Файл: Методы выбора проектов (Теоретические аспекты изучения методов выбора проекта).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения методов выбора проекта
1.1. Определение понятий «портфель» и «управление портфелем проектов»
2. Анализ выбора проекта с целью формирования портфеля проектов на примере ГК «ПИК»
2.1 Краткая характеристика компании
2.3 Анализ системы выбора и формирования портфеля проектов
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию формирования портфеля проектов
Таким образом, на основе проведенных анализов, Группой компаний «ПИК» был разработан ряд перспективных направлений развития рынка алюмосиликатных материалов на уровне Российской Федерации. Рассмотрим инициированные проекты подробнее (пункт 7 разработанной модели).
а) Атомная отрасль. Производство смеси барьерной механоактивированной композиционной (СБМК). Группа компаний «ПИК» не так давно успешно реализовала подобный проект. Разработанная передовая технология производства смеси барьерной механоактивированной композиционной (СБМК) позволила утилизировать первый из 30 остановленных в нашей стране уран-графитовых ядерных реакторов.
ОАО «ОДЦ УГР» (г. Северск) и специалистами института ИФХЭ РАН (г. Москва) разработана, защищена и промышленно реализована не имеющая мировых аналогов программа вывода из эксплуатации уран-графитовых ядерных реакторов. Программа предполагает захоронение остановленных реакторов на месте их эксплуатации, что в десятки раз экономичнее и безопаснее, чем консервация реакторов в специальных хранилищах и их хранение под наблюдением в течение 100 лет. В связи с наступившим кризисов в 2014 году работы прекратились, что и поспособствовало дальнейшему диверсифицированию деятельности компании.
В 2017 году должны начаться работы по засыпке реакторов в г. Озерск, г. Железногорск, продолжены работы в г. Северск. Работы на указанных объектах включены в проект подпрограммы ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 гг.».
б) Нефтегазовая отрасль. Производство пропантов. На стадии разработки и опытно-промышленных испытаний находится проект Группы компаний «ПИК» по производству высококачественных пропантов - материалов, применяемых в одной из ведущих в российской экономике отрасли - нефтегазовой. Пропант является одним из основных материалов, применяемых при гидроразрыве пластов (ГРП). Технология гидроразрыва пласта является эффективным методом повышения нефтеотдачи и средством для вовлечения в разработку дополнительных резервов углеводородного сырья на освоенных и вновь открываемых месторождениях углеводородов. Эффективность данной технологии подтверждается его распространенным применением, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.
В России 25% добычи нефти осуществляется с применением ГРП с тенденцией к возрастанию применения многостадийного ГРП. В настоящее время в компании Роснефть делается более 2 тысяч операций по ГРП в год, абсолютное большинство новых скважин вводится в действие с гидравлическим разрывом пласта. В результате проведенных работ было установлено, что совмещение дегидратированной глины (глиежа) и каолина, месторождения которых разрабатывает ООО «ПИК», позволяет получить высококачественные керамические пропанты.
в) Строительная отрасль. Производство кирпича на карбонатном связующем. Новизна данного проекта обеспечена применением уникальной сырьевой базы компании, а также внедрением в процесс производства карбонатной технологии изготовления кирпича. Указанная технология основана на безотходном технологическом процессе восстановления известковой связки до известкового камня, который предопределяет эффективность технологии как в экономическом, так и в экологическом аспекте.
В настоящее время около 67% всего объема производимых строительных материалов приходится на кирпич. Востребованность указанного материала на рынке строительных материалов объясняется его несомненными преимуществами, в числе которых: морозостойкость, низкая теплопроводность, экологичность.
Таким образом, за счет высоких потребительских свойств, а также низкой себестоимости кирпич, производимый Группой компаний «ПИК», составит высокую конкуренцию товарам на существующем рынке строительных материалов.
г) Строительная отрасль. Производство брусчатки и тротуарной плитки.
На стадии опытно-промышленных испытаний находится проект Группы компаний «ПИК» по производству брусчатки, тротуарной плитки. Производство предполагается организовать на том же оборудовании, что и действующее производство кирпича по технологии полусухого прессования. Основными конкурентными преимуществами производимой продукции будут являться следующие:
- высокие качественные характеристики;
- регулируемая прочность изделий;
- возможность производства различной геометрической формы;
- возможность выпуска изделия различной цветовой гаммы;
- экологичность изделия.
д) Сельскохозяйственная отрасль. Производство органоминеральных удобрений (ОМУ). На финальной стадии разработки находится проект Группы компаний «ПИК» по производству уникального органоминерального удобрения на основе вермикулита, торфа, отходов сельскохозяйственного производства и части минеральных корректирующих добавок. Указанный проект разработан совместно с ФГУП «СибНИИГиМС» (г. Красноярск). Необходимо отметить, что проблема стабилизации почвенного плодородия земель находится в числе первоочередных в отрасли сельского хозяйства в Красноярском крае и Российской Федерации в целом.
Решением указанной проблемы является применение комплексных удобрений, произведенных на основе ресурсов нашего региона, которые позволяют значительно снизить дозы традиционных органических и минеральных удобрений и обеспечить их большую эффективность. Все необходимые испытания проводились в течение 5 лет в различных вариациях составов. Полученные высокие результаты подтверждаются отчетами ФГУП «СибНИИГиМС» и ФГУП «Сибирский научноисследовательский институт гидротехники и мелиорации» (г. Красноярск).
е) Строительная отрасль. Производство шлакопортландцемента. На стадии разработки находится проект высокоэффективного производства цемента, основанный на инновационной переработке техногенного и минерального сырья. Промышленное внедрение данной технологии позволяет решить проблему мирового уровня - утилизацию золошлаковых отходов. Качественные особенности продукции: производимый белый портландцемент, за счет восстановления железа при окислительновосстановительной плавке, имеет белый цвет, и лучшие характеристики.
ж) Металлургическая отрасль. Производство огнеупорных материалов. На стадии опытно-промышленных испытаний находится проект Группы компаний «ПИК» по производству алюмосиликатного неформованного барьерного материала (СБС), применяемого для футеровки электролизеров. СБС, производимый на основе глиежа, представляет собой современный материал, который по своим качественным характеристикам и эффективности превосходит шамотный кирпич, применяемый для футеровки электролизеров. Это обеспечивает высокую конкурентоспособность СБС Группы компаний «ПИК» на рынке огнеупорных материалов.
Далее в следующем разделе настоящего диссертационного исследования будет произведена оценка эффективности проектов и формирование портфеля для ГК «ПИК».
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию формирования портфеля проектов
3.1 Рекомендации
Эффективность проекта измеряется в соответствии с теми критериями, которые указывают на достижение тех или иных стратегических целей.
Существует огромное количество разнообразных критериев эффективности проекта.
Для оценки исполнения первой стратегической цели ГК «ПИК» - увеличение прибыли - следует использовать интегральные показатели эффективности проекта, такие как NPV, PI, IRR, срок окупаемости.
Вторая стратегическая цель ГК «ПИК» звучит как улучшение имиджа компании.
Имидж - это комплексное, целостное видение конкретного объекта, эмоциональное восприятие внешними аудиториями. Его сложно измерить количественно, поэтому для оценки будем использовать индекс улучшения имиджа, который определим экспертным методом.
Эксперты оценивают каждую определенную составляющую имиджа:
Имидж товара (услуги) - это представление об отличительных, исключительных характеристиках продукта, придающих ему особую уникальность.
Имидж потребителей товара - представление о характере потребителей, их общественном статусе. Дает представление о степени серьезности деятельности компании.
Социальный имидж организации - представление о социальных целях и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества.
Оценка происходит по 4-ех балльной шкале, где:
1 - проект отрицательно влияет на имидж;
2 - проект не влияет на имидж;
3 - проект в незначительной степени положительно влияет на имидж;
4 - благоприятное влияние на имидж.
Далее по каждому проекту определяется среднее значение. Чем выше средняя оценка, тем большее положительное влияние оказывает проект на имидж организации.
Последняя стратегическая цель, стоящая перед ООО «ПИК» - внедрение новых технологий. Критерий - индекс, определяющий уровень новизны технологии - также будет определен экспертным путем.
Оценка будет производиться по 4-ех балльной шкале, где:
1 - давно известная технология;
2 - новая для ООО «ПИК»;
3 - новая для отрасли в стране;
4 - новая для отрасли в мире.
Перед тем, как оценить каждый из критериев, приведенных выше, следует рассмотреть согласно пункту 8 разработанной модели управления проекты на взаимозависимость.
Проект производства брусчатки и тротуарной плитки может быть реализован на том же оборудовании, что и действующий проект производства кирпича. Целесообразно совместить эти два проекта в один.
Для производства огнеупорных материалов также необходима большая часть оборудования, задействованная при производстве заполнителя алюмосиликатного, то есть та часть, которая отвечает за подготовку сырья. Поэтому реализация указанных проектов в одном портфеле снизит капитальные затраты.
Далее оценим каждый из проектов по первой группе критериев.
Присвоим код каждому проекту:
а) Производство смеси барьерной механоактивированной композиционной (СБМК) - 001.
б) Производство пропантов - 002.
в) Производство кирпича по карбонатной технологии - 003.
г) Производство брусчатки, тротуарной плитки в рамках действующего проекта производства кирпича по технологии полусухого прессования - 004.
д) Производство органоминеральных удобрений - 005.
е) Производство шлакопортландцемента - 006.
ж) Производство алюмосиликатного неформованного барьерного материала (СБС) в рамках действующего проекта производства заполнителя алюмосиликатного (ЗАП) - 007.
С помощью формулы Фишера определим ставку дисконтирования. Для этого необходимо сложить безрисковую минимальную норму рентабельности (RE) и величину поправки на риск (IR): R=RE+IR=3%+9%=12%.
Горизонт расчета для каждого проекта составит 5 лет.
Интегральные показатели эффективности проекта представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Интегральные показатели эффективности проектов
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Проекты |
||||||
001 |
002 |
003 |
004 |
005 |
006 |
007 |
||
NPV |
млн. руб. |
325 |
-42 |
-70 |
13 |
62 |
309 |
12 |
IRR |
% |
43,4 |
10,7 |
9,6 |
38,3 |
17,1 |
25,2 |
38,2 |
DPBP |
лет |
2,8 |
7,2 |
6,6 |
3,5 |
3,99 |
4,12 |
2,8 |
PI |
8,6 |
0,9 |
0,7 |
1,5 |
1,3 |
2,4 |
1,6 |
|
Инвестиции |
мл н. руб. |
200 |
1 000 |
800 |
18 |
290 |
1 200 |
13 |
Таким образом, видно, что не все проекты имеют высокую эффективность. Наибольшую прибыль принесут проекты с кодами 001, 006 и 005. Отрицательное значение показателя NPV у проектов с кодами 002 и 003.
Оценим проекты по следующему критерию. Представим средние баллы экспертов в таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Результаты оценок экспертов индекса улучшения имиджа
Наименование показателя |
Проекты |
||||||
001 |
002 |
003 |
004 |
005 |
006 |
007 |
|
Имидж товара/ услуги |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
Имидж потребителя товара |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Социальный имидж организации |
4 |
4 |
2 |
3 |
4 |
4 |
2 |
Среднее значение |
4 |
4 |
2,3 |
2,7 |
3,3 |
3,3 |
2 |