Файл: Глобальные международные финансовые.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• повышение качества и диверсификация оказываемых услуг;

• развитие и совершенствование систем управления финансовыми рисками.

Либерализация финансовых рынков придает конкурентной борьбе международный размах. Нью-йоркская фондовая биржа намерена к 2000 г. увеличить число иностранных предприятий, прошедших листинг биржи, до 600 по сравнению с 350 в конце 1997 г. В американской торговой системе NASDAQ котируются акции 500 иностранных компаний. На Лондонской фондовой бирже котируются акции 526 иностранных компаний. Растут объемы международных операций. Доля экспорта филиалов американских транснациональных корпораций в объеме их продаж выросла с 20% в 1966 г. до 40% в 1993 г. Промышленные компании, курс акций которых включен в национальный фондовый индекс Франции, 70% своих операций осуществляют за пределами страны. Большинство компаний, прошедших листинг на фондовых рынках Западной Европы, половину прибылей получают от зарубежной деятельности. В США доля прибылей от зарубежной деятельности американских корпораций, чьи акции котируются на Нью-йоркской фондовой бирже, составляет в среднем 25-30%.

Мировой финансовый рынок все больше обретает очертания двухуровневой системы. Верхний (наднациональный, или глобальный) уровень представлен обращением ценных бумаг ведущих международных корпораций, чья деятельность носит глобальный характер. На нижнем уровне обращаются ценные бумаги национальных компаний. Их обращение обеспечивается инфраструктурой локальных финансовых рынков. Границы между двумя уровнями стираются, и в настоящее время их в основном определяют сами компании, чьи ценные бумаги обращаются на финансовом рынке. Как формирующуюся модель будущего глобального финансового рынка можно рассматривать происходящие изменения на фондовом рынке Западной Европы в связи с введением евро. Консолидация и интеграция национальных фондовых рынков создает условия для формирования здесь общего финансового пространства, в пределах которого будет вестись торговля ценными бумагами примерно 300 крупнейших предприятий. Национальные рынки сохраняют свое значение, но приобретают характер локальных или региональных по отношению к общему.

Во-вторых, в институциональной структуре финансового рынка как на глобальном, так и национальном уровне возрастает роль инвестиционных банков и компаний за счет ослабления позиций коммерческих банков. МВФ выделяет две усиливающиеся в 90-х годах тенденции в глобальной индустрии финансовых услуг. Первая - трансформация традиционных банковских институтов в финансовые компании по оказанию различных видов услуг. Банки активно вторгаются в новые для себя виды деятельности, приобретая или создавая собственные отделения для проведения инвестиционных, страховых операций на этом рынке, управляя финансовыми активами. Вторая - обостряющаяся конкуренция между банковскими и небанковскими финансовыми институтами за привлечение и размещение свободных денежных средств.


Лидирующие позиции в нынешнем списке глобальных финансовых институтов рынка занимают американские инвестиционные банки "Merrill Lynch", "Morgan Stanley", "Dean Witter", "Goldman Sachs". Они завоевали бесспорный авторитет при консультировании и проведении приватизации, слияний и поглощений, реструктуризации. Их успех обеспечивает осуществляемая ими стратегия. Это – введение наработанных стандартов и приемов инвестиционно-банковской деятельности в практику отношений с конкретными клиентами, а также стремление проникнуть как можно глубже в структуру финансовых рынков других стран и интегрировать проводимые там операции в свою глобальную деятельность.

Вслед за лидирующей четверкой инвестиционных банков идет американский "J.P. Morgan". Он представляет собой пример успешной трансформации коммерческого банка в универсальный, сочетающий традиционную банковскую деятельность с оказанием услуг на финансово-валютном и кредитном рынках. Отмеченное направление стало в последнее время доминирующим, что дает основания причислить его к инвестиционным банкам. В структуре его финансовых активов уже только 15% относятся к кредитам (в 1985 г. их доля равнялась 53%).

В-третьих, под влиянием современных технологий преобразуются традиционные торговые системы (биржевые и небиржевые) и возникают новые, автоматические торговые системы (automatic trading systems), выступающие конкурентами традиционных. Биржевые торговые системы завершают переход на электронные технологии. Через сеть удаленных терминалов биржевая торговая деятельность выходит за рамки национальных границ.

В-четвертых, возрастают требования к надежности инвестиций. Надежными считаются государственные ценные бумаги ведущих стран, а также крупнейших промышленных компаний. Вырос интерес к ценным бумагам перспективных компаний в таких отраслях, как коммуникации и связь, производство конструкционных материалов, электронного оборудования, фармацевтической продукции. Образование общеевропейского рынка ценных бумаг меняет структуру инвестиционных портфелей в Западной Европе, что ставит перед собой задачу обеспечить на межгосударственном уровне более четкого регулирования валютно-кредитных отношений между странами.

Глава 2. Международный валютный фонд

2.1 История создания МВФ


МВФ был создан на основе соглашений о международном валютно-финансовом регулировании, разработанных на конференциях Организации Объединенных Наций, состоявшихся в 1944-1945 годах в Бреттон-Вудсе, курортном местечке в штате Нью-Гэмпшир (США), где они учреждены представителями 44 наций, в том числе и СССР. Идея создания МВФ принадлежит двум крупнейшим экономистам XX столетия Дж. Кейнсу и Г. Уайту.

Организация МВФ явилась ответом на нерешенные финансовые проблемы, способствовавшие возникновению депрессии 30-х годов: непредсказуемые изменения курсов национальных валют и распространенное среди правительств нежелание разрешать обмены национальных валют на другие валюты. Начав свою деятельность в мае 1946 года МВФ, учрежденный как институт сотрудничества, привлекает к членству страны, готовые “до некоторой степени пожертвовать свои национальным суверенитетом, - как отмечал его директор Мишель Камдессю, - отказавшиеся от методов, которые вредят экономическому благосостоянию других стран - членов организации.

МВФ занимается экономическими проблемами и концентрирует усилия согласно ставу на расширении и укреплении экономики стран, являющихся его членами. Идея создания МВФ понятна: стабильная мировая экономика (в Бреттон-Вудсе было решено впервые сделать мировую экономику открытой, рыночной и стабильной) невозможна без стабильности национальных валют. А потому МВФ задумывался как своеобразное общество взаимного кредита, помогающее своим участникам преодолеть временные финансовые трудности.

Участники Бреттон-Вудской конференции поручили Фонду выполнение трех основных функций:

1. Он должен следить за соблюдением кодекса поведения, касающегося политики валютных курсов и ограничений в отношении платежей по текущим операциям.

2. Он должен предоставлять членам Фонда финансовые ресурсы, с тем, чтобы они могли соблюдать кодекс поведения в то время, когда они исправляют нарушения равновесия платежного баланса или стремятся избежать таких нарушений.

3. Он должен обеспечить форум, на котором члены Фонда могут консультироваться друг с другом и сотрудничать по международным валютным вопросам.

Как уже было отмечено, в 1944 году было решено сделать мировую экономику открытой и стабильной. Но когда создавался МВФ, слова о том, что мировой экономике нужна только стабильность, были преувеличением. После второй мировой войны никакой мировой экономики - даже нестабильной - попросту не было. Мировая торговля полностью отсутствовала, и хоть что-то производить были способны только США. Поэтому новая мировая экономика могла быть построена только по следующей схеме: США дают свои доллары другим странам, прежде всего Западной Европе, а те используют их как для стабилизации собственных, так и для инвестиций. И именно посредничество в этой передаче долларов другим странам могло быть единственной реальной задачей МВФ.


2.2 Деятельность МВФ

МВФ с началом своей деятельности действительно попытался возродить западноевропейскую платежную систему и даже выдал $500 млн. кредитов3. Но затем этот процесс остановился. Так, например, в 1950 году МВФ не выдал вообще ни одного кредита. Частично это объяснялось тем, что средств фонда просто не хватало для решения платежных проблем европейских стран, частично - тем, что сами США требовали жестких гарантий.

Тем временем поток долларов в Европу нарастал по другим каналам - в основном в виде прямой американской помощи и частных инвестиций. В 1952 году США даже согласились снизить свои требования к кредитам МВФ, чтобы оживить его участие в этом процессе, но безуспешно. И только после того, как в 1957 году с МВФ начала сотрудничать Великобритания, брать кредиты в фонде перестало считаться дурным тоном.

В дальнейшем выяснилось, что проблемы с платежным балансом имеют не только индустриальные страны, но и развивающиеся. Так МВФ в начале 70-х годов нашел для себя новую нишу. Расширение в 70 - 80-е годы кредитования Фондом развивающихся стран было связано с существенным ухудшением их валютного положения в результате двух раундов повышения мировых цен на топливо. В 1977-1991 гг. развивающиеся страны - импортеры нефти получили 85,7% кредитов МВФ. Их требование увеличить финансовую помощь побудило МВФ взять курс на значительной расширение их кредитной деятельности.

В 90-х годах Международный валютный фонд расширил состав участников, размер капитала, объем операций и, соответственно, влияние на заемщиков. В настоящее время членами МВФ является 181 страна против 155 участников в начале 1991 г. Увеличение членства произошло за счет новых государств, возникших на месте Советского Союза, Югославии и Чехословакии, а также некоторых малых стран (Албания. Сан-Марино, Эритрея, Бруней, Микронезия Самоа, Маршалловы острова). Из крупных западных государств к МВФ присоединилась Швейцария.

Статистические службы МВФ довольно своеобразно распределили новых членов по традиционным экономико-географическим регионам. Крошка Сан-Марино включена в группу промышленно развитых стран, тогда как Россия и все остальные государства - бывшие рес­публики СССР вместе с новыми странами Восточной Европы отнесены в разряд развивающихся европейских стран. Согласно этой классификации, в состав МВФ входят 24 развитых и 157 раз­вивающихся стран-членов. Среди последних числятся 29 стран Европы, 30 стран Азии, 15 стран Ближнею Востока, 51 страна Африки, 15 стран Латинской Америки.


В 90-х годах капитал МВФ частично в связи с расширением членства, но главным образом за счет увеличения размеров взносов (квот) участников увеличился с 91 до 145 млрд. СДР, или в долларовом исчислении - со 122 до 201 млрд. дол. (рост - 65%). Наибольшая доля квот и, соответственно, наибольшая доля голосов в руководящих органах по-прежнему принадлежит ведущим западным державам во главе с США, что предопределяет их руководящую роль в деятельности этой организации. Сами эти страны не пользуются кредитами МВФ, однако, распределяя их среди других участников и определяя условия получения, они имеют возможность влиять на поведение заемщиков в нужном направлении.

Квота России в капитале МВФ определена в 4313 млн. СДР (около 6 млрд. дол.), т. е. примерно на уровне Канады. Это обеспечивает ей 2,9% голосов. Общая сумма квот остальных 14 бывших республик СССР составляет 2524 млн. СДР (около 3,5 млрд.), на их долю приходится 1,9% суммы голосов.

В 90-х годах кредитная деятельность МВФ значительно активизировалась: за неполные семь лет странам-членам было предоставлено кредитов и займов на общую сумму, эквивалентную 78,4 млрд. дол. против 67,4 млрд. дол. за все предыдущее десятилетие. По состоянию на конец октября 1997 г. заемщиками выступили 94 стран, в том числе 41 африканских, 16 латиноамери­канских, 12 азиатских, 2 ближневосточных. Но особую активность проявили участники, фигурирующие под рубрикой развивающихся стран Европы. Только Кипр, Мальта и Туркмения воздер­жались от кредитов МВФ, тогда как остальные 23 стран получили от него почти 29,5 млрд. дол. - самую большую сумму по сравнению с остальными регионами.

Следует заметить, что основная масса кредитов концентрируется на сравнительно узкой группе наиболее крупных заемщиков. Если взять 16 стран, каждая из которых за период 1991 -1997 гг. заняла у МВФ более 1 млрд. дол., то общая сумма полученных ими кредитов составит почти 63 млрд. дол., или 80% от общего объема кредитования. Однако по итогу 90-х годов самым крупным заемщиком оказалась Россия; начиная с 1992 г. она ежегодно получала от МВФ значительные кредиты, в сумме составившие около 15,3 млрд. дол.

Для валютной ситуации 90-х годов характерно массовое присоединение стран - членов МВФ к известной статье VIII его устава, фиксирующее отказ от применения валютных ограничений и практически означающее установление конвертируемости национальной денежной единицы по международным операциям текущего характера. МВФ явно снизил требования и стал гораздо либеральнее подходить к странам, претендующим на получение соответствующего статуса. За 45 лет - с 1946-го по 1990 г. включительно - режим VIII статьи был одобрен руководством Фонда для 68 участников, тогда как за следующие семь лет эту процедуру прошли уже 73 страны. Официальное присоединение России к VIII статье было оформлено 1 июня 1996 г8.