Файл: Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование (Характеристика конкретной организации).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики
1.1 Понятие коммерческой деятельности и её содержание
1.2. Цели коммерческой деятельности
1.3. Формирование коммерческой деятельности
Глава 2. Характеристика конкретной организации
2.1 Краткая характеристика ООО «METRO Cash&Carry»
Глава 3. Аналитическая основа организации
Введение
Причиной выбора темы: «Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование» послужило желание глубже разобраться в рыночной экономике и коммерческой деятельности, в частности, т.к. знание рыночной экономики представляют ощутимую значимость для меня лично и для общества в целом по следующим причинам:
- Несмотря на то, что в России смешанная экономическая система, преобладающую роль в ней занимает рыночная экономика.
- Коммерческая деятельность в России носит развивающийся характер.
Цели курсовой работы:
- Изучить что представляет собой коммерческая деятельность.
- Изучить цели коммерческой деятельности
- Изучить формирование коммерческой деятельности с точки зрения рыночной экономики
- Дать краткую характеристику конкретной организации ООО «METRO Cash&Carry»
- Разработать рекомендации по решению поставленных задач на практике
Задачи курсовой работы:
- Сформировать свод знаний и умений по данной теме.
- Научиться использовать полученные навыки на практике.
Предметом исследования является взаимосвязь коммерческой деятельности с точки зрения рыночной экономики.
В своей работе я использовал следующие печатные источники:
- Михненко П. А. Теория менеджмента / П. А. Михненко. – М.: Московский финансово-промышленный университет "Университет", 2014. – 369.
Так как считаю эту книгу надёжной, актуальной и информативной так как лекции в онлайн портале составлены тем же автором.
- Захаров В. Я. Антикризисное управление / В. Я. Захаров. – М.: Юнити 2018, 2018. – 304. Так как доверяю данному автору.
Глава 1. Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики
1.1 Понятие коммерческой деятельности и её содержание
Актуальность обращения к сущности коммерческой деятельности торговых предприятий вытекает из того обстоятельства, что роль торговых операций внутри страны и за ее пределами постоянно возрастает, что требует повышенного внимания к вопросам цены, продвижения, сбыта, качества товаров, т. е. к вопросам организации коммерческой работы.
Развитие рыночных отношений в нашей стране создает новую экономическую ситуацию, связанную со свободным формированием хозяйственных связей торговли с промышленными предприятиями и гибким ценообразованием. Торговые предприятия действуют в условиях свободы договоров, конкуренции, жесткой экономической ответственности. Такое положение требует экономико-организационных условий, без которых невозможно повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов рынка, в том числе розничной торговли.[1]
Понятие «коммерческая деятельность» в узком смысле трактуется как деятельность, связанная с торговлей, куплей-продажей товаров.
Метод обращения товаров завершается в розничной торговле, за ним следуют другие процессы. Розничная торговля - это комплексность видов предпринимательской деятельности, связанных с реализацией товаров и услуг непосредственно конечным потребителям и предназначенных для личного или семейного пользования путем их приобретения.
Розничная торговля – это товарообменный процесс, сконцентрированный на удовлетворение потребностей людей посредством свободной продажи товаров и услуг, представляющих для них ценность.[2]
Сущность коммерческой деятельности торговых организаций по большому счету сводится к выполнению торгово-посреднических операции и мер по продвижению и сбыту товара и доведению его до конечного потребителя (если брать сферу розничной торговли) и до розничных продавцов (если брать сферу оптовой торговли). Если обратиться к толкованию понятий «коммерческая деятельность», «торговля», то можно обнаружить много общих черт. В самом широком смысле под коммерцией понимается «любая предпринимательская деятельность юридических, а также физических лиц по осуществлению операций купли-продажи товаров и оказанию услуг с целью удовлетворения спроса на товары и услуги и получения прибыли» [3]
Розничная торговля соединяет в себе интересы продавца в получении доходов и потребности покупателя в получении высококачественных товаров и услуг за выгодную для последних цену.
Именно розничная торговля нацеливает отечественных производителей всемерно учитывать запросы общества. В основе розничной торговли практикуется концепция индивидуального выбора, которая включает в себя принцип приоритета потребителя. Исходя из этого, розничная торговля объясняется выражением качества жизни общества.[4]
Коммерческая работа в торговле - это деятельность, направленная на решение целого комплекса задач. Их изучение и решение - важный элемент повышения эффективности коммерческой деятельности.[5]
Впервые понятие «коммерческая деятельность» было сформулировано Гарвардской школой управления коммерческой деятельностью в 1958 году. Классическое определение гласит: «коммерческая деятельность существует для удовлетворения с прибылью потребительских требований».[6]
Главные функции розничной торговли определяются её сущностью и состоят:
- Формирование баланса между спросом и предложением
- Предоставление товаров до покупателей путем перемещения их из производственных предприятий в места реализации.
- Влияние на производство с целью расширения ассортиментного набора товаров
- Улучшение технологий продажи товаров, различные инновации[7]
Поэтому комплекс задач коммерческой деятельности субъектов потребительского рынка следует рассматривать через удовлетворение потребностей населения. Именно потребитель, реализуя свои интересы, оказывает определяющее влияние на поведение предпринимателей на рынке при заключении сделок, выборе сегмента рынка, организации сбыта и продажи товаров, формировании ассортиментной, ценовой политики.[8]
Эффективно поставленная и организованная коммерческая деятельность многими исследователями рассматривается как фактор повышения конкурентоспособности торговой организации. Так, например, И.В. Кондраков считает, что в силу динамики конкурентной среды многим предпринимательским структурам следует уделять больше внимания совершенствованию элементов коммерческой деятельности [8, с. 103–108].
Между тем, при определении коммерческой деятельности представляется более правильным говорить о коммерческой работе как о деятельности, направленной на получение прибыли, так как доходы не отражают финансового состояния предприятия.
Определение сущности коммерческой деятельности торгового предприятия невозможно без выявления основных направлений ее осуществления. По сути, можно говорить как о направлениях, так и о функциях коммерческой работы на торговых предприятиях. Здесь различие в терминах может оказаться не столь существенным.
В последнее время появляется достаточно много публикаций, посвященных самым разным аспектам и направлениям коммерческой деятельности торговых предприятий.[9]
Для того чтобы решить задачи, которые поставлены перед торговыми предприятиями, создаются коммерческие службы и формируется коммерческая политика на предприятии. Основными функциями коммерческой политики предприятия (функции коммерческого характера):
• обеспечение непрерывной и равномерной работы предприятия;
• формирование и развитие товарной политики предприятия;
• планирование и осуществление закупочной работы для последующей реализации товаров.[10]
Определённое внимание уделяется сотрудничеству розничного торгового предприятия с производителями товаров и оптовыми предприятиями. Эти составляющие в структуре образуют технологическую цепочку в процессе доведения продукции до конечного покупателя.
Фирмы - производители изготавливают товары и продают их фирмам, занимающимся оптовой или розничной торговлей. Оптовики перепродают эти товары розничным торговцам, а те - конечным потребителям.
Именно торговля, реализуя произведенную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает равновесие между спросом и предложением. При этом не имеет значения, кто и где осуществляет реализацию товаров и через какие каналы сбыта они доводятся до конечных покупателей.[11]
Раскрытию комплексного подхода применительно к коммерческой деятельности торгового предприятия посвящена статья С.Н. Диановой и Ю.Г. Авагян . Авторы обращают внимание на глобализацию современной торговли, что выдвигает на первое место применение новых форматов организации торговли. В качестве одного из факторов повышения качества организации коммерческой деятельности торговой организации называется расширение и усложнение международных торговых связей, и рост научно-технического прогресса. Новые форматы торговли, в том числе, и торговля товарами и услугами через сеть Интернет, повышают требования к организации коммерческой деятельности торгового предприятия.
Сущности и анализу основных направлений коммерческой деятельности торговых предприятий посвящена публикация М.А. Федоровой.
В качестве основных направлений коммерческой деятельности торговых организаций М.А. Федорова называет «создание хозяйственных связей и организацию договорной работы на торговом предприятии; закупочную деятельность; коммерческую работу по продаже товаров; разработку ассортиментной политики и управление запасами торговой фирмы; рекламный менеджмент и маркетинг».
В работе Л.П. Дашкова направления коммерческой деятельности сформулированы практически аналогично с представленными в работе М.А. Федоровой.[12]
По мнению Л.П. Дашкова коммерческая деятельность торгового предприятия может протекать в следующих основных направлениях:
«формирование необходимого ассортимента товаров в рамках покупательского спроса;
развитие закупочной деятельности;
организация хозяйственных связей с поставщиками;
осуществление процесса купли-продажи товаров, сопровождаемого коммерческими сделками, товарно-денежным обменом;
обеспечение устойчивых конкретных позиций при решении коммерческих задач» [4, с. 195].
По мнению ряда авторов, ключевым фактором повышения эффективности торговой деятельности становится совершенствование информационного обеспечения такой деятельности [9, с. 1118–1124]. Действительно, в условиях расширения международных коммерческих связей и стирания границ между рынками сбыта ключевым фактором успеха деятельности торговой организации становится своевременное и качественное информирование коммерческих служб предприятия о состоянии рынка потребительского сбыта и потребительских предпочтений. В этой связи информационное обеспечение коммерческой деятельности становится приоритетным направлением деятельности торговой организации.
В условиях острой конкуренции и расширения идентичных товаров, реализуемых самыми разными предприятиями торговли, будущее будет принадлежать не малым торговым предприятиям, а торговым сетям. В России, как это показывает практика, растет число торговых сетей, на что обращает внимание ряд авторов.[13]
Для успешного ведения коммерческой деятельности на предприятии необходимо обозначить стратегические цели и способы, с помощью которых данные цели можно достичь. А это невозможно, если на предприятии отсутствуют компетентные и знающие свое дело специалисты.
Основными функциями коммерческих служб предприятия являются:
• изучение, анализ и прогнозирование потребительского спроса на товары;
• поиск, изучение и анализ источников поступления товаров;
• заключение договоров на поставку;
• коммерческие расчеты;
• организация оптового и розничного сбыта товаров;
• формирование и развитие торгового ассортимента;
• управление товарными запасами;
• страхование продукции при доставке.
Также для достижения успеха предприятию необходимо придерживаться принципов, на которых строится коммерческая деятельность в рыночной экономике.[14]