Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Методы предпринимательского права ).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 3
В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в качестве коммерсанта, торговца, осуществляя продажу готовых товаров, которые им были приобретены у иных лиц, покупателю или потребителю. В подобном предпринимательстве прибыль появляется посредством продажи товара по цене, которая превышает приобретательскую цену. Следует заметить, что если товар приобретается легально, на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство спекуляцией именовать не стоит. Лишь при противозаконной, с нарушением правил торговли перепродаже, можно вести речь о преступной спекуляции.[5]
Особой формой коммерческого предпринимательства можно назвать предпринимательство финансовое. В нем в качестве предмета купли-продажи выступают финансовые средства и ценные бумаги, которые предпринимателем продаются покупателю, либо передаются ему в кредит.
Посредническим именуется предпринимательство, когда предприниматель сам товар не производит и не продает, а выступает в качестве посредника, связующего покупателя и производителя в товарно-денежных операциях. Главная задача посредника и предмет его предпринимательской деятельности сводятся к соединению две заинтересованные во взаимовыгодной сделке стороны. Поэтому имеют место быть основания с полной уверенностью утверждать, что посредничество как таковое заключается в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобного рода услуг предприниматель, соответственно, получает определенный доход или прибыль.[6]
3 Принципы предпринимательского права
Принципы предпринимательского права представляют собой его основополагающие начала, которые пронизывают весь массив правовых норм. Данная глава будет посвящена рассмотрению основных принципов предпринимательского права.
1 Принцип свободы предпринимательской деятельности, как уже отмечалось выше, закрепляет Конституция Российской Федерации. Далее свое развитие названный принцип получил в положениях Гражданского кодекса Российской Федерации и иных законодательных актах. Данный принцип означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом форм, с использованием любых не изъятых из гражданского оборота видов имущества. Также данный принцип подтверждается установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей общей правосубъектности.
2 Конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства всех форм собственности и равной их защиты находит свое закрепление в ст. 8 Конституции Российской Федерации, в соответствии с положениями которой, в Российской Федерации признаются и равным образом защищаются частная. Государственная, муниципальная и иные формы собственности». В соответствии с данным принципом, законодательством не могут быть установлены какие-либо приоритеты либо ограничения для тех, либо других форм собственности для ведущих предпринимательскую деятельность субъектов с использованием имущества, которое находится в частной, муниципальной или государственной собственности. В отличие от действовавших ранее преимуществ в защите права государственной собственности, действующее сегодня законодательство предусматривает одинаковые правила защиты всех форм собственности.[7]
Частная собственность может принадлежать гражданам, либо юридическим лицам, и в Конституции Российской Федерации она поставлена на первое место. Государственная собственность может принадлежать России в целом, либо отдельным ее субъектам. Муниципальная собственность принадлежит городам, сельским поселениям и иным муниципальным образованиям.
3 Принцип единого экономического пространства. В соответствии с данным принципом, на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, сборов, пошлин и иного рода препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут быть введены согласно Федеральному закону, когда это нужно для защиты жизни и здоровья людей, обеспечения безопасности, охраны культурных ценностей и природы. По собственной инициативе вводить подобного рода ограничения не имеют права ни органы местного самоуправления, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4 Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Соблюдение данного принципа является необходимым условием развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. В поддержании добросовестной конкуренции, в борьбе с недобросовестными формами проявления таковой, в монополистической деятельности значительная роль отведена Закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»,[8] который представляется первым в истории России антимонопольным законодательным актом.
Сегодня большинство положений данного нормативного закона, а основное значение в регулировании антимонопольных отношений отведено Федеральному закону «О защите конкуренции».[9] В антимонопольном законодательстве предусмотрено, что монополистическая деятельность может осуществляться одним хозяйствующим субъектом, либо по согласованию между несколькими субъектами, к примеру, посредством заключения договоров о разделе рынков, об установлении или поддержании цен, об ограничении доступа на рынок.
Для естественных монополий определены специальные правила, которые закреплены Федеральным законом «О естественных монополиях».[10] К отраслям деятельности естественных монополий отнесены транспортировка нефтепродуктов и нефти по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки.
В соответствии с положениями названного Закона, все разногласия и споры, которые возникают между субъектами естественных монополий, их потребителями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с установлением и применением цен, подлежат обязательному урегулированию в досудебном порядке органом регулирования естественных монополий. Подача в суд заявления приостанавливает исполнение решения органа регулирования естественных монополий на период его рассмотрения в суде до вступления решения суда в законную силу.
5 Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование, как экономики, так и предпринимательства имеет место в любом государстве. Методы и формы такого регулирования различны, определяются они уровнем социального и экономического развития, политическим режимом, историческими традициями, национальными особенностями и иного рода факторами. Переход России к рыночным отношениям логично потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены административных мер воздействия на экономические меры. Следует заметить, что при этом в данном направлении было сделано достаточно много ошибок, причем некоторые из них не удается исправить и сегодня. Самое же главное, что должно быть достигнуто в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности – это соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов общества и государства в целом.
Рассматривая данный принцип, следует обратить внимание на некоторые законы. Так, в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», государственное регулирование торговой деятельности происходит путем установления требований к ее организации и осуществлению; антимонопольного регулирования и обеспечения информацией в данной сфере; государственного надзора, муниципального контроля в данной области.[11] Данный Закон не распространяет своей действие на внешнеторговую деятельность и торговлю на товарных биржах; на деятельность по продаже товаров на розничном рынке; на куплю-продажу объектов недвижимости и ценных бумаг.
Также следует обратить внимание на значение Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положения которого направлены на снятие излишних административных препонов в области малого и среднего предпринимательства и защиту их прав и интересов.[12]
6 Принцип законности представляет собой отраслевой принцип и его воплощение в жизнь является основой построения правового государства. Говоря о законности в предпринимательской деятельности, следует обратить внимание на два момента:
- во-первых, сама предпринимательская деятельность в обязательном порядке должна осуществляться при строжайшем соблюдении требований действующего законодательства;
- во-вторых, и это не менее важно, государством должна обеспечиваться законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые призваны регулировать предпринимательство.
Определенные меры по обеспечению законности предусматриваются действующим законодательством. В частности, положения ст. 13 ГК Российской Федерации, закрепляют условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления. В сфере нормативного регулирования укреплению законности способствует введение правила регистрации актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Заключение
На основании выше изложенного можно сделать выводы, что предпринимательское право в качестве отрасли российского права представляет собой совокупность норм, призванных регулировать отношения в области предпринимательской деятельности, а равно тесно связанные с ними отношения, в том числе и отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.
Предпринимательское право также можно рассматривать в качестве отрасли законодательства. т.е. совокупность нормативных правовых актов, которые содержат нормы, призванные регулировать предпринимательскую деятельность.
Предметом отрасли предпринимательского права выступают: отношения, которые возникают в процессе осуществления предпринимательской деятельности; отношения некоммерческого характера, которые тесно связаны с предпринимательскими отношениями; отношения по государственному регулированию отдельных аспектов предпринимательской деятельности.
Метод предпринимательского права представляется комплексным, что обуславливается определенной спецификой предмета данной отрасли права. Метод правового регулирования предпринимательского права основывается на сочетании императивных и диспозитивных норм права.
Принципами предпринимательского права являются основные начала , которые характеризуют систему отношений в отрасли предпринимательства, определяют основу их строения и развития. К принципам предпринимательского права относятся:
а) принцип свободы экономической деятельности;
б) принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, а также финансовых средств на территории Российской Федерации;
в) принцип признания разнообразия форм собственности, юридического их равенства и равной защиты;
г) принцип поддержки конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Названные принципы находят свое законодательное закрепление в статьях Конституции Российской Федерации. Кроме того, можно назвать и еще ряд принципов, важнейшими из которых выступают принцип законности и принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Таким образом, поставленные во введении автором задачи выполнены в полном объеме, цель работы достигнута, избранная тема работы раскрыта.
Список литературных источников
Нормативные правовые акты
1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.consultant.ru/
2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994г № 51-ФЗ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016г № 354-ФЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.consultant.ru/
3 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22 марта 1991г № 948-1 в редакции Федерального закона от 26 июля 2006г № 135-ФЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.consultant.ru/
4 О естественных монополиях: Федеральный закон от17 августа 1995г № 147-ФЗ в редакции Федерального закона от 5 октября 2015г № 275-ФЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.consultant.ru/