Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 5
Введение
Современная цивилизация не мыслима без информационных технологий. Необходимость осмысления новыми поколениями многовекового человеческого опыта, глобализация социальных отношений и развитие на базе трансграничных информационных систем всемирного информационного пространства, с одной стороны, глубокая информатизация межличностных коммуникаций, осознание и использование людьми информации в качестве ресурса, обеспечивающего мощное конкурентное преимущество при решении коммерческих, политических и даже военно-политических вопросов, с другой стороны, предопределяют значение информации как жизненно необходимого ресурса развития любого общества.
Естественно, информационная сфера, как сфера отношений, формирующихся по поводу информации, не может оставаться вне рамок правового регулирования – основного инструмента упорядочивания современных общественных отношений.
Сегодня практически все развитые страны мира в той или иной форме регламентируют информационные отношения. Исключение не составляет и отечественное право.
Существование человечества на планете Земля, формирование и развитие общества и государства связаны с информацией и обусловлены ею.
Формирование новой отрасли права – достаточно сложный процесс. Начиная с 70-х гг. ХХ в. постепенно накапливались научные аргументы для решения проблемы выделения информационных отношений как самостоятельной сферы правового регулирования. Компьютерное право, коммуникационный менеджмент, информационное законодательство, а главное – развитие реалий в области информации, информатизации, защиты информации – вот аргументы за выделение отрасли информационного права в системе Российского права.
Проблемы защиты жизни и её условий породили уголовное право. Развитие трудовых отношений в эпоху капитализма породило уголовное право. Экологическое право – ответ на угрозы, возникшие в связи с варварским отношением человека к природе.
Сферу деятельности, в которой регулирование осуществляется определённой отраслью права, преимущественно называют предметом отрасли. Это предметная область данной отрасли права. Это как бы титульная сфера регулирования данной отрасли. Однако следует иметь в виду, что ни одна сфера деятельности людей не является стерильной только для одной отрасли права. Всегда есть пересечение и сочетание многих отраслей права в каждой предметной сфере (области) деятельности. Но при этом одной из них принадлежит определяющая роль.
Следует отметить, что и в практике применения права, и в самом нормотворчестве, равно как и в теории, часто происходит подмена понятий «предмет» и «объект» регулирования, что нарушает точность понимания того, о чём идёт речь в конкретных обстоятельствах. Поясним на примере. Обращаясь в архив за получением документа, гражданин реализует своё право на информацию путём осуществления конкретных действий в информационной по предметному признаку сфере. Предмет его интереса – определённый документ. Законодательство, устанавливая право гражданина на получение информации и соответствующие обязанности архива предоставить интересующий гражданина документ, регулирует взаимоотношения этих взаимосвязанных обстоятельствами и законом субъектов. Эти отношения осуществляются в форме оказания информационной услуги со стороны архива и соблюдения определённых действий самим гражданином, который должен соответствующим образом оформить свой запрос. Так, конкретно выделяются: а) предмет отношений (документ или его копия); б) отношения связанных субъектов по поводу указанного предмета, регулируемыми нормами законодательства и подзаконными актами; в) предметная сфера права (механизм регулирования отношений субъектов относительно предмета их интереса с учётом позиции государства – нормативно выраженная совокупность прав и обязанностей всех взаимосвязанных субъектов).[1]
В процессе выделения отрасли права важное значение имеет не только предмет отношений, но и метод его регулирования. Вся совокупность отношений по поводу информации (информационных ресурсов) регулируется нормами права
национального, в данном случае Российской Федерации, нормами международного права, а также договоров РФ с другими государствами, в целом образующими систему информационного права.[2]
Действующее информационное законодательство Российской Федерации представлено целым блоком нормативно-правовых актов самого различного уровня и юридической силы. Прогрессивные для своего времени законы не только закрепили легальное определение базовых понятий информационного законодательства, но и установили многие принципиальные нормы, регулирующие оборот информационных ресурсов и защиты информации.[3]
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что изучение темы «Гражданско-правовая охрана информации» является интересным и актуальным в современной мире.
Цель работы – изучить процесс гражданско-правовой охраны информации.
Для написания работы использовалась специализированная литература и нормативно – правовые акты.
Глава 1. Информация как объект гражданских прав
1.1 Понятие информации. Уровни информации
В последние полвека понятие «информация» получило необычайную популярность и стало своеобразным символом прогресса. С недавних пор информация является и правовой категорией — объектом гражданских прав.
Каждому из объектов гражданских прав должен быть придан свой правовой режим. Но если, например, недвижимые и движимые вещи, ценные бумаги, результаты интеллектуальной деятельности тщательно изучены с правовой стороны и пущены в гражданский оборот в рамках веками отрабатывавшихся юридических механизмов и схем, то информация, будучи феноменом по значимости нисколько не меньшим, подобного внимания к себе не испытала.[4]
Отсутствие должного внимания к информации со стороны цивилистики и иных областей юриспруденции привело к размыванию сущностного смысла информации как правовой категории. В таком «размытом» значении информация возвращается в законодательные и иные нормативно-правовые акты под видом, например, объекта права собственности (ст. 27 Закона РФ «О недрах»), смешиваясь таким образом по режиму правового опосредования соответствующих отношений с предметами материального мира, в частности, с вещами.
С одной стороны, это можно объяснить тем, что включение информации сферу правового регулирования общественных отношений в качестве объекта гражданских прав и придание ей товарных признаков произошло сравнительно недавно, в период бурного развития систем связи, средств вычислительной техники, телекоммуникаций и появления новых информационных технологий, причем формирование так называемого информационного пространства и глобализация происходящих в нем процессов оказались существенно динамичнее темпов регламентации фактически сложившихся отношений в некоторых секторах информационной сферы. [5]
С другой стороны, содержание понятия «информация» отличается сложностью, многоплановостью и неоднозначностью; оно привнесено в юридическую науку, будучи: военным и приспособленным к нуждам математики, кибернетики, теории связи, философии, социологии, психологии, биологии и ряда других отраслей знания, которые используют специальный категориальный аппарат и выделяют те стороны и признаки информации, которые сопряжены с предметной областью этих наук.
Понятие информации в юридической науке следует конституировать в рамках представлений о ней, очерченных в иных областях знания, но с пользованием частных категорий юриспруденции и в единстве с ними.
Наибольшее единство взглядов достигнуто в определении уровней («аспектов») информации, отражающих сущность данного феномена и характеризующих его с трех точек зрения, а именно, синтатики, семантики и прагматики. Иногда к анализу содержательной информации подключают еще уровень сигматики и алфавитный уровень. [6]
На уровне синтатики (синтаксический аспект) информация рассматривается как совокупность знаков и отношений между ними. Синтатика интересуется исключительно формальными аспектами языка, поэтому считается, что статистическая теория связи Винера—Шеннона дает количественное описание информации именно на синтаксическом уровне.
На уровне семантики (семантический аспект) информация рассматривается как отношение между знаками и обозначаемыми ими объектами. Семантику рассматривают иногда как «теорию значения», поскольку информация в данном случае считается неким замещением отражаемого объекта.[7]
На уровне прагматики (прагматический аспект) информация рассматривается как продукт, создаваемый и используемый людьми в конкретных обстоятельствах. На прагматическом уровне решаются вопросы ценности и полезности информации, т. е. ее значения для конкретных лиц и общества в целом.
Из всех перечисленных уровней (аспектов) информации только прагматика интересуется конкретными пользователями информационного продукта и той областью общественных отношений, участниками которых они выступают. Иными словами, прагматический аспект характеризует ту сторону информации, которая придает ей качество блага. В этом отношении прагматический аспект информации в отличие от синтаксического и семантического следует признать юридически значимым, поскольку именно благо, а не отношения между знаками и обозначаемыми ими объектами есть имманентная понятию объекта гражданских прав категория. Таким образом, информацию следует рассматривать как объект гражданских прав в образе блага, характеризующего ее полезность для участников гражданских правоотношений.[8]
К какой разновидности благ следует относить информацию? Отсутствие неопровержимых и непротиворечивых доказательств сводимости информации к материальному или идеальному явлениям действительности свидетельствует, что благо, представленное информацией, особого рода: оно материально в том смысле, что материя способна переносить, отражать или содержать информацию, и нематериально, поскольку не является особым видом материи.
Материальная и нематериальная стороны информации, делающие ее благом особого рода, проявляются в ее связи с материальными носителями.
Проблема существования такой связи давно занимала ученых и рассматривалась с точки зрения существования свободной и связанной информации — понятий, введенных в научный обиход Леоном Бриллюэном в 50-х годах прошлого века.
Под свободной информацией понимают информацию, связанную с процессом познания и свободно циркулирующую между различными материальными носителями (например, передаваемое по радио сообщение либо опубликованная статья). Свободная информация представляет собой наиболее распространенное как в науке, так и в обыденном применении значение термина «информация», поскольку именно с ним отождествляется содержательный аспект информации, фигурирующий как сведения.[9]
Связанная информация характеризует организованность, упорядоченность какой-либо системы. Примерами связанной информации являются информация генетического аппарата клетки и информация, зафиксированная в техническом устройстве в виде определенного сочетания его конструктивных элементов, а также эстетическая информация, которую несут в себе произведения скульптуры, живописи, архитектуры.
Конфиденциальная информация
Весьма жизнеспособный и реальный механизм охраны установлен и для конфиденциальной информации (служебная и коммерческая тайна, в том числе ноу-хау). Он достаточно прост, но подвергнут в ряде публикаций неточному толкованию.
Служебная и коммерческая тайна — это, прежде всего, обусловленные экономическими интересами и интересами конкурентной борьбы преднамеренно скрываемые от третьих лиц сведения (содержательная сторона информации), которые могут легально выступать в качестве товара и тем самым, участвовать в гражданском обороте наряду с другими благами, признаваемыми объектами гражданских прав. Все прочие сведения, признаваемые тайнами (государственная, военная, медицинская, переписки, следствия и т. п.), объектами гражданских прав не являются и не могут быть предметами легальных гражданско-правовых сделок, хотя и имеют, как любая информация, свою цену. [1][10]
Из определения, данного в п. 1 ст. 139 ГК следует, что служебная и коммерческая тайна — это особый (закрытый) вид информации, т. е. некий ансамбль сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, дающий его обладателю возможность, которой не имеют третьи лица, выбирать варианты будущих действий из первоначально неопределенного их спектра. Тематика этих сведений может быть самой различной и иметь характер производственной, хозяйственной, финансовой, научно-технической, технологической, управленческой и т. п. При этом достоверность сведений выступает как юридически безразличный параметр информации, который в данном случае не играет самостоятельной роли значимого признака при отнесении ее к разряду служебной и коммерческой тайны.[11]