Файл: Особенности государственного управления регионом в современных условиях ( Теоретические основы государственного управления ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 336

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Механистическая» модельявляется программно-целевой, нормативистской, поскольку будущее состояние управляемого объекта конструируется как модель желаемого его устройства. Это — «жесткая» модель управления, так как она ориентирована на подчинение тех элементов управляемой системы, которые выбиваются из общего движения к цели.

Сильной стороной этой модели является широкое использование научно-технических методов разработки программ регионального развития. Конкретность планов позволяет администрации региона концентрировать усилия и средства по их выполнению и достаточно эффективно контролировать этот процесс.

Слабость этой модели кроется в изначальной посылке, что будущее со­стояние регионального сообщества как сложной системы может быть сконструировано, что существует некое «оптимальное решение» проблем для их реализации, которые надо только найти. Это порождает иллюзию о том, что «власть всесильна», особенно если она опирается на науку.

«Механистическая» модель регионального управления строится по логике: «цель — средства — принуждение».

«Органическая» модель управления по характеру является культурологической, ибо оно перестает быть «искусством» руководства абстрактными людьми с помощью жестких правил и распоряжений. Акценты в этой модели вмещены на учет возможностей регионального сообщества к собственному развитию.

Эта модель управления является «мягкой», поскольку построена на изменении нежелательного поведения элементов управляемой системы не путем внешнего принуждения, а путем создания соответствующих внутренних условий для корректировки этого поведения в нужном направлении.

Основными принципами «органической» модели регулирование управления:

-· профессионализм (предполагает учет в управлении качественных характеристик как управляющих, так и управляемых систем, и создание условий для повышения уровня их профессионализации).

-· простота, которые порождены переоценкой роли и значения «человеческого» ресурса по сравнению с техническими, технологическими, финансовыми и прочими «материальными» возможностями, а также стремлением к свободе в условиях перехода к новому типуорганизации жизни б регионах.

Простота управленческих структур достигается за счет автономизации операциональных единиц, дающей региональным администрациям всех уровней достаточную степень свободы для принятия самостоятельных решений. Автономизация операциональных единиц позволяет поднять при соответствующей профессионализации дух творчества и ответственности на всех этажах региональной управленческой системы и более эффективно использовать существующие возможности. Однако автономизация должна охватывать не только систему управляющих, но и систему управляемых, и в этом плане простота управле­ния является мощным средством мобилизации и развития человеческих ресурсов в регионах. Таким образом, то логика «органической» модели: «цель — человеческие ресурсы—автономия».


«Синтетическая» модель управления сочетает принципы «механи­стической» и «органической» моделей управления; широко использу­ется в период модернизации, поскольку сама модерниза­ция, с одной стороны, ориентируется на некие универсальные образцы, которые задаются более развитой социальной системой, а с другой — предполагает не просто копирование этих образцов, а их приспособление к иной социокультурной среде путем мобилизации органического потенциала самого модернизируемого сообщества.

Сильной стороной «синтетической» модели является осознание представителями властных структур того, что есть границы силового воздействия этих структур на поведение элементов управляемой системы, и поэтому в управлении необходимо учитывать «механизмы» саморегулирования и гомеостазиса.

Однако, несмотря на привлекательность ориентации этой модели на органичность развития, она имеют ту же слабость, что и программно-целевая модель регионального управления. Она выражается в том, что будущее состояние объекта управления (регионального сообщества) привносится извне и при этом без внимания остается вопрос, почему и каким образом тот или иной «образец» социального развития утвердил себя, какая духовная интенция жизнедеятельности скрывается за ним.

Неклассический подход к региональному управлению.

Сторонники неклассического («деятельностного») подхода стремятся преодолеть экспансионизм науки в управлении. Они исходят из того, что в науке, имеющей дело с прошлым и настоящим, недоступны представления о будущем сложноорганизованных систем, способных порождать непредсказуемые свойства, состояния и процессы.

Поэтому деятельностный подход в управлении отдаёт приоритет не глобальным теориям обществ, развития, а частным, прикладным исследованиям, позволяющим давать такие рекомендации, которые могут служить лишь средством прокладывания путей регионального развития.

В основе неклассического («деятельностного») подхода лежит представление о том, что регионом надо управлять не просто с учетом «человеческого фактора», а опираясь прежде всего на менталитет управляемого «большинства» и его творческий потенциал, который может изменяться в ходе реализации управленческих программ, что ведет к «смене правил во время самой игры».

Неклассический подход, или «управление ради процесса», начинается с:

1. оценки состояния управляемой системы,

2. выявления возможных вариантов ее развития,

3. соотнесения их с проблемами ментальности,


что позволяет сделать политический выбор и разработать программы деятельности в соответствии с учётом общности и различий в интересах и ценностных позициях.

4. после этого формируются инструменты реализации программы, и

5. осуществляется деятельность вначале в виде фазы свободного развития событий, а затем - анализа и контроля.

Причем повторение этих этапов происходит неоднократно, т.к. данная технология управления не рассчитана на достижение какого-либо «оптимального» рез-та, тем более за один цикл, а представляет собой «жизнь в пути». Процесс управления, т.о, приобретает протяжённый и инновационный характер, при котором циклы научных расчетов и формализации сменяются циклами демокра­тических процедур и креативного развития.

«Деятельностный» подход не противопоставляется «научному», а предполагает включение последнего в современную модель управления в качествеве одного из этапов.

Модель стратегического управления регионом. В его основе стратегический анализ и планирование. Стратегический анализ и планирование решает такие задачи, как:

- определение специфики сложившейся ситуации, возможностей и целей ее изменения;

- направлений и приоритетов управленческой деятельности,

- соответствие ее структур и функций решаемым задачам.

Стратегический анализ и планирование стремится к альтернативному предвосхищению того, что может случиться, и разработать в соответствии с этим разные варианты действий при различных сценариях развития ситуации. Стратегический анализ и планирование носит мультипликационный характер, нацеленный на одновременное выполнение частных программ с обязательным учетом социальных последствий и реакций населения.

В стратегическом анализе и планировании приоритет отдается целям, нежели средствам их достижения, поскольку в ситуации неопределённости конкретный выбор средств зависит от быстро меняющейся обстановки. Поэтому при стратегическом анализе и планировании вопрос о том, как достичь конкретной цели, может и не ставиться, в отличие от всеобъемлющего планирования, стремящегося к корреляции целей и средств их достижения.

Стратегический анализ и планирование осуществляется в тесном контакте с управленческим персоналом, который играет решающую роль в выборе приоритетов регионального развития, а аналитики и плановики выступают как компетентный «секретариат», помогающий властным структурам в выполне­нии управленческих задач.


3.2 Особенности государственного управления регионом в современной России.

Региональная политика в России учитывает следующие особенности, которые определяют специфические черты во взаимодействии Центра и регионов:

- Россия имеет самую большую в мире территорию и огромный многоресурсный экономический потенциал;

- Россия - многонациональная страна;

- существует резкая дифференциация в природно-климатических, экономических условиях, уровне жизни населения и др.;

- разные стартовые условиях регионов при переходе централизованной системы управления к рыночным отношениям хозяйствования.

Меры государственного воздействия на развитие регионов во многом определяются характерными особенностями регионального развития. Сегодня в России одна из основных проблем - не снижающаяся региональная асимметрия. По характеру и темпам развития регионы можно условно разделить на несколько типов. В их числе выделяются развитые (опорные) и проблемные регионы.

Государственная региональная политика в опорных регионах направлена на обеспечение наибольшей свободы и конкуренции товаро производителей, всемерной активизации экономической деятельности с учетом имеющихся здесь благоприятных предпосылок. Это предполагает массовое привлечение капитала в производственную сферу, прежде всего в современные отрасли обрабатывающей промышленности с высокими технологиями.

Развитые регионы призваны быть лидерами активных структурных преобразований на принципах экономики постиндустриального типа, формирования наукоемких, высокопроизводительных и ресурсосберегающих, а также экспортных и импортозамещающих производств, сервисных видов услуг.

Среди механизмов регулирования социально-экономического развития опорных регионов важнейшая роль отводится широкому использованию потенциала частнопредпринимательских, особенно коллективной (акционерной), форм рыночного хозяйствования при ограничении прямой государственной помощи. Государство призвано, посредством налоговой и кредитной политики поощрять акционерный бизнес. Отлаженные кредитные и налоговые инструменты могут стать здесь важнейшими рычагами хозяйственно-предпринимательской активности.

Проблемные регионы различаются по характеру факторов, угнетающих развитие. Основными типами проблемных регионов в современной ситуации являются: депрессивные, отстающие, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.


Тип депрессивных регионов характеризуется сравнительно высоким уровнем экономического потенциала, значительной долей промышленности, повышенной квалификацией местных трудовых ресурсов. Однако из-за низкой конкурентоспособности профилирующих отраслей, нарушения снабженческо-сырьевых связей (легкая промышленность и др.) или переориентации стратегического курса (относительно ВПК) эти регионы теперь отличаются глубоким спадом производства, высокой безработицей (главным образом структурной), малой инвестиционной активностью, низким уровнем финансовобюджетной обеспеченности и реальных доходов населения и его резким социальным расслоением. К этой категории территорий следует относить не только субъекты Федерации, но и конкретные части областей, краев или республик в составе России, что позволит оказывать целевую помощь депрессивным местностям, не распространяя ее на развитые центры субъектов Федерации.

Основной формой поддержки депрессивных регионов является концентрация уже предусмотренных нормативно-законодательными актами методов и механизмов поддержки предпринимательства, привлечения частных (в том числе иностранных) инвестиций, содействие инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовке кадров с целью обеспечения доступа к действующим каналам финансовой помощи.

Отстающие в экономическом отношении регионы характеризуются чрезмерно низкими душевыми доходами населения и недостаточным производственным и финансовым потенциалом по сравнению с основной массой регионов страны. В ряде регионов, относимых к этой группе, социально-экономическая ситуация усложняется политическими, этническими, криминальными, экологическими проблемами.

Основными путями решения этих проблем являются: осуществление централизованных инвестиций из федеральных источников на новое строительство, главным образом в сфере промышленности, инфраструктуры (производственной, общехозяйственной и социальной), а также стимулирование частных капиталовложений в отдельные секторы экономики посредством льготных кредитов и налогов. Для регионов с крайне низким уровнем бюджетной обеспеченности разрабатываются программы по созданию льготного режима бюджетных взаимоотношений. Слаборазвитые регионы требуют усиления механизмов государственного регулирования экономики.

Проблемы кризисных регионов, отличающихся экстремальным характером экономических, социально-политических и экоприродных процессов (остановка подавляющей части промышленных предприятий, межэтнические конфликты, последствия природных катаклизмов), решаются с помощью федеральных целевых программ. На кризисные регионы распространяются меры, предпринимаемые в отношении депрессивных регионов.