Файл: Теоретические основы проведения идентификации товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специальная идентификация - установление отношения данного изделия к перечню запрещенных к реализации товаров, либо к товарам, имеющим те или иные ограничения (квотирование, лицензирование и т.п.).

К специальной идентификации относится и установление некоторых продуктов в принадлежности их к изделиям, выработанным из генетически модифицированного сырья.

Для проведения идентификационной экспертизы обязательно необходимы разнообразные информационные источники, из которых можно узнать о тех или иных характерных показателях, используемых в целях специальной идентификации.

Вывод: были изучены виды идентификаций и последовательность операций идентификации товаров. Были установлены качества и несоответствия идентификации. Выявили допустимые и недопустимые дефекты товаров. Если при обнаружении несоответствия сорту отрицательный результат идентификации констатируется как особый вид фальсификации - пересортица.

Поскольку соответствие товара заявленной информации - обязательное требование, процедура идентификации является очень важным этапом общей оценки товара, и проводится по всем заявленным характеристикам, включая наименование, и, как правило, в три этапа.

Глава 2. Взаимодействие идентификации и сертификации

В Федеральном Законе №-184 «О техническом регулировании» термин сертификация определяется как форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условным договорам[15].

В соответствии с законодательством сертификация может быть обязательной или добровольной.

Обязательная сертификация – подтверждение соответствия продукции обязательным требованиям, которые установлены законодательством, уполномоченным на то органом. Обязательная сертификация выступает как форма государственного контроля за безопасностью продукции. Обязательной сертификации подлежит большинство непродовольственных товаров. Степень их опасности колеблется от товаров с высокой потенциальной опасностью, например, транспортные средства, газовая аппаратура, электротовары и т.д., до товаров, степень опасности которых умеренна, к ним относятся мебель, меха, ткани и т.д. Вне сферы товаров, подлежащих обязательной сертификации, находятся ювелирные изделия, галантерейные, художественные товары и многие строительные материалы. Результатом обязательной сертификации соответствия является сертификат соответствия[16].


Подтверждение соответствия также может проводиться путем оформления изготовителем декларации о соответствии. Она является документом, в котором изготовитель подтверждает, что поставляемая им продукция соответствует установленным требованиям, которые предусмотрены для обязательной сертификации продукции. Декларация о соответствии регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

     Добровольная сертификация проводится по инициативе физических и юридических лиц с целью подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) требованиям стандартов. Решение о добровольной сертификации, как правило, связано с проблемой конкурентоспособности товара и продвижением товаров на рынке. Не секрет, что покупатели отдают предпочтение именно сертифицированным изделиям. Как правило, государство поддерживает развитие добровольной сертификации.
     С 26 января 2011 года вступил в силу новый  перечень товаров, которые подлежат обязательной сертификации. Новый перечень стал меньше предыдущего, из него исключили такие товары как мебель и окна, покрытия для стен и потолков из пластмасс, также в перечне больше нет детской мебели. Также стоит отметить, что была отменена обязательная сертификация любых электроагрегатов, светильников, ЭВМ, электробытовые приборы и т.д. Перечень товаров подлежащих обязательной сертификации с каждым годом все сокращается, и я считаю, что это является отрицательным моментом, так как качество продукции, поставляемой на рынки, оставляет желать лучшего. Взять для примера отмену обязательной сертификации для окон из полимерных материалов, можно сказать, что теперь постановка таких окон в домах будет еще более небезопасна, чем раньше. Ни для кого не секрет, что при нагреве на солнце данные материалы выделяют вредные вещества, и на сегодняшний день поставщик не может гарантировать потребителю безопасность приобретаемой им продукции. Теперь производители продовольствия могут выставить свой товар на основании собственноручно заполненной декларации, опираясь на собственную систему доказательства безопасности и качества товара. Эта мера направлена на снятие барьеров для производителей, но, по моему мнению, опасных продуктов теперь станет больше.  Сертификация как часть технического регулирования сегодня, по моему мнению, терпит все большее крушение. Вокруг нее создается напряженная обстановка. Главным аргументом является то, что сертификация ничего не дает для обеспечения безопасности поставляемых на рынок товаров. А причина этого проста. Весь мировой опыт свидетельствует, что сертификация – это эффективный рыночный инструмент, обеспечивающий заслон для поставки на рынок опасной продукции. Однако, с другой стороны, одна сертификация не может решить все проблемы по защите рынка от опасной продукции, так как это только «до рыночный» контроль, задача которого состоит в профилактике попадания на него опасной продукции. Должен работать надзор и на самом рынке, должен быть установлен необходимый уровень ответственности бизнеса в этой сфере. Еще одним аргументом критиков сертификации является то, что сертификация – это большая финансовая нагрузка на бизнес. Существуют у сертификации и внутренние нерешенные проблемы, которые также подрывают к ней доверие. Прежде всего, это касается недобросовестности в работе занятых в ней специалистов. Однако, выстраивая логическую цепочку, мы можем проследить, что причиной этому являются недостатки в аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий.
     Действия  по отмене обязательной сертификации проводятся под флагом снятия административных барьеров у бизнеса, прежде всего малого и среднего. Однако, добросовестные предприниматели, пришедшие на рынок надолго и желающие занять достойное место, сами обращаются к специалистам для независимой оценки безопасности своей продукции.
     Значимость  и актуальность идентификации товаров  подтверждается тем, что в Российской Федерации этот вид деятельности за последнее время стал объектом регламентирования в ряде нормативных документов: Федеральных законах, стандартах и правилах по сертификации[17].


     Под идентификацией понимается процедура установления соответствия конкретной продукции образцу и описанию, т.е. заявленной о нем информации и основным требованиям, предъявляемым к данному виду. Поскольку соответствие товара заявленной информации – обязательное требование, то процедура идентификации является очень важным этапом общей оценки товара, и, как правило, требует многосторонних исследований, как опытными экспертами-товароведами, так и высококвалифицированными специалистами. В дальнейшем, результаты идентификации того или иного изделия анализируются и делаются соответствующие выводы. Этот процесс мы можем назвать идентификационной экспертизой. Идентификационная экспертиза является основополагающей и все действия с товаром должны начинаться только с нее, так как исследуемый товар может относиться и к опасным товарам, либо может быть включен в перечень запрещенных товаров. Кроме того, до тех пор, пока товар не будет правильно идентифицирован, эксперт не может дать правильную оценку его качества, и как следствие, провести сертификацию соответствия.

     Идентификация товаров, имеет множество сфер применения, в их числе - участники рыночных отношений: производитель - на стадии приемки сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и при отпуске готовой продукции; торговая организация (торговый посредник) - на стадиях заключения договоров купли-продажи, приемки товаров и подготовки их к продаже. Потребитель также проводит идентификацию приобретаемого товара, делая это чаще всего по органолептическим показателям и не имея достаточной информации, а также ориентируясь на свой собственный житейский опыт, знания и прислушиваясь к мнению других. При этом всегда покупатель расплачивается за все свои ошибки своими же деньгами.

В зависимости от назначения различают следующие виды идентификации: ассортиментная (видовая); потребительская; товарно - партионная (товарной партии); качественная; сортовая; специальная.

Рассмотрим более подробно каждый вид идентификации. Ассортиментная (видовая) идентификация – установление соответствия наименования товара его ассортиментной характеристике, обусловливающей предъявляемые к нему требования. Этот вид идентификации применяется для подтверждения соответствия товара его наименованию при всех видах оценочной деятельности, но особое значение он имеет при товарной экспертизе и сертификации товаров. Видовая идентификация одновременно служит методом выявления несоответствия, что определяется как ассортиментная фальсификация товаров.
     Потребительская идентификация проводится с целью установления возможности использования того или иного пищевого продукта для питания человека, поскольку многие растительные продукты питания выращиваются как для пищевых целей, так и для откорма скота, технической переработки.
     Товарно – партионная (товарной партии) идентификации – один из наиболее сложных видов деятельности, в ходе которой устанавливается принадлежность представленной части товара (объединенной пробы, среднего образца, единичных экземпляров) конкретной товарной партии.
     За  рубежом делаются попытки наносить на упаковку или товар определенную информацию, позволяющую идентифицировать товар, в том числе и его принадлежность к конкретной товарной партии. В России маркировка, идентифицирующая конкретную товарную партию, применяется лишь для консервов путем нанесения на донышко банки сведений о наименовании консервов (ассортиментный номер по ОКП), предприятии – изготовителе (порядковый номер по ОКПО), индекса ведомства, которому принадлежит предприятие – изготовитель, номера смены, даты, месяца и последних цифр года изготовления (или срока годности). Вероятно, аналогичные способы товарно - партионной идентификации было бы целесообразно разработать и для других пищевых продуктов.
     Качественная  идентификация – установление соответствия требованиям качества, предусмотренным нормативной документацией. Этот вид идентификации позволяет выявить наличие допустимых и недопустимых дефектов, а также соответствие товарному сорту или иными градациям качества, указанным на маркировке и/или в сопроводительных документах. При такой идентификации устанавливаются градации качества: стандартная, нестандартная, условно пригодная на пищевые цели, отход или непригодная на пищевые цели продукция. Сортовая идентификация – это установление соответствия требованиям качества. При этой идентификации устанавливается градация качества товара: высший сорт, 1-й сорт, 2-й сорт, 3-й сорт и т.п.


Специальная идентификация – установление отношения данного изделия к перечню запрещенных к реализации товаров, либо к товарам, имеющим те или иные ограничения (квотирование, лицензирование и т.п.). Для целей идентификации могут применяться  различные методы, объединяемые в три группы: органолептические, измерительные и тестовые7.
     Органолептические методы – это методы определения  значений показателей идентификации с помощью органов чувств человека. В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей различают следующие подгруппы органолептических методов: вкусовой, обонятельный, осязательный, слуховой и визуальный.
     Измерительные методы - это методы определения значений показателей при идентификационной экспертизе с помощью технических средств измерения.
Тестовые методы применяются обычно для определения степени безопасности того или иного товара по пределу чувствительности химической или биохимической реакции[18].

Вывод: Идентификации свойственны структурные элементы, присущие любой деятельности, но их содержание во многом типично только для этого вида деятельности. К таким типичным элементам относится конечный результат — это подтверждение соответствия товара требованиям, предусмотренным для определенного аналога, вследствие чего устанавливается подлинность товара. При выявлении несоответствия (отрицательный результат) констатируется фальсификация товара. Оба результата — положительный и отрицательный — имеют ре­шающее значение для определения дальнейшей судьбы товара. Были изучены и установлены методы идентификации и сертификации.

Глава 3. Характеристика роли идентификации в проведении оценки товара.

Идентификация, как правило, требует многосторонних исследований как опытными специалистами - товароведами-экспертами, так и высококвалифицированными учеными-экспертами. Поскольку результаты идентификации того или иного изделия в дальнейшем анализируются и делаются соответствующие выводы, то, более точно, это можно назвать идентификационной экспертизой. В информационном письме № 01-15/18416 от 1.09.98 Государственного таможенного комитета РФ "О видах экспертиз, проводимых таможенными лабораториями, и перечне типовых вопросов, задаваемых эксперту"[19] идентификационная экспертиза является основополагающей, и перечень экспертиз начинается именно с нее. Это определено тем, что до тех пор, пока не проведена идентификационная экспертиза данного изделия и не установлено, что представляет собой товар, и к какой группе он относится, и какой код по ТН ВЭД он имеет, все остальные виды экспертиз проводить бесполезно.


Идентификационная экспертиза товара проводится с целью установления принадлежности данного изделия к той или иной однородной товарной группе или определенному перечню на основании характерных индивидуальных признаков, приведенных в нормативно-технической и иной документации.

Для достижения этой цели могут ставиться следующие задачи:

1. Является ли данное изделие пищевым продуктом, либо его необходимо использовать для технических целей, на корм животных и т.п.

2. К какому классу или группе однородных товаров относится данное изделие;

3. Установление соответствия данного изделия качественным характеристикам и техническому описанию на него;

4. К какому сорту относится данное изделие;

5. Относится ли данное изделие к перечню запрещенных к реализации товаров, либо к товарам, имеющим те или иные ограничения (квотирование, лицензирование и т.п.);

Идентификационная экспертиза качества, как мы уже установили выше, является основополагающей при оценке, экспертизе качества, сертификации. Все эти действия с товаром направлены на установление соответствия того или иного изделия определенным требованиям.

"Соответствие -- соблюдение всех установленных требований к продукции, процессу или услуге" (Руководство ИСО/МЭК2, п. 13.1). Поскольку понятие "соответствие" является философским, то в практической деятельности устанавливают уровень (степень) соответствия, т. е. сопоставляют фактические результаты показателей к установленным требованиям. Уровень соответствия товара можно выражать в коэффициентах соответствия либо в процентах.

При определении уровня соответствия изделия требованиям нормативной документации коэффициент соответствия может принимать только два альтернативных значения -- 0 или 1. Если изделие соответствует нормативной документации, то коэффициент соответствия равен 1, а если товар не соответствует -- то коэффициент соответствия равен 0. Товар не может соответствовать требованиям нормативной документации, например, наполовину, т.е. по половине показателей он соответствует, а по половине -- нет. Если хоть по одному показателю товар не соответствует требованиям нормативной документации, то он уже не подлежит реализации как изделие, соответствующее данной нормативной документации. Он может реализовываться как нестандартный и по другой цене, например, яйцо мелкое, мелкий картофель и т.п.

Степень соответствия товара по тем или иным показателям может оцениваться как со стороны производителя, так и со стороны потребителя.