Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета _.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с действующим законодательством каждое предприятие, независимо от формы и вида собственности, должно вести бухгалтерскую и статистическую отчетность, предоставлять государственным органам информацию, необходимую для ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации, контроля налогообложения и др. Искажение этой информации может повлечь за собой материальную, административную и даже уголовную ответственность.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью ведения бухгалтерского учета каждой организацией, действующей на территории РФ.

Цель работы - изучение организации бухгалтерского учета на примере деятельности «Сургутской типографии».

Данная цель достигается путем решения следующих задач:

  • изучение теоретических основ организации бухгалтерского учета на предприятии;
  • проведение анализа организации бухгалтерского учета в «Сургутской типографии»;
  • разработка рекомендаций, направленных на совершенствование ведения бухгалтерского учета в «Сургутской типографии».

Предмет исследования – система бухгалтерского учета «Сургутской типографии».

Объект исследования – «Сургутская типография».

Методологическая основа исследования строится на теории финансового, инвестиционного и статистического анализа.

Теоретической основой исследования послужили работы зарубежных и отечественных авторов, посвященные вопросам бухгалтерского учета.

1. Теоретические аспекты бухгалтерского учета

1.1 Понятие и сущность бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет – это система упорядоченных процессов по сбору, регистрированию и обобщению данных в денежном эквиваленте [19, с. 52].

Цели и задачи бухгалтерского учета отражаются через обязательное выполнение ПБУ и законодательных актов, в числе которых содержатся такие требования, как:

  • осуществление принципа двойной записи;
  • организация отдельного учета собственных и арендованных средств;
  • непрерывное ведение информации;
  • своевременное отражение результатов проверок и хозяйственных операций в данных бухучета;
  • раздельный учет производственных затрат и вложений в капитал;
  • обобщение всех данных о средствах и источниках предприятия в денежном эквиваленте – рублях [20, с. 84].

Соблюдение вышеперечисленных и иных правил контролируется ежегодными проверками качества ведения учета. Нарушения и несоответствия, возникшие по вине бухгалтера, караются административно и уголовно.

Организация бухгалтерского учета может включать в себя следующие основные этапы:

  • выбор формы ведения отчетности;
  • порядок документооборота и инвентаризации;
  • планы счетов;
  • ведение учетно-вычислительных работ, исходя из их содержания и объема [19, с. 134].

Согласно нормативным актам, изданным законодательными органами, ответственность за выполнение всевозможных хозяйственных операций лежит на руководителе компании. При этом необходимо учитывать, что предприятие самостоятельно определяет как направление учетной политики, так и форму ведения документации, систему и порядок регистрации, а следовательно, и порядок обобщения полученных данных при соблюдении установленных законодательными органами принципов и правил.

1.2 Основные задачи бухгалтерского учета

Задачами бухгалтерского учета являются:

  • создание достоверной и наиболее полной базы данных о деятельности компании и ее результатах в разрезе каждого имущественного права или обязательства;
  • группирование и отражение информации схожего характера в учетных регистрах, формах бухгалтерской и финансовой отчетности, направленной как во внутренние, так и во внешние контролирующие органы;
  • предоставление данных для ведения финансового и налогового учета;
  • соблюдение правовых и законодательных актов РФ, регулирующих экономические отношения между юридическими и физическими лицами;
  • создание необходимых условий для предотвращения негативных последствий от деятельности;
  • повышение финансовой устойчивости и развитие компании [15, с. 28].

Задачи бухгалтерского учета направлены на создание положительных условий путем непрерывного контроля и обеспечения руководства всей необходимой и полной информацией о происходящий событиях.

Исходя из вышеперечисленных целей и задач соответствующего вида управленческих активностей, рассмотрим ключевые задачи и принципы бухгалтерского учета. К таковым российские эксперты относят:

  • формирование документации, в которой отражается достоверная и содержательная информация, касающаяся деятельности фирмы, с последующим ознакомлением с ней руководства и собственников организации;
  • предоставление сведений о работе фирмы компетентным органам, призванным осуществлять контроль над соблюдением соответствующих норм законодательства РФ (налогового, бухгалтерского, гражданского) по установленным формам отчетности;
  • оптимизация работы фирмы, повышение ее конкурентоспособности, прогнозирование деятельности и улучшение бизнес-модели;
  • содействие формированию здоровой конкуренции в сегменте.

1.3 Виды и функции бухгалтерского учета

Пользователями данных бухгалтерской отчетности являются как сотрудники предприятия, так и внешние юридические лица, которые могут выступать в роли:

  • проверяющих государственных органов;
  • инвесторов;
  • партнеров по бизнесу;
  • прочих заинтересованных лиц.

Исходя из различий требований к предоставляемой информации, учет подразделяется на дополнительные категории, в разрезе которых составляются соответствующие отчеты и выводятся необходимые показатели.

Финансовый учет ведется в первую очередь для внешнего рынка. Потребителями составленного свода данных становятся будущие инвесторы, акционеры, кредиторы и прочие юридические и физические лица, которые могут быть интересны самому предприятию для наилучшего развития.

Для целей контроля и анализа результатов хозяйственной деятельности внутренними органами формируются данные управленческого учета. В частности, пользователями отчетов могут быть учредители, акционеры, сотрудники, собственники имущества, руководители и прочие заинтересованные лица.

Показатели, сформированные для целей управления предприятием, незаменимый инструмент прогнозирования и составления плана экономического развития. В связи с тем, что данные предоставляются исключительно для внутреннего использования, установленного образца отчетность не имеет. Однако ее форму может регулировать учетная политика предприятия. Информация обычно находится в закрытом доступе и выражается не только в денежном, но и натуральном эквиваленте.

Организация бухгалтерского учета может быть проведена в соответствии с одной из форм ведения отчетной документации. В настоящее время выделяют четыре основных способа:

  • руководитель может добавить в уже имеющийся штат сотрудников должность бухгалтера;
  • самостоятельное ведение отчетной и аналитической документации непосредственно собственником компании;
  • учреждение специального подразделения или отдела, во главе которого назначается главный бухгалтер;
  • заключение договора со специализирующейся на этом организацией по предоставлению услуг ведения учета.

Организация бухгалтерского учета по третьей из вышеперечисленных форм подразумевает назначение лица, имеющего соответствующее высшее специальное образование, на должность главного бухгалтера. Подобная штатная единица, как и все остальные, обладает не только правами и обязанностями, но и выполняет определенные функции, это:


  • разработка учетной политики;
  • координация работы сотрудников бухгалтерского отдела;
  • расчет статей налогообложения и величины налогов и отчислений;
  • защита финансовых интересов предприятия;
  • взаиморасчеты с инвесторами, кредиторами и дебиторами;
  • проведение консультаций по экономическим аспектам для сотрудников компании;
  • ведение книг продаж/покупок, формирование регистров, а также организация бухгалтерского учета.

2. Особенности построения бухгалтерского учета в «Сургутской типографии»

 2.1 Экономическая характеристика организации

«Сургутская типография» является филиалом АО «Издательский дом «Новости Югры» в городе Сургут. Основными направлениями деятельности холдинга – АО «Издательский дом «Новости Югры» – являются:

  • информационно-издательская деятельность;
  • офсетная и оперативная полиграфия;
  • розничная дистрибьюция;
  • рекламный бизнес;
  • коммерческая доставка.

Производственные мощности АО «Издательский дом «Новости Югры» обеспечивают суммарный выпуск более 50% всей газетной и книжно-журнальной продукции, распространяемой на территории Югры.

Имеющееся полиграфическое оборудование позволяет выступать холдингу крупнейшим исполнителем заказов по офсетной печати, оперативной полиграфии, по изготовлению бланочной продукции для организаций, предприятий, органов местного самоуправления, исполнительной власти и законодательной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, предусматривая на выпуск продукции гибкую

АО «Издательский дом «Новости Югры» располагает разветвленной сетью филиалов и дочерних организаций в ХМАО — Югре. В производственной текущей деятельности холдинга собственным транспортом осуществляется постоянное перемещение грузов (материалов, готовой продукции или товаров) между филиалами или дочерними организациями. Такое перемещение позволяет холдингу предлагать своим клиентам как бесплатную доставку, в зависимости от объема заказа, так платную доставку грузов по ХМАО-Югре. Одним из территориальных подразделений АО «Издательский дом «Новости Югры» и является «Сургутская типография».


В рамках работы проведем анализ финансово-хозяйственной деятельности «Сургутской типографии».

Первоначально рассмотрим динамику и структуру активов и пассивов организации, проведем горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса «Сургутской типографии».

Таблица 1 – Горизонтальный анализ активов «Сургутской типографии» за 2014-2016 гг., тыс. руб.

Показатель

01.01.15

01.01.16

01.01.17

Темп роста
2015/2014

Темп роста
2016/2015

Нематериальные активы

39

54

95

138,46%

175,93%

Основные средства

153 307

153 711

186 750

100,26%

121,49%

Финансовые вложения

65

65

0

100,00%

0,00%

Отложенные налоговые активы

1 201

1 320

1 216

109,91%

92,12%

Прочие внеоборотные активы

4 041

4 800

2 889

118,78%

60,19%

Итого внеоборотные активы

158 653

159 950

190 950

100,82%

119,38%

Запасы

134 501

197 878

206 922

147,12%

104,57%

НДС

694

0

92

0,00%

-

Дебиторская задолженность

314 552

247 652

440 562

78,73%

177,90%

Финансовые вложения

3 248

2 854

3 214

87,87%

112,61%

Денежные средства

7 367

1 491

13 155

20,24%

882,29%

Прочие оборотные активы

0

690

1 009

-

146,23%

Итого оборотные активы

460 362

450 565

664 954

97,87%

147,58%

Итого активы

619 015

610 515

855 904

98,63%

140,19%