Файл: Парадигмы современного управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Современные проблемы управления российскими предприятиями

1.1. Парадигмы современного управления

Структура парадигм менеджмента, собственника и предприятия включает социально-трудовые отношения, формальную и неформальную организацию[1].

Социально-трудовые отношения определяют отношения между всеми заинтересованными сторонами: собственником (акционерами), руководством, коллективом, потребителями, поставщиками, спонсорами. И именно правильно выстроенные отношения и определяют необходимый базис предприятия[2].

Формальная организация предприятия определяет заданную деятельность предприятия (положения об оплате труда и мотивации, структура, должностные инструкции, регламенты бизнес-процессов, приказы). Она включает только те положения деятельности, которые необходимо выполнять именно так, как задано. Можно сказать, что формальная организация – это тоже ключевые положения, только локальные, по конкретным вопросам и процессам. Принятая формальная организация должна быть актуальной – реальная деятельность должна соответствовать ее формальным положениям. При обнаружении отклонений – должна корректироваться или реальная деятельность, или ее формальные положения[3].

Неформальная организация заполняет те положения деятельности, которые невозможно формализовать. Она базируется на самоконтроле, самоорганизации и самоуправления коллектива. Отметим, что неформальная организация определяется не тем, что будет записано в формальных положениях о культуре, а принятыми социально-экономическими отношениями и формальной организации, тем, насколько они реально исполняются, в первую очереди высшим руководством[4].

Формальные положения о культуре лишь показывают ту культуру, которая необходима (желательна) для предприятия. И здесь зачастую руководители включают такие формальные положения культуры, которые нереальны при принятых социально-трудовых отношениях и формальной организации[5]. Формальные положения культуры позволяют только выявлять отклонения реальной культуры от необходимой. А вот управлять реальной культурой можно только управляя социально-трудовыми отношениями и формальной организацией. Можно также сказать, что неформальная организация – это тоже ключевые положения, только по отдельным вопросам культуры предприятия[6].

Парадигма менеджмента должна отражать не отдельные ключевые положения менеджмента (как сейчас зачастую делается), а должна представлять собой необходимую и достаточную систему ключевых положений менеджмента, которые обобщенно, но достаточно полно, определяют наиболее эффективную организацию любого предприятия в длительной перспективе, независимо от вида собственности, организационно-правовой формы, размера и его окружения. Только одной парадигмой обойтись не удается – всегда имеется несколько парадигм.

Парадигма собственника – это та из парадигм менеджмента, которую принимает собственник для своего предприятия. При этом он может дополнить ее своими положениями, изменять отдельные положения. Эти положения должны быть достаточно постоянны, ведь каждое изменение будет означать построение уже другого предприятия[7].

Парадигма предприятия включает уже детальные и конкретные ключевые положения, которые должны определять конкретное предприятие в его окружении[8]. Их неизменность должна обеспечивать стабильность и эффективность предприятия в течение достаточно продолжительного времени. Очень важно не просто фиксировать положения парадигмы, а применять их на практике всему руководству предприятия, иначе они, если и будут играть какую-то роль, то только отрицательную[9].

Собственник может выбрать необходимую ему парадигму менеджмента, создать и парадигму своего предприятия. Рассмотрим эти четыре парадигмы.

1. Административная парадигма. Цели предприятия и коллектива не гармонизированы. Управление осуществляется через формальный контроль. Корпоративная культура отсутствует, неформальная организация слаба. Отношения – зависимость от руководства. Ограниченность формальной организации компенсируется приказами и распоряжениями[10]. Однако положение меняется, когда у предприятия имеется высокая общественная цель – высокая миссия (армия во время боевых действий, оборонные предприятия, коммерческие и некоммерческие предприятия, выпускающие признанную общественно-необходимую продукцию).

Таблица 1

Тогда, несмотря на формализм, предприятие может иметь высокую корпоративную культуру: самоконтроль, самоорганизацию и самоуправление на достижение общественно-необходимой цели. Во многом это зависит от руководителя. Это же социальное положение касается и всех других парадигм, но административной – особо. Отмеченные два варианта административной парадигмы отличаются лишь социальной направленностью предприятия и, соответственно, организационной культурой. В принципе, второй вариант парадигмы можно назвать административно-социальной парадигмой, и выделять уже пять парадигм менеджмента[11].

2. Экономическая парадигма. Цели предприятия и коллектива негармонизированы, но оплата труда ведется по системе показателей. Управление осуществляется через неформальную организацию, ориентированную на показатели, и формальный контроль, ориентированный на цели предприятия. Отношения – координации на достижение заданных показателей. Ограниченность формальной организации (ее ориентации на показатели) компенсируется приказами и распоряжениями, ориентированными на достижение целей предприятия[12].

3. Партнерская парадигма. Цели предприятия и коллектива гармонизированы. Управление осуществляется через неформальную организацию, ориентированную на цели и коллектива, и предприятия. Корпоративная культура сильна – формальная организация является ее артефактом. Формальный контроль минимален. Отношения взаимозависимости. Ограниченность формальной организации компенсируется саморазвитием, самоорганизацией и самоуправлением коллектива на достижение целей предприятия[13].

4. Попустительская парадигма. Формальная организация ограничена и мало актуальна. Неформальная организация замыкается на локальные цели отдельных групп. Управление на достижение целей предприятия осуществляется через формальный контроль, но он слаб. Отношения и зависимости от руководства, и взаимозависимости, и координации, при такой парадигме слабы. Эта парадигма характерна для творческих коллективов, в бизнесе она приводит к низкой эффективности предприятия[14].

Отметим, что сейчас в большинстве случаев парадигма создается подсознательно, и даже если предприятие давно уже функционирует, руководителю бывает довольно трудно сформулировать свою парадигму. Тем не менее, без сформулированной парадигмы, деятельность предприятия не может быть стабильной – ведь для стабильности и эффективности предприятия необходимо постоянство ключевых положений в долгосрочной перспективе. Парадигма может изменяться только при обнаружении серьезных проблем, угрожающих предприятию, или, наоборот, при обнаружении больших открывающихся возможностей, требующих перестройки предприятия. Все конструкции предприятия создаются в рамках парадигмы – не выходя за эти рамки. И вся деятельность предприятия исходит именно от его парадигмы. Она определяет и стабильность, и эффективность предприятия[15].

1.2. Структура организации деятельности предприятия

Структура деятельности предприятия, базирующаяся на парадигмах менеджмента, собственника, предприятия, формальной и неформальной организации приведена на рисунке 1.

Из рисунка 1 видно, что ключевые положения своего предприятия (парадигму 5) собственник формирует исходя из своих собственных представлений о том, каким должна быть организация и система управления его предприятия, и известных парадигм менеджмента 1–4. Его парадигма 5 может определять только самые базовые долговременные ключевые положения, которые являются обязательными для предприятия[16].

Руководитель предприятия и топ-менеджеры формируют уже более детальные ключе- вые положения 6–8 парадигмы предприятия, исходя из которых разрабатывается формальная организация 9 и формируется неформальная организация 11. Исходя из ключевых положений 6–8 должны осуществляться и реальные действия руководства 10. Формальная организация 9 включает организационную структуру, положения о структурных подразделениях и должностные инструкции, положения об оплате труда и мотивации планировании и бюджетировании, а также регламенты бизнес-процессов (13) [18]. Положения, которые не входят в рамки формальной организации определяются официальными приказами и распоряжениями (12). Неформальная организация 11 определяет самоорганизацию и самоуправление коллектива, поскольку никакая формальная организация и никакие приказы не могут охватить спектр всех возможных ситуаций и необходимых действий[19]. Какая организация, формальная или неформальная, определяет реальную деятельность предприятия, говорит принятая парадигма менеджмента, в основном тем, что является основой оценки деятельности руководителей и сотрудников предприятия:

Затраченное время и оценка руководителя – административная парадигма. Основа – формальная организация (6) и внешний контроль.

Показатели деятельности, основа – экономическая парадигма. Основа – неформальная организация (11), самоорганизация и самоуправление на достижение показателей, а не цели предприятия. Необходим и внешний контроль.

Вклад в результат предприятия – партнерская парадигма. Основа – неформальная организация (11), самоорганизация и самоуправление на достижение целей предприятия, самоконтроль. Внешний контроль минимален.

Затраченное время и оценка руководителя при слабом внешнем контроле. Основа – неформальная организация (11) самоорганизация на цели коллектива, а не предприятия[20].

Достигаемые и прогнозируемые результаты деятельности показывают насколько эффективно функционирует предприятие, необходимо ли, для повышения эффективности, разрешения проблем и кризисов, реализации открывающихся возможностей, изменение формальной организации 9 (постоянно – небольшие отклонения результатов), положений парадигмы предприятия 6–8 (достаточно редко – при больших отклонениях) и даже парадигмы собственника 5 (очень редко – при очень больших отклонениях) [21].

Здесь необходимо понимать, что чем стабильнее парадигмы и организация, тем стабильнее и эффективнее деятельность предприятия, но тем менее оно реагирует на возможные проблемы и кризисы, на открывающиеся возможности. Предложенная иерархия парадигм позволяет достичь оптимума между стабильностью и динамичностью предприятия. И отметим, что стрелки на рисунке отражают только основные директивные потоки, но имеются и встречные – инициатива снизу и согласование[22].

1.3. Характеристика основных проблем управления

Глава 2. Анализ управления ООО «КОДА-ТЕК»

2.1. Краткая характеристика ООО «КОДА-ТЕК»

2.2. Оценка управления предприятием

3.2. Рекомендации по совершенствованию управления

Заключение

Список литературы

Вклад в результат предприятия – партнерская парадигма. Основа – неформальная организация (11), самоорганизация и самоуправление на достижение целей предприятия, самоконтроль. Внешний контроль минимален.

Затраченное время и оценка руководителя при слабом внешнем контроле. Основа – неформальная организация (11) самоорганизация на цели коллектива, а не предприятия[20].

Достигаемые и прогнозируемые результаты деятельности показывают насколько эффективно функционирует предприятие, необходимо ли, для повышения эффективности, разрешения проблем и кризисов, реализации открывающихся возможностей, изменение формальной организации 9 (постоянно – небольшие отклонения результатов), положений парадигмы предприятия 6–8 (достаточно редко – при больших отклонениях) и даже парадигмы собственника 5 (очень редко – при очень больших отклонениях) [21].

Здесь необходимо понимать, что чем стабильнее парадигмы и организация, тем стабильнее и эффективнее деятельность предприятия, но тем менее оно реагирует на возможные проблемы и кризисы, на открывающиеся возможности. Предложенная иерархия парадигм позволяет достичь оптимума между стабильностью и динамичностью предприятия. И отметим, что стрелки на рисунке отражают только основные директивные потоки, но имеются и встречные – инициатива снизу и согласование[22].

1.3. Характеристика основных проблем управления

на российских предприятиях

Определение и распознавание проблемы является важным этапом исследования системы менеджмента в России. Оно предполагает комбинацию и последовательность множества различных операций.

Проблемы менеджмента возникают тогда, когда использование старых способностей не позволяет предприятию видеть перспективы в новых рыночных условиях. Использование в этом случае прошлых способностей в новых условиях может навредить компании[23].

В современных условиях глобализации и рыночной экономики Россия имеет небольшой опыт менеджмента в отличие от зарубежных стран. Отечественный опыт существенно отличается от опыта западных стран. Поэтому изучение проблем российского менеджмента и поиск эффективных решений имеют большое значение[24].


В системе российского менеджмента в настоящее время можно выделить несколько основных проблем, характерных для процесса глобализации. Рассмотрим некоторые из них.

Первой проблемой принято считать проблему качества. Система менеджмента качества - это часть общей системы управления компанией, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества производимой продукции и оказываемых услуг. Суть заключается в том, что экономические условия России существенно отличаются от условий Запада, в которых зарождались принципы менеджмента качества. Анализ ситуации показывает, что наиболее востребован и плодотворно развивается менеджмент качества на тех предприятиях, которые ориентированы на производство продукции для иностранного потребителя. В современных условиях перенасыщения рынка товарами и услугами предприятиям не остается ничего иного, как повышать конкурентоспособность товара за счет повышения качества производимой продукции. Также данную проблему старается решить государство, например требованиями наличия различного рода сертификатов, лицензий и патентов на производство того или иного вида продукции[25].

Еще одна серьезная проблема российского менеджмента – это коррумпированность современной экономики РФ на всех уровнях.

Особенность российской системы управления, заключается в наличие «откатов» при получении крупных государственных заказов, что привело к тому, что российский чиновник стал «крупным менеджером» с эффектом получения «серых бонусов» при организации «нужных» управленческих решений в экономике.

Третья проблема менеджмента в России заключается в избыточной численности государственных управленцев. Это связано с тем, что самый эффективный и доходный бизнес в России - управление государственными ресурсами. При этом наблюдается острая нехватка топ-менеджеров высшей квалификации, способных эффективно управлять частными компаниями, с целью конкурентоспособности на мировых рынках. В частности, российские руководители весьма неэффективно распоряжаются своим рабочим
временем. Это зависит от типа деятельности, уровня управления, и прочее[26].

Особо стоит выделить проблему современного менеджмента в России,
связанную с нерациональным использованием временных ресурсов. Рассматриваемая проблема возникает из-за неграмотных действий руководителя, таких как: отсутствие четкого плана работы, обратной связи между руководителем и подчиненным, недостаточно высокая мотивация труда рабочих. Без грамотного планирования времени, организация не сможет удерживать свои позиции на рынке среди конкурентов. Время - бесценный ресурс, который зачастую становится дефицитом. А управление временем - это, прежде всего управление самим собой, организацией, людьми с целью скорейшего решения возникших проблем[27].


Для России также характерна такая особенность, как отсутствие взаимопонимания и частые конфликты между топ-менеджером и владельцем компании. В результате, управляющий оказывается уволенным, а проблема эффективности менеджмента в организации так и остается нерешенной. Более того, снижается эффективность деятельности компании, происходит потеря грамотного специалиста, который, в свою очередь, лишается места и вынужден строить карьеру заново. Причина разногласий в таком случае чаще всего кроется в следующем. В то время как владелец заинтересован в максимизации прибыли на каждом этапе развития компании, топ-менеджер стремится к реализации стратегических целей, понимая, что достижение стратегических высот куда важнее сиюминутной прибыли, да и это является гораздо выгоднее в перспективе. Также, собственник не всегда до конца понимает нюансы производственного процесса, требуя прибыли на промежуточных этапах, например, и часто ставит не очень четкие цели. Управляющий, в свою очередь, имея огромную степень ответственности, наделен весьма ограниченными полномочиями. В тех случаях, когда и топ-менеджер и владелец заинтересованы в стратегическом развитии компании, организацию ждет успех, а сотрудничество окажется взаимовыгодным и плодотворным[28].

В ходе анализа переведенных проблем российского менеджмента теоретиками и практиками в области управления намечены следующие пути решения:

  • формирование нового, молодого, инициативного поколения менеджеров, посредством государственной поддержки (специальные гранты для обучения за границей, управленческие резервы);
  • создание новой концепции обучения менеджменту (сеть государственных центров, университетов, НИИ, и их филиалов для обучения научному управлению, сфокусированных на предоставление обучающимся практических знаний);
  • принятие на федеральном уровне закона, запрещающего занятие в акционерных обществах постов управленцев среднего и высшего звена непрофессиональными менеджерами, создание единого реестра менеджеров с системой рейтинга;
  • создание новой концепции обучения менеджменту (сеть государственных центров, университетов, НИИ, и их филиалов для обучения научному управлению, сфокусированных на предоставление обучающимся практических знаний);
  • развитие социальной сферы, как на государственном, так и на корпоративном уровне (нормативно-правовое регулирование этого вопроса, через закрепление соответствующих гарантий);
  • реформа российского законодательства с целью защиты руководства
    и сотрудников предприятий от враждебных поглощений, рейдерских захватов, насильственного установления корпоративного контроля.

Выводы

Структура управления предприятия имеет следующую иерархию: парадигмы менеджмента → парадигма собственника → парадигма предприятия → формальная и неформальная организация. Такая иерархия парадигм позволяет достичь оптимума между стабильностью и динамичностью предприятия, обеспечить его максимальную эффективность.

Реальная деятельность предприятия зависит от принятой собственником парадигмы менеджмента: административной или административно-социальной, экономической, партнерской, попустительской. Зависит, в основном, от того, как определяется вознаграждение (а это все, что ценно для человека) руководителей и сотрудников предприятия, и от применяемого контроля. Парадигмы же менеджмента изменяются, в основном, при изменении социального строя.

В ходе деятельности, при отклонениях достигаемых и прогнозируемых результатов, необходимо постоянное совершенствование формальной организации и практической деятельности, достаточно редкое изменение парадигмы предприятия и возможное, но очень редкое, изменение парадигмы собственника.

Процессы глобализации общественной жизни, отражающие постоянно растущую взаимозависимость стран и регионов, стали главным фактором, определяющим развитие теории и практики управления в современном мире. Влияние глобализации вызвало необходимость поиска новых подходов к управлению компаниями различного направления деятельности. Так, с позиций стратегического менеджмента для компаний сегодня очень важно научиться работать одновременно в двух измерениях - в системе глобальной мировой экономики и политической разобщенности.

Глава 2. Анализ управления ООО «КОДА-ТЕК»

2.1. Краткая характеристика ООО «КОДА-ТЕК»

Общество с ограниченной ответственностью «КОДА-ТЕК» образовано в 2004 г.

Основной целью ООО «КОДА-ТЕК» является удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли.

ООО «КОДА-ТЕК» осуществляет строительство зданий и сооружений; производит монтаж сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения и установки запорной арматуры; производит планировку площадей и разработку грунтов; выполняет работы в сфере энергоснабжения, нефтегазохимических и иных производств. Организация имеет лицензию на осуществление строительной деятельности. Лицензия предоставляет право на осуществление и выполнение следующих строительно-монтажных работ: земляных, возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений, по устройству наружных инженерных сетей и оборудования, по отделке и защите конструкций и оборудования, осуществление функций генерального подрядчика


Для анализа и оценки уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия на основе Отчета о финансовых результатах составлена таблица 1.

Таблица 1

Динамика основных экономических показателей

ООО «КОДА-ТЕК» за 2014-2016 гг. (тыс. руб.)

Показатели

2014 год

2015 год

2016 год

Темп роста, %

2015/

2014

2016/

2015

1

2

3

4

5

6

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

40720

90688

413371

222,71

455,82

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

38120

81227

408090

213,08

502,41

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

Валовая прибыль

2600

9461

5281

363,89

55,82

Управленческие расходы

780

8332

7187

1068,21

86,26

Прибыль от продаж

1820

1129

-1906

62,03

-

Прочие доходы

1050

3277

77863

312,09

2376,05

Прочие расходы

2199

3222

73256

146,52

2273,62

Прибыль (убыток) до налогообложения

671

1184

2701

176,45

228,13

Отложенные налоговые обязательства

27

70

173

259,26

247,14

Текущий налог на прибыль

134

237

540

176,87

227,85

Чистая прибыль

510

877

1988

171,96

226,68