналогичными в других регионах. Стоит выделить и обобщить факторы, влияющие на популярность различных регионов у туристов; построена классификация, основанная на специализации и возможностях дальнейшего развития субъектов; описаны рекомендуемые пути усиления конкурентоспособности на рынке туризма.

Привлечению туристов на территорию Российской Федерации способствует наличие разнообразных природно-климатических зон; богатое культурно-историческое наследие; большие малоосвоенные области, где сохранилась дикая природа. Однако, Россия пока не в полной мере реализует свой рекреационный потенциал, что особенно видно на примере Республики Крым. Для данной работы отобраны регионы, отнесенные к туристическим по методологии Росстата (Федеральная служба государственной статистики, 2016) (см. рисунок 11). Для дальнейшего анализа использованы следующие три группы субъекты Российской Федерации (в порядке убывания числа туристов):

Более 500 тыс.

От 300 до 500 тыс.

От 200 до 300 тыс.

Москва;

Краснодарский край;

Московская область;

Тверская область;

Санкт-Петербург;

Республика Татарстан;

Автономная Республика Крым;

Нижегородская область;

Ставропольский край;

Ростовская область;

Приморский край;

Ярославская область;

Иркутская область.

Волгоградская область;

Владимирская область;

Калининградская область;

Ленинградская область;

Хабаровский край;

Калининградская область;

Новгородская область;

Кемеровская область;

Республика Бурятия, Вологодская область;

Архангельская область.

Псковская область; Республика Коми;

Республика Карелия;

Мурманская область;

Астраханская область;

Ивановская область;

Сахалинская область;

Ульяновская область;

Костромская область;

Республика Саха;

Республика Алтай;

Севастополь;

Республика Кабардино-Балкария;

Камчатский край;

Республика Дагестан;

Республика Адыгея;

Республика Калмыкия;

Ненецкий Автономный округ.

В целях повышения качества исследования, менее популярные регионы не были учтены при анализе конкурентоспособности туристических регионов Российской Федерации.


Рисунок 11. Число въездных туристов, 2016, тыс. человек

Вначале необходимо произвести разведывательный анализ с целью выявления аномальных наблюдений, для этого проанализируем число туристов регионов Российской Федерации. Отобразив диаграммы типа «ящик с усами» одновременно для регионов, имеющих выход к морю и не имеющих, можно не только исключить из исследования выбросы, но и сравнить две группы наблюдений (см. рисунок 12). Стоит заметить, что медианы расположены почти на одном уровне и в обоих случаях ближе к низу «ящика», а максимальное значения на левой части диаграммы почти в два раза превышает аналогичный показатель для правой. В изначальной выборке наблюдается пять выбросов, включающих два города федерального значения Москву и Санкт-Петербург, Московскую область, Краснодарский край и Тверскую область, которые будут исключены.

Рисунок 12. Ящичные диаграммы для изначальной выборки

Сократив число наблюдений до 36, проведем повторный анализ с помощью ящичной диаграммы, на этот раз без деления по признаку «Наличие выхода к морю» (см. рисунок 13). Для выборки в целом медианное значение стремится к центру ящика, а верхний «ус» длиннее нижнего, что перекликается с левой диаграммой предыдущего рисунка. Тем не менее выявлен еще один значительный выброс – Республика Татарстан, который в отличие от АР Крым следует исключить, так как последний не является экстремальным наблюдением.

Рисунок 13. Ящичная диаграмма для сокращенного набора наблюдений

Источник: составлено автором по данным Приложений B и C

После повторного сокращения числа наблюдений, проведем проверку опять же с помощью «ящика». Теперь не наблюдается аномальных выбросов, за счет чего медианное значение почти совпало с серединой. Таким образом, выборка получилась более однородной, что является большим плюсом при проведении дальнейшего анализа, поскольку выбросы не будут искажать полученные результаты (см. рисунок 14).

Рисунок 14. Ящичная диаграмма для конечной выборки

Источник: составлено автором по данным Приложений B и C

Получив выборку из 35 наблюдений, стоит проанализировать и другие показатели, характеризующие регионы (см. Таблицу 4). Невооруженным взглядом видно, что среднеквадратическое отклонение всех величин достаточно велико, что говорит о сильной разнородности субъектов Российской Федерации по представленным показателям. Более того последние представлены в разных единицах измерения и большинство имеют сильную корреляцию, значит для проведения содержательного исследования стоит как минимум центрировать и нормировать значения. Однако, далее планируется провести процедуру выделения главных компонент и перейти к новым показателям, удовлетворяющим названные критерии, значит нет необходимости переходить к матрице Z.


Таблица 4 – описательные статистики

Среднее

СКО

Число наблюдений

Площадь (км2)

243305,42

535223,862

35

Плотность населения (чел/км2)

37,01

83,209

35

ВРП на душу населения (руб)

392159,65

287724,567

35

Число активных абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет (тыс)

801,91

1147,285

35

Число мест размещения (шт)

162,09

113,830

35

Число туристических фирм (шт)

105,32

83,125

35

Число автобусов общего доступа на 1000 человек населения (шт)

38,71

31,284

35

Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (км)

186,76

197,272

35

Число аэропортов (шт)

2,11

1,827

35

Число портов (шт)

3,23

2,723

35

Число посещений музеев на 1000 человек населения (шт)

659,03

491,278

35

Наличие выхода к морю

,51

,507

35

Использование свежей воды (км3)

180,56

167,153

35

Среднегодовая температура

4,18

5,195

35

Количество осадков (мм)

576,97

196,159

35

Часовой пояс

4,57

2,933

35

Источник: составлено автором по данным Приложений B и C

Для качественной интерпретации необходимо снизить размерность данных, самый подходящий метод, создающий ортогональные переменные, - метод главных компонент. Чтобы выяснить число столбцов матрицы F, необходимо провести разведку, задав число главных компонент, равное числу признаков. Исходя из графика каменистой осыпи и суммарного процента объясненной дисперсии следовало бы выделить три главные компоненты (см. рисунок 15). Однако тогда сами компоненты получаются не интерпретируемые, справиться с этим не помогает даже отсеивание показателей.