Файл: История развития законодательства о средствах индивидуализации и понятие товарного знака.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 220

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одно из наиболее знаковых событий минувшего года — завершение кодификации гражданского законодательства. Последняя, IV часть ГК РФ объединила и систематизировала разрозненные нормы об интеллектуальной собственности. И несмотря на то что вступит она в силу с 1 января 2008 года, уже сейчас юристам-практикам предстоит серьезная работа по изучению новелл Кодекса. Как составная часть законодательства в части четвертой ГК РФ включены нормы о товарном знаке и знаке обслуживания. Поскольку законодательство не вступило в законную силу говорить о проблемах его пока еще рано, однако следует отметить некоторые трудности которые возникнут в связи с введение его в действие.

1. Первый абзац ст.13 Закона о введение в действие части четвертой ГК РФ по сути представляет собой п.4 постановления Верховного Совета РФ «О введении в действие Закона Российской Федерации „О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров“ от 23 сентября 1992 г. № 3521-1.

 Согласно этой статье произведенная ранее в регистрация товарных знаков и знаков обслуживания продолжает действовать на территории России. Действие этой регистрации может быть прекращено в случае нарушения предусмотренных действовавшим на дату подачи заявки законодательством условий регистрации в порядке, установленном ст.1513 ГК РФ («Порядок оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны товарного знака»), а также в случаях и в порядке, которые установлены п.1 ст.1514 ГК РФ («Прекращение правовой охраны товарного знака»).

Речь идет о признании действия на территории России произведенной ранее в регистрации товарных знаков и знаков обслуживания и о соотношении этого признания действия регистрации с возможностью продления срока действия такой регистрации, необходимой собственно для сохранения действия регистрации товарного знака или знака обслуживания. Дело в том, что действие на территории России произведенной ранее в регистрации товарного знака не могло длиться до бесконечности, поскольку это входило бы в противоречие с концептуальным положением права на товарный знак о необходимости периодической перерегистрации товарного знака (или продления срока действия регистрации товарного знака), как правило, через каждые десять лет. Так, согласно ст.17 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» и ст.16 Закона РФ о товарных знаках срок действия регистрации товарного знака мог быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет. По сути аналогичная норма закреплена и в п.2 ст.1491 части четвертой ГК РФ: срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права, а продление этого срока возможно неограниченное число раз.


Таким образом, по прошествии почти 15 лет с даты введения в действие Закона РФ о товарных знаках не может сохраниться действие произведенной ранее в регистрации товарных знаков и знаков обслуживания.

2. Абзац второй ст.13 Закона — это попытка введения своеобразного эквилента одновременно и права преждепользования, и права послепользования (в зависимости от конкретных обстоятельств дела) в сфере товарных знаков: лицо, которое до даты приоритета позднее зарегистрированного знака производило продукцию под обозначением, тождественным таком товарному знаку, сохраняет право на дальнейшее использование этого обозначения на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии для производства однородных товаров при условии, что такое использование осуществлялось в соответствии с действовавшим законодательством и началось до 17 октября 1992 г., т.е. до вступления в силу Закона РФ о товарных знаках. При этом указанное право может перейти к другому лицу только в порядке универсального правопреемства (т.е. практически только в случае реорганизации юридического лица).

К сожалению, до сих пор не создан эффективный механизм распределения прав на известные в обозначения, используемые различными предприятиями какой-либо отрасли в отношении однородной продукции.

3. Такая ситуация сложилась исторически вследствие чрезмерного вмешательства социалистического государства в хозяйственные отношения предприятий, в том числе в сфере использования товарных знаков. Так, несмотря на п.27 Положения о товарных знаках от 8 января 1974 г. об исключительном праве предприятий, организаций или объединений на использование зарегистрированных товарных знаков и о запрете такого использования без разрешения (лицензии) владельца товарного знака, на практике указанный пункт об исключительном праве на зарегистрированный товарный знак игнорировался, поскольку министерства и ведомства своими волевыми решениями предоставляли права на использование указанных товарных знаков другим предприятиям, организациям или объединениям в той или иной отрасли народного хозяйства. В результате указанной практики к началу 90-х годов прошлого века в многие предприятия выпускали одноименную продукцию, маркированную одним и тем же товарным знаком, что постепенно привело к превращению таких товарных знаков в видовые наименования товаров (либо наметилась тенденция к такому превращению).

4. Переход к рыночным отношениям послужил толчком к многочисленным спорам как в административном, так и в судебном порядке, не прекращающимся и поныне, в отношении указанной категории товарных знаков, поскольку присвоение товарных знаков в результате их регистрации по российскому праву одними организациями, входит в противоречие с естественным желанием других организаций продолжить изготовление продукции, которая длительное время выпускалась под спорным товарным знаком. Именно это обстоятельство является основанием условно говорить о праве послепользования в сфере товарных знаков.


5. Подводя итог анализа абзаца второго ст.13 Закона, необходимо отметить, что применение его положений на практике вызовет определенные затруднения. Так, не ясно, в каком объеме сохраняется право на дальнейшее использование обозначения на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии.

Могут возникнуть также проблемы с доказыванием правопреемства в отношении лиц, которые до даты приоритета позднее зарегистрированного товарного знака производило продукцию под обозначением, тождественным такому товарному знаку.

Обозначенные проблемы могут быть решены только после начала действия новой части Гражданского кодекса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. — 1993. — № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. (с изм. от 29.12.2006) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст.3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) № 14-ФЗ от 26 января 1996 г. (в ред. от 26.01.2007) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Ст.410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) № 146-ФЗ от 26 ноября 2001 г. (с изм. от 29.12.2006) // Собрание законодательства РФ. -2001. — № 49. — Ст.4552.

5. Гражданский кодекс российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 52 (1 ч). — ст.5496.

6. Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик от 08.12.1961 г. // Ведомости СНД и ВС СССР. — 1961. — № 50. — Ст.525.

7. Основ гражданского законодательства СССР и республик от 31.05.1991 г. № 2211-1 (в ред. от 26.11.2001) // Ведомости СНД и ВС СССР. — 1991. — № 26. — Ст.733.

8. Закон РФ от 23.09.1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изм. от 24.12.2002) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1992. — № 42. — Ст.2322.

9. Федеральный закон от 11.12.2002 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров“ // СЗ РФ. — 2002. — № 50. — Ст.4927.

10. Приказ Роспатента от 05.03.2003 г. № 32 „О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания“ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2003. — № 23. — С.42.


11. Приказ Роспатента от 03.03.2003 г. № 28 „О Правилах принятия решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания в случае ликвидации юридического лица — обладателя исключительного права на товарный знак или прекращения предпринимательской деятельности физического лица — обладателя исключительного права на товарный знак“ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2003. — № 20. — С.43.

НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

12. Алексеева О.Л. Когда товарный знак способен ввести в заблуждение? // Патенты и лицензии. — 2001. — № 12. — С.9.

13. Андронова Т.А. Круглый стол „актуальные проблемы российского предпринимательского права“ // Предпринимательское право. — 2007. — № 1. — С.21.

14. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность: Законодательство и практика его применения: Учебное пособие. — М., Проспект. 1997. — 412 с.

15. Белов А.П. Международное предпринимательское право: Практическое пособие. — М., Проспект. 2001. — 468 с.

16. Богатов И., Федюшин В. И снова товарные знаки // ЭЖ-Юрист. — 2006. — № 41. — С.9.

17. Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности: Комментарий. — М., Прогресс. 1977. — 326 с.

18. Бушев А.Ю., Макарова О.А. Коммерческое право зарубежных стран / Под ред. В.Ф. Попондопуло. — СПб., Центр-Пресс. 2003. — 516 с.

19. Веркман Каспер Дж. Товарный знак: Создание, психология, восприятие. — М., Юридическая литература. 1986. — 348 с.

20. Гаврилов Э.П., Данилина Е.А. Комментарий к Закону РФ „О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров“: Подзаконные нормативные акты. — М., Юрист. 2004. — 234 с.

21. Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования коммерческие обозначения — М., Волтерс Клувер. 2006. — 346 с.

22. Городов О.А. Субъекты прав на средства индивидуализации // Предпринимательское право. — 2005. — № 4. — С.21.

23. Гражданское право / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. Т.3. — М., ТК Велби. 2005. — 786 с.

24. Гражданское право: Учебник. Том II / Под ред. Садикова О.Н. — М., Контакт. Инфра-М. 2007. — 862 с.

25. Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: учебное пособие — М., Юристъ. 2004. — 678 с.

26. Данилина Е.А. Товарные знаки: добросовестное приобретение прав и недобросовестная конкуренция // Законность. — 2007. — № 4. — С.23.

27. Дегтярев С. Некоторые особенности рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с защитой товарного знака // Арбитражный и гражданский процесс. — 2006. — № 10. — С.32.


28. Еременко В.И. Кодекс интеллектуальной собственности Российской Федерации, или часть четвертая гражданского кодекса Российской Федерации // Адвокат. — 2006. — № 7. — С.22.

29. Еременко В. Содержание и природа исключительных прав (Интеллектуальной собственности) // Интеллектуальная собственность. — 2000. -. № 4. — С.36.

30. Зверева Е.А. Законодательная охрана товарных знаков // Право и экономика. — 2005. — № 1. — С.24.

31. Золотарев Б.Ю. Из истории правовой охраны товарных знаков в СССР (Отечественное законодательство и практика 20-30 годов) // Вопросы изобретательства. — 1967. — № 10. — С.15.

32. Зольников А. Незаконное использование товарного знака // Законность. — 2007. — № 1. — С.25.

33. Зуйкова Л.П. Понятие промышленной собственности и средств индивидуализации // Экономико-правовой бюллетень. — 2007. — № 4. — С.31.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ:

34. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. — М., Норма. 2000. — 542 с.

35. Каширских В.В. Проблемы выбора владельцами товарных знаков средств правовой защиты // Юрист. — 2005. — № 12. — С.28.

36. Комментарий к Закону Российской Федерации „О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров“ (постатейный) / Под ред. Горленко С.А., Еременко В.И. — М., Юрайт-Издат. 2006. — 238 с.

37. Комментарий к закону „О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров“. Охрана интеллектуальной собственности в России. Сборник законов, международных договоров, правил Роспатента с комментариями / Отв. ред. Трахтенгерц Л.А. — М., Контракт. 2005. — 346 с.

38. Кудрина И. Критерий „различительная способность“ вчера и сегодня // Интеллектуальная собственность. — 2001. — № 12. — С.30-33.

39. Лабзин М.В. Два срока неиспользования товарного знака: странно, но факт // Патентный поверенный. — 2006. — № 2. — С. 19.

40. Левачева Е., Трофимова Н. Узаконь товарный знак // Бизнес-адвокат. — 2005. — № 15. — С.14.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

Наименование портала (издания, курса, документа)

ссылка

Основные учебные материалы

1

Справочная правовая система «Консультант Плюс».

http://www.consultant.ru/

2

Официальный сайт Конституционного суда Российской Федерации

http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx

3

РосПровосудие – портал общедоступной судебной практики

https://rospravosudie.com/

4

«Гарант» информационно-правовой портал

https://www.garant.ru