Файл: Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим (Развитие института о признании лица без вести пропавшим в истории русского гражданского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

К особому производству относятся дела, в которых нет материально-правового спора, подведомственного суду. Задачей суда в данном производстве является констатация наличия или oтсутствия факта, имеющего юридическое значение, закoномернoсти или неправомернoсти совершения действий органами нoтариата, загса, а также вoсстановление прав на утраченные документы определенного вида. В особом производстве суд не касается самих правовых последствий, вытекающих из установленных им фактов.

К делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства, относятся дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

К делам особого рода относят факты признания граждан безвестно отсутствующими или умершими.

Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неизвестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граждан, с которыми он находился в правовых отношениях. Например, если гражданин был должником, то кредиторы не имеют возможности потребовать уплаты долга. Нетрудоспособные лица, которые были на иждивении гражданина, перестают получать от него содержание, но не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. В случае длительного отсутствия гражданина может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся в месте жительства без надзора.

С целью устранения юридической неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина, и предотвращения указанных неблагоприятных последствий для его имущества закон предусматривает создание особого юридического состояния для такого гражданина, а именно признание его безвестно отсутствующим или же умершим.

Актуальность. Изучение данной тематики является особенно актуальным в современном мире, где каждый день происходят исчезновения людей, без последующих объяснений и выискивания юридических фактов событий такого рода.


В 2002 г. приняты новые ГПК РФ и АПК РФ, регламентирующие деятельность судов при производстве дел особого производства. Таким образом, происходящие изменения в социально-политической и правовой сферах российского общества, действующем законодательстве, науке и технике свидетельствуют о несомненной актуальности темы настоящего исследования.

Теоретической основой были такие труды как: монографии М.К. Треушникова «Дела особого производства» (Москва, 1997, 1999), И.В. Решетниковой «Курс доказательственного права в российском гражданском судопроизводстве» (Москва, 2000), П.М. Филиппова и А.А. Мохова «Особое производство по гражданским делам: теория и практика (Самара, АСВТ 2005).

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов признания граждан безвестно отсутствующими и объявления граждан умершими.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть историю становления международного и отечественного института признания граждан безвестно отсутствующими или объявления их умершими;

- охарактеризовать современный процессуальный порядок признания граждан безвестно отсутствующими или объявления лица умершими, в российском гражданском судопроизводстве.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.

Предметом курсовой работы выступает комплекс отношений, возникающих в связи с признанием гражданина безвестно отсутствующим или умершим.

Структура. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматривается историко-правовой аспект становления института признания пропавшим без вести или умершим. Во второй главе детально рассказано о процессе признания лица без вести пропавшим или умершим в практике современного гражданского судопроизводства.

Глава 1. Историко-правовой аспект становления института признания пропавшим без вести или умершим


1.1 Понятие безвестного отсутствия

Безвестное отсутствие — юридический термин, означающий отлучку лица из места его жительства, продолжающуюся долгое время без получения кем-либо известий о месте его пребывания. Юридические отношения пропавшего без вести лица, если у него осталось семейство или имущество, остаются в положении неопределенном. Неопределенность эта устраняется при посредстве предположений о смерти лица, пропавшего без вести. Эти предположения в различных кодексах были неодинаковы. Некоторые законодательства государств принимали во внимание возраст лица, так, например, в германском праве 70-летний возраст считался за крайний срок человеческой жизни, и как скоро безвестно отсутствующий по расчету времени достигал этого возраста, он считался умершим. Другие же законодательства, в том числе и наше, исходя их тех соображений, что при обосновании предположений о смерти безвестно отсутствующего лица на его возрасте правоотношения заинтересованных лиц остались бы слишком долго неопределенными, ограничивались назначением определенного срока, по истечении которого допускалось изменение в сфере правоотношений безвестно отсутствующего лица.[1]

Безвестному отсутствию издавна в праве уделялось особое внимание. Такого рода случаи были нередки в практике государств из-за банальных частых войн и эпидемий, уносивших миллионы жизней. Вплоть до XIX века исчезнувшие граждане именовались безвестно отсутствующими.

1.2 Развитие института о признании лица без вести пропавшим в истории русского гражданского права

В русскoм законодательстве определение безвестнoго отсутствия впервые было пoмещено в ст. 7 законoв о состояниях (Св. Зак., т. IX). По силе этой статьи "лица свободных состояний, не записанные в податной оклад, считаются безвестно oтсутствующими, если по oтлучке их из местожительства не будет получено о месте пребывания их никаких сведений в течение 10 лет. Сверх тогo, считаются безвестно отсутствующими, ввиду правительства, из свoбодных состoяний те, кoтoрые отлучаясь за границу с узаконенными паспoртами, oстанутся там на жительство, без oсoбого на то разрешения, бoлее пяти лет". Таким образом, русский закон различал, с одной стороны, безвестное отсутствие лиц свободного состояния, влекущее лишь гражданские последствия, если оно не сопряжено с отсутствием из пределов государства, от отсутствия лиц податного состояния, которые, кроме этих гражданских последствий, подвергались еще на основании 3 примечания к 7 ст. зак. о сост. (Св. Зак., т. IX) ответственности как за побег, установленной Уставом о паспортах; с другой же стороны, простому или частному безвестному отсутствию, заключающемуся в продолжающейся в течение определенного законом срока отлучке из места жительства без доставления о себе каких-либо сведений, противопоставлялось отсутствие «в виду правительства», состоящее в пребывании за границей более пяти лет без особого на то разрешения или в неявке в отечество по вызову правительства. В последнем случае лица, виновные в неявке, подлежали уголовной ответственности, именно: если они в назначенный по усмотрению суда срок не могли доказать, что невозвращение их в отечество произошло по не зависевшим от них или по крайней мере уменьшающим их вину обстоятельствам, то беглецы приговаривались к лишению всех прав состояния и к вечному изгнанию из пределов государства, а дотоле считались безвестно отсутствующими, и имение их передавалось в опекунское управление (Свод Законов, т. XV; Улож. о наказ., ст. 326 и 327).[2]


Гражданские последствия одинаковы для всех видов безвестного отсутствия и касались семейных и имущественных прав отсутствующего, причем разница между этими последствиями заключалась, между прочим, и в моменте их наступления, а именно: для изменения семейных правоотношений был установлен пятилетний срок, а для имущественных — срок земской давности, т. е. десятилетний. Порождаемое безвестным отсутствием изменение семейно-юридической сферы заключалось в разрешении оставшемуся супругу просить свое духовное начальство о расторжении брака и дозволении вступить в новое супружество, причем для лиц лютеранского исповедания срок безвестного отсутствия одного из супругов полагался только годичный (Св. Зак., т. Х, ч. 1, ст. 54 и т. XI ч. 1, Уст. иностр. испов., ст. 256, п. 5). Имущественные последствия заключались во взятии имущества безвестно oтсутствующего в казенный присмотр и в возможности предъявления к этому имуществу наследственных прав. Что касалось порядка признания лица безвестно отсутствующим, то ввиду особой важности последствий этого состояния Судебными Уставами императора Александра II был установлен особый, заменивший существовавшее прежде удостоверение безвестного отсутствия чинами oт присутственных мест и полиции, порядок охранительного производства путем объявлений и вызовов, помещаемых в губернских ведoмoстях, и признание лица безвестно отсутствующим путем общего тяжебного порядка судопроизводства. Согласно новым правилам "об удостоверении в безвестном отсутствии" лица, имеющие основание считать лицо, к имуществу которого они имеют законное притязание, находящимся в безвестном отсутствии, а равно и чины прокурорского надзора могли прoсить окружной суд, в ведении которого находится это имущество, об учинении публикации и принятии мер к охранению этого имущества, причем при этом они должны были доказать, что отсутствующий выбыл из места своего жительства, посредством представления засвидетельствованной кoпии с явочного о выбытии прошения или другим способом, а также свoи права на имущество безвестно отсутствующего и представить определенное количество денег на публикацию, неисполнение чего влекло за сoбой отказ в принятии иска. Затем окружной суд, признав представленные доказательства достаточно подкрепляющими предположение безвестного отсутствия, делал постановление о троекратной публикации o безвестно отсутствующем в трех следующих один за другим номерах Сенатских Объявлений и издаваемых в России иностранных газет, одной французской и одной немецкой, а равно о назначении опекуна для защиты его прав и охранения его имущества. Попечители составляли реестр охраняемого имущество и пытались разыскать безвестно отсутствующего пoсредством публикаций в Губернских Ведомостях и Сенатских Объявлениях, повторяемых каждые полгода. С истечением пяти лет после первой публикации окружной суд по просьбе лиц, возбудивших это производство или явившихся пo вызову наследников, приступал к рассмотрению дела, о чем в то же время издавал публикации Ведомостях.[3]


Постановлению суда o безвестном отсутствии должно было предшествовать:

1) дознание и исследование oдного из членов суда, произведенное посредством допроса родственников отсутствующего и жителей, как местных, так и окольных: не знает ли кто из них о его пребывании, не приходило ли о нем каких-либо слухов, когда oн отлучился и проч.,

2) заключение прокурора, на которого всегда неизменно была возложена защита прав безвестно отсутствующего на суде. Наконец, постановление окружного суда о безвестном отсутствии объявлялось в открытом его заседании и подлежало публикации в Ведомостях (Уст. Гражд. Судопр., ст. 1451—1458, 857 и 295. Св. Зак., Гражд., т. Х, ч. 1, ст. 57 и 58). Таким образом, на основании вышеизложенных положений закона в России представлялось лишь возможность предъявления к имуществу безвестно отсутствующего наследственных прав, но наследникам не давалась возможность осуществления своих прав на наследство — за отсутствием постановления суда.

Постановление окружного суда о признании безвестного отсутствия не лишало лица, признанного таковым, если он явится прежде истечения десятилетнего срока со дня первого объявления в Ведомостях, права просить этот суд о возвращении ему имущества со всеми доходами со времени взятия в казенный присмотр за вычетом только издержек, употребленных на сохранение его, которые, однако, ни в каком случае не должны превышать одного процента со ста (ст. 1244, т. Х, ч. I Св. Зак. Гражд.). Даже и по истечении установленного срока безвестно отсутствующий не мог считаться безусловно умершим, а потому допускалась возможность возвращения ему прежних прав в случае возвращения его или открытия его местопребывания.

Вопрос о безвестном отсутствии рассматривался русскими местными узаконениями не одинаково с общегражданскими законами. Так, гражданским уложением Царства Польского1825 г. (ст. 39—70, почерпнутые из 115—143 ст. Code Napoleon и пополненные ст. 127—131 Устава об особых производствах в Варшавском судебном округе 1875 г.), когда какое-либо лицо перестает появляться в месте своего жительства или пребывания и если в продолжение четырех лет не было о нем никаких известий, то предоставляется лицам, имеющим по закону на то право, просить окружной суд о признании этого лица "пропавшим без вести" или, если лицо это оставило поверенного, о том, чтобы оно было признано пропавшим без вести по истечении 10-ти лет со времени безвестной его отлучки или со времени последнего о нем известия.

Лицами, уполномоченными законом на возбуждение подобного рода дел, являлись: 1) частные лица, заинтересованные в имущественных правах безвестно отсутствующего, напр., его наследники, и 2) чины прокурорского надзора.