Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
Введение
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является проблема обеспечения населения качественной и вполне доступной медицинской помощью в России. Данная проблема является одной из главных, стоящих перед Министерством Здравоохранения РФ.
Здоровье нации выступает предпосылкой нормального экономического функционирования государства, от которого напрямую зависит будущее всей страны. Доступность и качество оказываемой медицинской помощи выступает не только одной из важных, но и является трудно решаемой проблемой, так как на сегодняшний день вес «бесплатной медицины» существенно снизился и все больше населения доверяет свое здоровье частным медицинским организациям. Но не каждый человек может себе позволить воспользоваться услугами частных клиник, поэтому на данный момент следует сделать медицинскую помощь качественной и доступной для всех слоев населения.
В первую очередь, индикатором в этом вопросе выступают результаты социологических опросов населения, которые указывают на то, что значительная часть населения и пациентов не удовлетворена оказываемой медицинской помощью, 66% россиян считают, что не могут получить хорошее медицинское обслуживание; 58% - не удовлетворены системой здравоохранения в целом, что не удивительно, поскольку государственные гарантии в области оказания медицинской помощи носят декларативный характер, т.к. они не подкреплены адекватными финансовыми ресурсами[1].
На сегодняшний день важной целью должна стать доступность оказание качественной медицинской помощи разным слоям населения. Субъективная неудовлетворенность пациентов доступностью, качеством и результативностью медицинской помощи подтверждается результатами экспертных оценок, проведенных квалифицированными экспертами по унифицированным технологиям. Согласно проведенным исследованиям медицинская помощь оказываете в неполном объеме в половине случаев. Дефекты диагностики составили 39,4%; профилактики - 7,3%; лечения - 53,3%.[2] Низкое качество медицинской помощи во многом обусловлено системным кризисом здравоохранения, в основе которого - нечеткость правового регулирования на разных уровнях управления, неопределенность разделения ответственности участников системы здравоохранения и отсутствие координации их деятельности.
Обширный опыт изучения инноваций в сфере медицинского обеспечения и применения RetailClinics за рубежом представлен в исследованиях таких авторов, как Гардус В.О.[3], Попов И.[4], Хальфин Р.А.[5], Цветкова Л.А., Кузнецов П.П., Куракова Н.Г.[6], Загораски С.С. (Zygourakis C.C.), Ролскон Ж.Д. (Rolston J.D.), Тредвей Ж. (Treadway J.), Чанг С. (Chang S.), Клиот М. (Kliot M.) [7] и других авторов.
Цель: разработка концепции ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО проекта в сфере медицинских услуг.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующей системы частных задач:
- изучить теоретико-методологические основы влияния новых трендов потребительского поведения и развития индустрии медицинских услуг на появление инновационных концепций оказания платных медицинских услуг, для возможного их заимствования и реализации в РФ и готовности населения к запуску данных моделей;
- рассмотреть диджитизацию оказания платных медицинских услуг: развитие инновационных бизнес-моделей в зарубежных странах;
- исследовать концепцию сервитизации оказания платных медицинских услуг: развитие инновационных бизнес-моделей в зарубежных странах,
- определить российский опыт внедрения инновационных бизнес-моделей в сегменте «мобильная медицина»,
- исследовать текущее состояние, основные проблемы и перспективы внедрения инновационной бизнес-модели «клиники супермаркета» в России;
- выявить основные направления применения инновационных бизнес-моделей с использованием концепции диджитизации оказания платных медицинских услуг;
- определить основные направления применения инновационных бизнес-моделей с использованием концепции сервитизации оказания платных медицинских услуг.
Объект исследования – возможность применения инновационных бизнес-моделей оказания платных медицинских услуг в Российской Федерации.
Предмет исследования – инновационные модели оказания платных медицинских услуг в России и зарубежных стран (приложения для смартфонов и новый формат оказания медицинских услуг Retail Health Clinic(клиники в супермаркетах).
Информационно-эмпирическая база исследования:
- результаты авторского маркетингового качественного исследования: 3 фокус-группы проведенные автором в апреле 2018 года под руководством доцента и к.ф.н. Тарасенко. Целевая аудитория - 6 практикующих врачей (столичный госпитальный сектор); 12 респондентов 20-45 лет, среднего класса достатка).
- сводный анализ интернет ресурсов «Pub Med»;
- данные маркетинговой исследовательской компании EY, Deloitte.
Глава 1. Виды и способы разработки исследовательских проектов
1.1 Определение инвестиций и их виды в исследовательском проекте
Перед более детальным исследованием в области инвестиций, необходимо дать определение. Инвестиции – это вложение капитала с целью получения прибыли. Они могут отличаться по степени риска, по срокам вложения, способу учета и объектам инвестирования. Инвестиции могут быть в виде денежных средств, кредитов, ценных бумаг или вложений в движимое и недвижимое имущество, интеллектуальная собственность, права собственности и прочее.[8]
Среди форм инвестиций наиболее частыми являются: частные, государственные, иностранные и смешанные. На практике чаще встречаются частные и государственные формы инвестирования.
Кроме определения инвестиций, стоит также дать ясное определение самому процессу инвестирования. Инвестиционная деятельность – это ряд практических действий, направленных на реализацию инвестиционных средств.
Основными ресурсами для инвестиций являются:
- Собственные ресурсы инвестора, которые являются денежными накоплениями или прибылью от бизнеса, аренды или амортизационных отчислений
- Бюджетные инвестиционные ассигнования
- Финансовые средства, привлечённые предприятием от продажи акций, взносов граждан и юридических лиц
- Заемные финансовые средства
Частные инвесторы
Наличие развитого фондового сегмента дает экономической системе финансовую опору для развития внутренних рынков акционерного капитала. Один из элементов фондового рынка – частные инвесторы – физические лица, которые инвестируют свои личные средства (сбережения) в проекты.
Рынок инвесторов расширяется и пополняется новыми формулировками и определениями. Точного определения частному инвестору в литературе сейчас не найти. Такому понятию, как частный инвестор можно дать следующее определение – это физическое или юридическое лицо, которое осуществляет инвестиционную деятельность, вкладывая собственные или привлечённые им средства в проекты. Как отмечает Т. Малеева в своей работе, физические лица склонны к инвестиционной деятельности в случае, когда уровень их дохода или накопленных сбережений.[9]
Очевидным преимуществом такого вида инвестора может быть простота привлечения инвестиций. Из-за отсутствия строгих нормативно правовых аспектов, как в случае с квалифицированными инвесторами, сделку можно заключить за несколько дней. Однако, риски работы с частным инвестором будут выше, а размер инвестиций зачастую значительно меньше, чем у профессиональных фондов и акселераторов.
Также необходимо учитывать тот факт, что частные инвесторы не имеют лицензирования на предоставление любых видов кредитов и займов, а значит оформление сделки должно проходить как «получение займа под проценты». Сегодня в России существуют немало частных инвесторов, которые не являются квалифицированными. В своей работе В.Малеева и Л.Селютина говорят, что такого вида инвесторы чаще всего бывают наёмными сотрудниками или предпринимателями без юридического лица. То есть можно сказать, что частный инвестор — это физическое лицо, занимающееся инвестированием своих денежных средств в проекты ради получения прибыли. Частных инвесторов можно классифицировать по нескольким факторам:
Уровень дохода:[10]
- низкий – с доходом от 35 до 60 тыс. руб.;
- средний – с доходом от 60 до 100 тыс. руб;
- высокий – с доходом от 100 до 500 тыс. руб.
По срокам инвестирования:
- краткосрочные (до 1 года);
- среднесрочные (от 1 года до 3 лет);
- долгосрочные (более 3 лет).
Квалифицированные инвесторы
На законодательном уровне в России инвесторы могут быть классифицированы на квалифицированных и институциональных. Такое определение можно найти в приказе ФСФР 2008 года №8 «Положение о признания лиц квалифицированными инвесторами». Такие инвесторы могут быть: управляющие инвестициями, брокеры, руководители фондов и акселераторов. Также под понятие «квалицированный инвестор» попадают и юридические лица: пенсионные фонды, ПИФы, различные негосударственные фонды, страховые компании и другие виды фондов.
Согласно закону, квалифицированными инвесторами могут быть юридические и физические лица, отвечающие определённым требованиям. Так юридическое лицо признается квалицированным инвестором в случае:
- Собственный капитал не менее 100 миллионов рублей
- Совершало не менее пяти сделок с ценными бумагами ежеквартально на протяжении всех четырех кварталов. Общая сумма сделок была сделана не менее чем на 3 миллиона рублей;
- Оборот компании - не менее 1 миллиарда рублей;
- Сумма активов компании – не менее 2 миллиардов рублей;
Как для юридического лица, физическое также имеет свои определённые требования:[11]
- Имеет во владении ценные бумаги или другие финансовые инструменты на сумму не менее 3 миллионов рублей;
- Имеет опыт работы в компании, занимающейся операциями с ценными бумагами, либо другими финансовыми инструментами
Венчурные инвестиции
Стоит дать отдельное и подробное описание относительно новому для Российского инвестиционного рынка понятия как венчурные инвестиции.
Подобный вид инвестирования пришел в Россию позже, чем в страны Западной Европы или Северной Америки. В частности, в Соединенных Штатах венчурные инвестиции стали широко известны в середине 50-х годов. Спустя 10-15 лет этот инвестиционный тренд пришел и в Европу. Однако определения венчурных инвестиций несколько различаются. Так, например, в США принято следующее определение: венчурные инвестиции – это «обеспеченный профессионалами капитал, оказывающий поддержку развивающимся компаниям, имеющим высокий конкурентный потенциал». В России можно встретить несколько иное определение: «Венчурные инвестиции – это долгосрочный рисковый капитал, инвестируемый в приобретение долей быстрорастущей компании с целью получения прибыли» - такое определение даёт А.А. Афанасьев.
За последние два десятилетия особый рост компаний можно увидеть в информационной высокотехнологичной сфере. Венчурные инвестиции рассчитаны именно на финансирование быстрорастущих инновационных проектов. Это не значит, что венчурные инвесторы вкладывают ресурсы только в информационные компании. Инвестиции могут быть привлечены практически в любом секторе. В следствие активного развития венчурного бизнеса и его расширения, этот вид инвестиций стал играть системообразующую роль в становлении инновационной экономики.
Объектами венчурных инвестиций чаще выступают предприятия, которые занимаются разработкой инновационного продукта или услуги. Инвестор, финансируя проект, покупает долю в венчурном предприятии. Очевидно, что из-за особенностей рынка и скорости развития информационных технологий, инвестирование в венчурные предприятия зачастую сопряжено с риском и возврат денег не гарантирован.
Венчурные инвестиции можно отличить по ряду признаков:[12]
- Инвестор готов идти на риск потери вложенных средств, в случае неудачного окончания проекта ради возможной высокой прибыли
- Инвестиции в венчурные проекты чаще носят долгосрочный характер: от 3 до 12 лет
- В отличие от банковского или коммерческого кредита, венчурное инвестирование происходит в виде паевого взноса в уставной капитал. Это определяет объем доли, которой владеет инвестор в инвестируемой компании
- После инвестирования, венчурный инвестор является не просто спонсором, но и владельцем доли в компании, а значит он несёт ответственность за успешную реализацию проекта. Тем самым инвестор может принимать активное участие в работе над инновационным проектом