Файл: «Органы нотариального сообщества: федеральная нотариальная палата, нотариальная палата субъектов РФ».pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерации обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации относится к компетенции ряда государственных органов и должностных лиц. В этой связи исполнение специфических функций возложено на нотариусов — специально уполномоченных действующим законодательством лиц, совершающих от имени Российской Федерации предусмотренные нормативно-правовыми актами нотариальные действия в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц), граждан и организаций иностранных государств, а также лиц без гражданства.
Федеральная нотариальная палата и нотариальные палаты субъектов организуют свою работу на принципах самоуправления. Их деятельность осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и своим уставом, который принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений. Федеральная нотариальная палата и нотариальные палаты субъектов могут осуществлять предпринимательскую деятельность для выполнения их уставных задач.
Федеральная нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, основанное на их обязательном членстве (ст. 29).
Полномочия Федеральной нотариальной палаты охватывают различные сферы. Например, она осуществляет координацию деятельности и контроль за деятельностью нотариальных палат, представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях, обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой, участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью, обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов, организует страхование нотариальной деятельности, представляет интересы нотариальных палат в международных организациях и иные полномочия. Органами Федеральной нотариальной палаты являются: собрание представителей нотариальных палат, президент Федеральной нотариальной палаты, правление Федеральной нотариальной палаты, ревизионная комиссия Федеральной нотариальной палаты и иные органы, создание которых предусмотрено уставом Федеральной нотариальной палаты.
Объектом исследования настоящей работы является организация нотариата и нотариально самоуправления. Предметом исследования являются органы нотариального сообщества, функционирующие в Российской Федерации.
При изучении, разработке и изложении исследуемого материала были использованы такие методы, как: определение области и предмета исследования; сбор первичной информации; обработка и выбор необходимых материалов, специальной юридической и научной литературы; систематизация данных источников по дате издания и важности для исследования выбранной темы, а так же обобщение и изложение изученного материала.
Цель данной работы – изучить сущность нотариата и особенности функционирования органов нотариального сообщества: федеральная нотариальная палата, нотариальная палата субъектов РФ.
Для достижения поставленной цели в ходе работы решены следующие задачи:
-
- рассмотреть сущность и регулирование нотариальной деятельности в РФ;
- изучить органы нотариального сообщества.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.
При исследовании темы настоящей работы была использована различная литература, как учебная, так и специальная литература, статьи и монографии ведущих российских юристов. Среди которых необходимо отметить работы Бегичева А.В., Никитина М.И., Фадеева Г. В. и др.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
1.1 Понятие нотариата в Российской Федерации
Вопрос о понятии «нотариат» не получил необходимого отражения в нормативных источниках или должного внимания в научной литературе. Ситуация, в которой этот термин иногда понимается как многоуровневые категории, указывает на низкую степень научного развития в этой области и создает естественные предпосылки для неправильного применения закона о нотариате. Речь, например, может идти о тенденции формирования в общественном сознании представлений о нотариате как о видах коммерческой деятельности.
Слово «нотариат» происходит от латинского «notarius», что означает «писец, скорописец, секретарь». В законодательстве РФ определение понятия «нотариат» отсутствует. Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы законодательства о нотариате) нотариат призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами законодательства о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации[1].
Приведенная норма закона вместо определения нотариата указывает его цель – защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, и способ ее достижения – совершение нотариальных действий.
В юридической литературе нотариат традиционно рассматривают сквозь призму трех понятий:
а) как правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц посредством совершения нотариальных действий[2];
б) как систему нотариальных действий;
в) как систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложены задачи по удостоверению бесспорных прав и фактов, свидетельствованию документов, выписок из них, приданию документам исполнительной силы и выполнению других предусмотренных законом действий в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц[3].
Первый из перечисленных подходов, на наш взгляд, является последовательным только как один из возможных аспектов рассмотрения понятия «нотариат». Также очевидно, что нотариат не ограничивается системой правовых норм, поскольку он также охватывает правоприменительную практику, должностных лиц и органы, которые осуществляют нотариальные действия.
Если рассматривать нотариат в узком смысле как систему действий, то основные действия, выполняемые нотариусами, определены в ст. 35 Основ законодательства о нотариусе.
Кроме того, ряд нотариальных действий определен в Федеральном законе от 8 декабря 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[4], чч. 1 и 3 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федеральном законе от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»[5] и иных федеральных законах. На наш взгляд, такой подход не в полном объеме отражает содержание понятия «нотариат», ограничиваясь процессуальной регламентацией соответствующих действий.
За рамками данного подхода остается организационно-правовой статус нотариусов и иных субъектов нотариальной деятельности, органов управления нотариатом.
Если нотариат – это система уполномоченных органов, то необходимо определить, кто в нее входит. Согласно ст. 1 Основ законодательства о нотариате в систему нотариата входят как собственно нотариусы (государственные и занимающиеся частной практикой), так и должностные лица, для которых нотариальная деятельность является только дополнительной функцией: глава и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или муниципального района, должностные лица консульских учреждений.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[6] значительные изменения произошли в институте замещения временно отсутствующего нотариуса. Речь идет о помощниках нотариусов, так как фактически они осуществляют его замещение. Помощник наделяется правами и обязанностями в соответствии со ст. 19.1 Основ законодательства о нотариате. Как о лице, сдавшем квалификационный экзамен, о нем содержатся данные в государственном реестре нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, который ведет Министерство юстиции РФ. К нему могут применяться меры дисциплинарного воздействия со стороны нотариальных палат субъектов РФ. Кроме того, помощник нотариуса может быть лишен права заниматься нотариальной деятельностью по таким же основаниям, как и нотариус. По мнению И. В. Радченко, «отныне помощник является по должности заместителем нотариуса»[7].
Следовательно, нотариат как система органов и должностных лиц охватывает: государственных нотариусов; нотариусы частной практики; помощники нотариусов и лица, заменяющие нотариусов; уполномоченные представители местных органов власти; уполномоченные консульские работники.
Некоторые авторы определяют нотариат как орган, осуществляющий юрисдикционную деятельность в сфере гражданских правоотношений.[8].
Профессор В. В. Головко придерживается точки зрения, что юрисдикцию в широком смысле следует понимать как позитивную, регулятивную деятельность[9]. Именно с позитивных позиций в большинстве случаев юрисдикционная деятельность осуществляется в нашем обществе. В качестве обязательного признака юрисдикционной деятельности В. В. Головко выделяет установление и доказывание событий, их юридическую оценку в соответствии с законом, а главное – оформление процессуальных документов.
Подход В. В. Головко применим для нотариата с точки зрения гражданско-правовой науки. Но с точки зрения административного права, к нотариусам недопустимо ссылаться на органы, осуществляющие административную и юрисдикционную деятельность, то есть деятельность, направленную на разрешение споров в сфере государственного управления и привлечение к юридической ответственности согласно административному праву. Нотариус осуществляет свою деятельность преимущественно в сфере реализации гражданского права, и в случае возникновения спора он обязан выйти из сферы регулирования конкретных правоотношений и рекомендовать сторонам обратиться в суд.
На основании приведенных выше признаков и невозможности передачи его в органы государственной власти и местного самоуправления, органы, осуществляющих административные и юрисдикционные деятельности нотариат может быть классифицирован как органы бесспорной гражданской юрисдикции. Однако некоторые авторы включают нотариуса в правоохранительную систему. Более того, даже в отдельных учебниках по административному праву нотариусы считаются частью правоохранительной системы. Однако правоохранительные органы в административном праве понимают несколько иначе, в частности, в отличие от них, нотариусы не имеют права применять меры прямого принуждения, не входят в структуру государственных органов, соответственно, это нельзя отнести к правоохранительным органам. Аналогичную точку зрения придерживается И. Г. Черемных[10].
Система организации нотариата (в том числе занимающегося частной практикой) регламентируется нормами административного права. Порядок получения статуса нотариуса, осуществление контроля за деятельностью нотариуса, регулирование численности нотариусов и др. – все это властеотношения, субъектами которых выступают, в том числе, государственный орган – Министерство юстиции РФ – и его территориальные подразделения.
Нотариус – субъект публичного права. Публично-правовая природа нотариата была подтверждена Конституционным Судом РФ в постановлении от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», в котором сказано, что деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, чем предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов[11].
Таким образом, нотариат - это многозначный термин, который следует понимать, во-первых, как систему специальных органов и должностных лиц, а во-вторых, как совокупность нотариальных действий, совершаемых этими органами.
Нотариат реализуется в сфере бесспорной гражданской юрисдикции, его основная функция заключается в предоставлении квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическим лицам путем осуществления нотариальных действий от имени государства в целях защиты своих прав и законных интересов.
Следовательно, нотариат может быть определена как система специальных органов и должностных лиц, действующих в сфере бесспорной гражданской юрисдикции, основной функцией которого является выполнение нотариальных действий от имени государства по защите и защите прав и законных интересов участников в гражданских правоотношениях. Это определение, по нашему мнению, должно быть закреплено в Основах нотариального права. Это будет способствовать распространению интегрированного и более правильного понимания нотариата в обществе и будет способствовать более адекватному и своевременному государственному регулированию нотариата в Российской Федерации.