Файл: Построение организационных структур (Теоретические аспекты построения организационной структуры предприятий ).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и виды организационной структуры предприятий
1.2 Технология построения организационных структур управления и оценка эффективности
2.1. Организационно-правовая характеристика АО «КОНСТРУКЦИИ-М»
2.2. Анализ основных экономических показателей деятельности АО «КОНСТРУКЦИИ-М»
Глава 3.Проблемы и рекомендации по совершенствованию организационной структуры АО «КОНСТРУКЦИИ-М»
3.1. Анализ организационной структуры АО «КОНСТРУКЦИИ-М»
3.2. Рекомендации по проектированию организационной структуры АО «КОНСТРУКЦИИ-М»
ВВЕДЕНИЕ
Построение организационной структуры предприятий представляет собой достаточно новую задачу для российской рыночной экономики, поскольку позволяет совершенствовать применяемую организационную структуру. Научно – обоснованное совершенствование организационной структуры управления является важным условием реализации стратегических целей, кооперации, координации и контроля бизнес – процессов и ресурсов на предприятии.
Актуальность вопроса состоит в выборе адекватной организационной структуры и составлении ее модели, с учетом моделирования бизнес-процессов и теории организации, которые позволяют организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять, и направлять усилия сотрудников, удовлетворять потребности клиентов и достигать стратегических целей.
В данной курсовой работе уделяется огромное внимание, как принципам, так и методам формирования, предпочтению типа структуры управления, исследованию тенденций в их системе и оценке их соотношения решаемым задачам.
Целью курсовой работы является построение организационной структуры АО «КОНСТРУКЦИИ-М».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты построения организационных структур предприятий;
- провести анализ функционирования АО «КОНСТРУКЦИИ-М» по различным направлениям;
- провести анализ организационной структуры управления предприятия;
- разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления АО «КОНСТРУКЦИИ-М».
Объектом курсовой работы является предприятие АО «КОНСТРУКЦИИ-М».
Предметом исследования является организационная структура управления АО «КОНСТРУКЦИИ-М».
В ходе исследования применялись системный подход, методы научного исследования, в том числе статистического, экономического анализа, экспертных оценок, обобщения, синтеза, формализации, наблюдения, индукции.
При написании курсовой работы предполагается использовать информацию интернет-ресурсов, различную литературу: нормативно-справочную, учебно-методическую, информационно-справочную, а так же применять методы системного анализа и другие методы исследования.
1.1 Понятие и виды организационной структуры предприятий
Как правило, организационный механизм управления предприятием состоит из множества компонентов, которые в обязательном порядке представляют единую систему отдельных элементов, имеющих взаимозависимый и взаимообусловленный характер.
Зачастую под организационным механизмом управления подразумевают целую систему управленческих действий, приемов и процедур, которые направлены на реализацию функций организации, а также на теорию и практику менеджмента, в основе которого находится приоритет общеорганизационных принципов и решение организационных проблем.[1]
Организационный механизм включает элементы, представленные на рисунке 1.
Рис.1.Элементы организационного механизма[2]
Приоритетное значение в данном случае необходимо уделить характеристике ряда наиболее значимых параметров системы управления, среди которых находятся вопросы формирования организационных структур.
Выделяют различные типы организационных структур, среди которых по уровню дифференциации и интеграции функций управления можно назвать:
- механистические (бюрократические), в основе которых находится централистский тип интеграции;
- органические (адаптивные), в основе которых находится сочетание централистского и свободного типов интеграции.
В числе основных бюрократических структур можно назвать: линейную, функциональную, линейно-функциональную, линейно-штабную, дивизиональную организационные структуры.[3]
Для линейной структуры характерно соблюдение принципа единоначалия и централизма, которые предусматривают, как правило, выполнение одним руководителем всех функций управления, подчинение ему на правах единоначалия всех нижестоящих подразделений. На рисунке 2 представлена линейная организационная структура управления.
Рис.2.Линейная организационная структура
Как правило, при линейном управлении для каждого звена и каждого подчиненного характерно наличие единственного руководителя, посредством которого по одному каналу единовременно проходят все команды управления. При таком управлении на управленческие звенья ложиться ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Важно отметить, что для линейной организационной структуры управления характерны определенные плюсы и минусы, которые представлены на рисунке 3.[4]
Рис.3.Преимущества и недостатки линейной структуры управления[5]
На рисунке 4 представлена функциональная организационная структура, для которой характерно соблюдение принципа разделения и закрепления функций управления между подразделениями.
Рис.4.Функциональная организационная структура[6]
Применяется компаниями, которые строят свои конкурентные преимущества на технологическом превосходстве в большей степени, чем на возможности раньше других удовлетворять потребности рынков.
На рисунке 5 представлены основные плюсы и минусы функциональной структуры.
Рис.5.Преимущества и недостатки функциональной структуры управления[7]
Применяют так же различные смешанные организационные структуры управления, один из вариантов которых представлен на рисунке 6.
Рис.6.Линейно-функциональная организационная структура управления[8]
Как правило, при такой структуре управления вся полнота власти ложится на линейного руководителя, возглавляющего определенный коллектив.[9]
Линейно-функциональная структура является одной из наиболее распространенных организационных структур в современных условиях для российских предприятий, однако не является универсальной для всех предприятий.
На рисунке 7 представлены основные плюсы и минусы линейно-функциональной структуры.
Рис.7.Преимущества и недостатки линейно-функциональной структуры управления
Выделяют так же дивизиональные структуры, которые представляют собой специфические виды структур бюрократического типа .Как правило, в них варьируются принципы межфирменного и межфункционального взаимодействия на основе линейно-функциональных связей. [10]
По причине увеличения размеров организаций, внедрения новых технологий, повышения изменчивости внешней среды развивается структуризация органов управления посредством выделения определенных управленческих звеньев, специализирующихся:
––по определенным видам товаров (рисунок 8), [11]
–– по определенным группам потребителей (рисунок 9), [12]
–– по определенным географическим районам. [13]
В современных условиях применяют и смешанные структуры такого рода.
Рис.8.Продуктовая структура управления[14]
Рис.9.Организационная структура управления, ориентированная на потребителя[15]
Рассмотрим наиболее распространенные органические структуры управления.
Проектные структуры. Непосредственно под проектной структурой понимается временная организация, которая создаваться в целях решения определенной комплексной задачи (например, разработки определенного проекта и его реализации). [16]
Как правило, в одну команду собирают квалифицированных работников разных профессий, специалистов, исследователей для осуществления проекта с установленным уровнем качества и в рамках выделенных для этой различных ресурсов.
По окончании проекта и решения всех связанных задач привлеченных в команду работников возвращают в свои подразделения к постоянной работе или переводят на работу по выполнению нового проекта. Непосредственно руководителю проекта в полном объеме подчиняются все сотрудники команды, а все выделенные для данной цели ресурсы находятся в его распоряжении.[17]
Как правило, в основе матричных организационных структур лежит принцип закрепления двойного подчинения. Для матричной структуры характерна решетчатая форма, в которой организация управления по функциям осуществляется начальниками отделов. Организацию выполнения проектов осуществляют руководители проектов.[18]
На рисунке 10 представлен пример матричной организационной структуры управления.
Рис.10.Матричная структура управления
Для органических организационных структур характерна высокая степень адаптивности и гибкости, незначительная специализация рабочих заданий, минимальный уровень формализации и малая степень непосредственного надзора над сотрудниками. [19]
В современных условиях все большее развитие получают такие виды структур, как сетевые и виртуальные организации, организации с «внутренними» рынками, многомерные организации и др. [20]
Таким образом, анализ построения организационных структур показывает, что формирование управленческих подразделений, как правило, находится под существенным влиянием внешней и внутренней среды. Что непосредственно выступает в качестве главной причины невозможности применения единой модели управленческой структуры для всех организаций. А так же эта невозможность обусловлена специфическими особенностями конкретных организации. Таким образом, создание современной эффективной управленческой структуры должно опираться на научные методы и принципы построения организационных структур.
1.2 Технология построения организационных структур управления и оценка эффективности
Непосредственно решение о проектировании организационной структуры управления принимается в случае неэффективности действующей структуры. Как правило, в процессе проектирования ставится задача создания такой структуры управления, которая наиболее полно соответствовала целям и задачам организации. Речь идет о том, чтобы вновь созданная структура позволяла организации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким образом удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.[21]
Процесс проектирования организационной структуры состоит из трех основных этапов, которые представлены на рисунке 10.
Рис.10.Этапы построения организационных структур[22]
На первом этапе проводят анализ организационной структуры. Призвание непосредственно анализа существующей организационной структуры управления заключается в установлении ее соответствия требованиям, которые предъявляются к организации. Руководство, в свою очередь, определяют, насколько применяемая организационная структура управления рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев, характеризующих ее качество. [23]
На втором этапе осуществляется проектирование структур. Важно отметить, что методические подходы к проектированию управления в зависимости от заложенных в них сочетаний используемых методов можно условно объединить в группы, которые представлены на рисунке 11.