Файл: Разработка концепции венчурного проекта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Точных данных по объемам российского рынка нет ввиду того, что mHealth в нашей стране находится на ранней стадии развития. Аналитики компании Brookings считают, что к 2017 году российский рынок mHealth достигнет $800 млн или 3% от мирового рынка[23]. По объемам выручки и реализации технологий мобильной медицины Россия к 2017 году займет шестое место.

Рисунок 7 – Место России на мировом рынкеmHealth в 2017 году [24]

Российский рынок mHealth существенно отстает от мирового. Драйверами его роста могут быть:

- государственная политика в области поддержки модернизации здравоохранения, в рамках которой отдельное внимание уделяется вопросам информатизации этой отрасли;

- сокращение государственного финансирования здравоохранения;

- рост стоимости и доли платных услуг в здравоохранении;

- старение населения;

- значительное количество населенных пунктов, находящихся в труднодоступных и отдаленных территориях.

Также можно определить ряд факторов, которые будут препятствовать развитию mHealth в России, и они отчасти схожи с мировыми, хотя и имеют национальные особенности.

2.2. Российский опыт внедрения инновационной бизнес-модели «клиники супермаркета»: текущее состояние, основные проблемы и перспективы

Говоря о потребительских предпочтениях в 2016-2017 годах, около половины респондентов отметили снижение платежеспособного спроса, в результате чего пациенты старались экономить и оптимизировали свои затраты на медицинские услуги. При этом главным критерием для них было соотношение цены и качества получаемых услуг.

Рисунок 8 – Спрос на медицинские услуги 2016-2017 гг.

Соответственно, показателями эффективности будут вовлеченность подписчиков страниц и рост клиентской базы. По первому показателю данные предоставляются социальными платформами. Для расчета второго показателя должна быть настроена многоканальная атрибуция и сквозная аналитика.


Можно выделить ряд проблем на этапе продвижения клиники в социальных сетях.

Таблица 1 – Проблемы продвижение медицинских клиник в социальных сетях

Причина

Следствие

Отсутствие в клинике ставки маркетолога с серьезным образованием в сфере продвижения клиники в социальных сетях

Медицинские центры очень редко используют дополнительные возможности социальных сетей, такие как приложения, обсуждения и т. д.

Работа по продвижению клиники в социальных сетях выстроена по одним и тем же стандартам

Вектора контента у компаний сильно пересекаются друг с другом, что ведет к очень однообразным постам. Отличить одно сообщество от другого по контенту практически невозможно.

Отсутствие специалиста по ведению контента

Брендирование и визуальное оформление контента стандартное и не привлекает дополнительных клиентов

Это говорит о том, что медицинские центры еще не реализовали весь потенциал по выстраиванию и продвижению своих брендов. Поэтому перечисленные выше факторы стоит учесть не только при подготовке контента, но и при разработке позиционирования.

Типичные действия руководства, направленные на управление потребительским выбором с помощью интернет-маркетинга, представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Типичные действия руководства, направленные на управление потребительским выбором с помощью интернет-маркетинга

Проблема

Задача

Рычаг/инструменты

Обычные меры/что делали

Реальность/недоработки

Сокращение числа клиентов клиники

Представительство клиники в Инстаграм

Демонстрация компетенций специалистов в постах о них

Написание тематических статей, фото работ специалистов, работа с отзывами, ответы пользователям

Не всегда имеется возможность вовремя ответить пользователям

Люди в социальных сетях не любят обсуждать свои проблемы со здоровьем

Повысить количество посетителей сайта клиники

Создание контента «Все что вы хотели знать о медицине, но боялись спросить» при поддержке Медицинского центра.

Тематическое сообщество, в котором относительно интересно пользователям, и в котором можно рекламировать услуги медицинского центра.

Тема здоровья далеко не самая интересная для чтения

Пользователи не доверяют информации в социальных сетях

Повышение уровня экспертности и доверия со стороны клиента

Консультации от врачей в сообществе

Ответ должен быть не в стиле «Вам нужно записаться на прием», а в стиле «Вот вся информация, которую можно предоставить словесно, чтобы сказать более конкретно — нужно записаться на прием».

Размещение статей про ЗОЖ и различные заболевания, что не интересно подписчикам

Трудно определить целевую аудиторию рекламной компании

Выстроить рекламную компанию так, чтобы привлечь большее количество клиентов

Тергетинговая реклама

Ориентация на 3 типа аудиторий:

- старшего возраста (35+) с семьей,

- лица, которые увлекаются ЗОЖ и здоровым питанием,

- аудитория, состоящая в сообществах-конкурентов

Выстраивание рекламы одновременно для всех групп пользователей


Для медицинских клиник присутствие в социальных медиа направлено на реализацию следующих целей:

- привлечение новых потенциальных клиентов;

- формирование спроса на новые технологии и услуги;

- повышение лояльности существующих клиентов и формирование пула адвокатов бренда.

Показателями эффективности будут рост клиентской базы и вовлечённость подписчиков страниц. Для расчета первого показателя необходимо настроить многоканальную атрибуцию и сквозную аналитику. Данные по второму показателю предоставляют социальные платформы.

В условиях снижения реальных располагаемых денежных доходов населения все больше частных ЛПУ рассматривают сегмент ОМС как источник дополнительной выручки. В 2016 г. доля частных ЛПУ от общего числа ЛПУ в ОМС составляла 29%. Реализация инвестиционных проектов ГЧП, однако, сдерживается из-за высокой стоимости заемного капитала. Снижение инфляции в 2017 г. и, как следствие, уменьшение стоимости заемных средств станет благоприятным фактором для реализации инвестиционных проектов ГЧП.

Рисунок 9 – Структура расходов с здравоохранении, 2012-2019 гг.[25]

Можно выделить следующие проблемы, с которыми сталкиваются их частные клиники:

- кадровые проблемы;

- проблемы взаимодействия со страховыми компаниями;

- проблемы, связанные с пациентами;

- внешние угрозы.

В медицинской отрасли остается актуальным кадровый вопрос.

Среди кадровых проблем чаще всего отмечают низкую квалификацию медперсонала. Данная проблема по-прежнему является самой острой среди всех остальных. Многие клиники сошлись на том, что причиной этого является ухудшение качества медицинского образования.

Рисунок 10 – Кадровые проблемы на рынке частых клиник, 2017

Следующая категория сложностей, с которыми сталкиваются многие частные клиники связана со страховыми компаниями. Две наиболее острые проблемы, волнующие частные клиники в области взаимодействия со страховыми компаниями, — это ценовая политика и более частое использование франшизы в полисах ДМС.

С недавнего времени (с 2017 года) страховые компании начали требовать применения франшизы в страховых полисах. Это невыгодно клиникам по причине того, что прейскурант по франшизе устанавливается с дисконтом. Кроме того, франшиза, как правило, ограничивает затраты пациентов.


Рисунок 11 – Проблемы взаимодействия со страховыми компаниями

В некоторых клиниках страховые компании требуют заключения долгосрочных контрактов по фиксированным ценам и из-за отсутствия других игроков страхового рынка в регионе компании были вынуждены соглашаться на такие условия.

Некоторые частные клиники считают проблемой сильную зависимость от страховых компаний из-за значительного(более 80%) потока ДМС-пациентов. Столкнувшись с трудностями при взаимодействии со страховыми компаниями, клиники ощутили неустойчивость своего положения из-за недостаточной диверсификации пациентов.

Рисунок 12 – Внешние угрозы

Негативное влияние макроэкономической ситуации оказывает существенное влияние на развитие частных клиник. В первую очередь сюда относятся колебания валютного курса, снижение покупательной способности и изменение потребностей пациентов. Все это явилось причиной сокращения размера среднего чека и количества потребляемых услуг в ряде опрошенных клиник.

Говоря о высокой налоговой нагрузке, следует отметить высокие ставки по взносам в социальные фонды. Сейчас суммарные отчисления в социальные фонды составляют30% от затрат на оплату труда, и данная ставка может вырасти с 2020 года из-за возможного повышения ставки по взносам в Пенсионный фонд. Даже без повышения ставки налоговая нагрузка сильно влияет на финансовое состояние компаний, так как наибольшей статьей затрат медицинских организаций являются расходы на оплату труда.

Заключение

В рамках проведенного исследования были проанализированы инновационные зарубежные методы оказания платных медицинских услуг и проверена возможность реализации и готовности населения РФ к запуску подобных моделей. В результате исследования можно сделать следующие выводы.

Системы здравоохранения России и практически всех, как развитых, так и развивающихся стран мира столкнулись с проблемами системного характера. Большинство существующих систем здравоохранения создавались 100-200 лет назад в других общественно-социальных и экономических условиях. Кроме того, произошел скачок в развитии высокотехнологичной медицинской помощи, создания носимых средств контроля физиологических параметров, а также имплантируемых медицинских изделий и средств дистанционного контроля.

Это означает, что системы здравоохранения требуют не просто модернизации, а создания новых инновационных цифровых систем здравоохранения, основанных на новых технологиях и способах управления, соответствующих современным условиям.


Новая модель системы здравоохранения должна создаваться и начинать функционировать параллельно с существующей системой, постепенно перехватывая ее функции. Такой подход минимизирует потери переходного периода и обеспечит населению качественное медицинское обслуживание в переходный период. В новой модели уделяется особое внимание превентивной медицине и персонализированному подходу. Создание новой модели здравоохранения базируется на развитии т.н. «цифровой» медицины, позволяющей собирать и обрабатывать, в том числе дистанционно, большие объемы данных на популяционном уровне для принятия обоснованных оптимальных стратегически решений, выявлять новые направления развития.

Внедрение инновационных бизнес-проектов должны привести: к тому, что:

- гражданам оказывается своевременная, необходимая и качественная медицинская помощь с использованием цифровых медицинских сервисов врачами, пациентами, управленцами здравоохранения всех уровней и форм собственности;

- доступные, удобные, эффективные и качественные медицинские услуги способствуют увеличению средней продолжительности жизни населения РФ до 76 лет, увеличению активного и трудоспособного возраста граждан до 5-6 лет после достижения пенсионного возраста.

Ритейл-клиники являются новым направлением развития медицины, их внедрение в России позволит повысить уровень сервитизации и даст возможность выхода медицинских клиник на новый уровень. В результате проведенного исследования было выявлено, что население готово пользоваться услугами ритейл-клиник, в то время как врачи данные услуги не одобряют.

Для внедрения инновационных бизнес-моделей в медицину в России предлагается выполнить следующие задачи:

- Создать нормативные условия для развития цифрового здравоохранения.

- Провести исследования и разработки: сформировать экосистему цифрового здравоохранения, осуществить поэтапный трансфер медицинских цифровых технологий, утвердить программу создания и внедрения новейших отечественных технологий, создать институт «национальных чемпионов» на основе отечественных старт-ап компаний в области цифрового здравоохранения с перспективой̆ и поддержкой выхода на внешний рынок; разработать и обеспечить внедрение, а также прикладное использование в клинической практике на постоянной основе интеллектуальных систем поддержки принятия врачебных решений, или пилотных проектов с использованием методов предиктивного моделирования.