Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Современные проблемы управления российскими предприятиями
1.1. Парадигмы современного управления
1.2. Структура организации деятельности предприятия
1.3. Характеристика основных проблем управления
Глава 2. Анализ управления ООО «КОДА-ТЕК»
2.1. Краткая характеристика ООО «КОДА-ТЕК»
2.2. Оценка управления предприятием
Вклад в результат предприятия – партнерская парадигма. Основа – неформальная организация (11), самоорганизация и самоуправление на достижение целей предприятия, самоконтроль. Внешний контроль минимален.
Затраченное время и оценка руководителя при слабом внешнем контроле. Основа – неформальная организация (11) самоорганизация на цели коллектива, а не предприятия[20].
Достигаемые и прогнозируемые результаты деятельности показывают насколько эффективно функционирует предприятие, необходимо ли, для повышения эффективности, разрешения проблем и кризисов, реализации открывающихся возможностей, изменение формальной организации 9 (постоянно – небольшие отклонения результатов), положений парадигмы предприятия 6–8 (достаточно редко – при больших отклонениях) и даже парадигмы собственника 5 (очень редко – при очень больших отклонениях) [21].
Здесь необходимо понимать, что чем стабильнее парадигмы и организация, тем стабильнее и эффективнее деятельность предприятия, но тем менее оно реагирует на возможные проблемы и кризисы, на открывающиеся возможности. Предложенная иерархия парадигм позволяет достичь оптимума между стабильностью и динамичностью предприятия. И отметим, что стрелки на рисунке отражают только основные директивные потоки, но имеются и встречные – инициатива снизу и согласование[22].
1.3. Характеристика основных проблем управления
Определение и распознавание проблемы является важным этапом исследования системы менеджмента в России. Оно предполагает комбинацию и последовательность множества различных операций.
Проблемы менеджмента возникают тогда, когда использование старых способностей не позволяет предприятию видеть перспективы в новых рыночных условиях. Использование в этом случае прошлых способностей в новых условиях может навредить компании[23].
В современных условиях глобализации и рыночной экономики Россия имеет небольшой опыт менеджмента в отличие от зарубежных стран. Отечественный опыт существенно отличается от опыта западных стран. Поэтому изучение проблем российского менеджмента и поиск эффективных решений имеют большое значение[24].
В системе российского менеджмента в настоящее время можно выделить несколько основных проблем, характерных для процесса глобализации. Рассмотрим некоторые из них.
Первой проблемой принято считать проблему качества. Система менеджмента качества - это часть общей системы управления компанией, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества производимой продукции и оказываемых услуг. Суть заключается в том, что экономические условия России существенно отличаются от условий Запада, в которых зарождались принципы менеджмента качества. Анализ ситуации показывает, что наиболее востребован и плодотворно развивается менеджмент качества на тех предприятиях, которые ориентированы на производство продукции для иностранного потребителя. В современных условиях перенасыщения рынка товарами и услугами предприятиям не остается ничего иного, как повышать конкурентоспособность товара за счет повышения качества производимой продукции. Также данную проблему старается решить государство, например требованиями наличия различного рода сертификатов, лицензий и патентов на производство того или иного вида продукции[25].
Еще одна серьезная проблема российского менеджмента – это коррумпированность современной экономики РФ на всех уровнях.
Особенность российской системы управления, заключается в наличие «откатов» при получении крупных государственных заказов, что привело к тому, что российский чиновник стал «крупным менеджером» с эффектом получения «серых бонусов» при организации «нужных» управленческих решений в экономике.
Третья проблема менеджмента в России заключается в избыточной численности государственных управленцев. Это связано с тем, что самый эффективный и доходный бизнес в России - управление государственными ресурсами. При этом наблюдается острая нехватка топ-менеджеров высшей квалификации, способных эффективно управлять частными компаниями, с целью конкурентоспособности на мировых рынках. В частности, российские руководители весьма неэффективно распоряжаются своим рабочим
временем. Это зависит от типа деятельности, уровня управления, и прочее[26].
Особо стоит выделить проблему современного менеджмента в России,
связанную с нерациональным использованием временных ресурсов. Рассматриваемая проблема возникает из-за неграмотных действий руководителя, таких как: отсутствие четкого плана работы, обратной связи между руководителем и подчиненным, недостаточно высокая мотивация труда рабочих. Без грамотного планирования времени, организация не сможет удерживать свои позиции на рынке среди конкурентов. Время - бесценный ресурс, который зачастую становится дефицитом. А управление временем - это, прежде всего управление самим собой, организацией, людьми с целью скорейшего решения возникших проблем[27].
Для России также характерна такая особенность, как отсутствие взаимопонимания и частые конфликты между топ-менеджером и владельцем компании. В результате, управляющий оказывается уволенным, а проблема эффективности менеджмента в организации так и остается нерешенной. Более того, снижается эффективность деятельности компании, происходит потеря грамотного специалиста, который, в свою очередь, лишается места и вынужден строить карьеру заново. Причина разногласий в таком случае чаще всего кроется в следующем. В то время как владелец заинтересован в максимизации прибыли на каждом этапе развития компании, топ-менеджер стремится к реализации стратегических целей, понимая, что достижение стратегических высот куда важнее сиюминутной прибыли, да и это является гораздо выгоднее в перспективе. Также, собственник не всегда до конца понимает нюансы производственного процесса, требуя прибыли на промежуточных этапах, например, и часто ставит не очень четкие цели. Управляющий, в свою очередь, имея огромную степень ответственности, наделен весьма ограниченными полномочиями. В тех случаях, когда и топ-менеджер и владелец заинтересованы в стратегическом развитии компании, организацию ждет успех, а сотрудничество окажется взаимовыгодным и плодотворным[28].
В ходе анализа переведенных проблем российского менеджмента теоретиками и практиками в области управления намечены следующие пути решения:
- формирование нового, молодого, инициативного поколения менеджеров, посредством государственной поддержки (специальные гранты для обучения за границей, управленческие резервы);
- создание новой концепции обучения менеджменту (сеть государственных центров, университетов, НИИ, и их филиалов для обучения научному управлению, сфокусированных на предоставление обучающимся практических знаний);
- принятие на федеральном уровне закона, запрещающего занятие в акционерных обществах постов управленцев среднего и высшего звена непрофессиональными менеджерами, создание единого реестра менеджеров с системой рейтинга;
- создание новой концепции обучения менеджменту (сеть государственных центров, университетов, НИИ, и их филиалов для обучения научному управлению, сфокусированных на предоставление обучающимся практических знаний);
- развитие социальной сферы, как на государственном, так и на корпоративном уровне (нормативно-правовое регулирование этого вопроса, через закрепление соответствующих гарантий);
- реформа российского законодательства с целью защиты руководства
и сотрудников предприятий от враждебных поглощений, рейдерских захватов, насильственного установления корпоративного контроля.
Выводы
Структура управления предприятия имеет следующую иерархию: парадигмы менеджмента → парадигма собственника → парадигма предприятия → формальная и неформальная организация. Такая иерархия парадигм позволяет достичь оптимума между стабильностью и динамичностью предприятия, обеспечить его максимальную эффективность.
Реальная деятельность предприятия зависит от принятой собственником парадигмы менеджмента: административной или административно-социальной, экономической, партнерской, попустительской. Зависит, в основном, от того, как определяется вознаграждение (а это все, что ценно для человека) руководителей и сотрудников предприятия, и от применяемого контроля. Парадигмы же менеджмента изменяются, в основном, при изменении социального строя.
В ходе деятельности, при отклонениях достигаемых и прогнозируемых результатов, необходимо постоянное совершенствование формальной организации и практической деятельности, достаточно редкое изменение парадигмы предприятия и возможное, но очень редкое, изменение парадигмы собственника.
Процессы глобализации общественной жизни, отражающие постоянно растущую взаимозависимость стран и регионов, стали главным фактором, определяющим развитие теории и практики управления в современном мире. Влияние глобализации вызвало необходимость поиска новых подходов к управлению компаниями различного направления деятельности. Так, с позиций стратегического менеджмента для компаний сегодня очень важно научиться работать одновременно в двух измерениях - в системе глобальной мировой экономики и политической разобщенности.
Глава 2. Анализ управления ООО «КОДА-ТЕК»
2.1. Краткая характеристика ООО «КОДА-ТЕК»
Общество с ограниченной ответственностью «КОДА-ТЕК» образовано в 2004 г.
Основной целью ООО «КОДА-ТЕК» является удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли.
ООО «КОДА-ТЕК» осуществляет строительство зданий и сооружений; производит монтаж сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения и установки запорной арматуры; производит планировку площадей и разработку грунтов; выполняет работы в сфере энергоснабжения, нефтегазохимических и иных производств. Организация имеет лицензию на осуществление строительной деятельности. Лицензия предоставляет право на осуществление и выполнение следующих строительно-монтажных работ: земляных, возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений, по устройству наружных инженерных сетей и оборудования, по отделке и защите конструкций и оборудования, осуществление функций генерального подрядчика
Для анализа и оценки уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия на основе Отчета о финансовых результатах составлена таблица 1.
Таблица 1
Динамика основных экономических показателей
ООО «КОДА-ТЕК» за 2014-2016 гг. (тыс. руб.)
Показатели |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Темп роста, % |
|
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
40720 |
90688 |
413371 |
222,71 |
455,82 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
38120 |
81227 |
408090 |
213,08 |
502,41 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Валовая прибыль |
2600 |
9461 |
5281 |
363,89 |
55,82 |
Управленческие расходы |
780 |
8332 |
7187 |
1068,21 |
86,26 |
Прибыль от продаж |
1820 |
1129 |
-1906 |
62,03 |
- |
Прочие доходы |
1050 |
3277 |
77863 |
312,09 |
2376,05 |
Прочие расходы |
2199 |
3222 |
73256 |
146,52 |
2273,62 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
671 |
1184 |
2701 |
176,45 |
228,13 |
Отложенные налоговые обязательства |
27 |
70 |
173 |
259,26 |
247,14 |
Текущий налог на прибыль |
134 |
237 |
540 |
176,87 |
227,85 |
Чистая прибыль |
510 |
877 |
1988 |
171,96 |
226,68 |