Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические основы исследования функций менеджмента
Эволюция функции менеджмента и их содержание
1.2. Взаимосвязь функций управления
2. Оценка функций менеджмента сети фитнес-клубов «X-Fit»
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Оценка системы функций фитнес-клуба
2.3. Стратегический менеджмент фитнес-клуба
Таблица 8 - Ассортимент услуг «X-Fit»
3. Планирование стратегических альтернатив и совершенствование деятельности организации
2. «Люкс», Заполнение составляет 73%, стоимость до 1,5 тыс. $.
3. «Средний класс» – его заполнение примерно 25%; Стоимость среднегодовой клубной карты 15 тыс. – 30 тыс. руб.
4. «Эконом класс». Стоимость среднегодовой клубной карты 15–20 тыс.
Требования, которые предъявляют клиенты к качеству обслуживания, с каждым годом повышаются. Основные требования, на которые обращают внимание потребители при выборе фитнес-клуба: возможность ходить в фитнес-клуб с семьей, чтобы могли заниматься в одно время папа, мама, дети; наличие у персонала профильного образования (высшего или среднего профессионального) или документа об окончании соответствующих курсов; вежливость, готовность помочь, лояльность в работе с клиентами персонала клуба; близость к работе или дому или возможность быстро добраться на транспорте; наличие парковочных мест для членов клуба; привилегии и скидки для членов клуба.
1) Предпочтения в спортивно-оздоровительных услугах. Опрос предпочтений спортивно-оздоровительных услуг проводился по направлению: фитнес, коньки, плавание, бильярд, боулинг, восточные практики, стрелковый спорт, интеллектуальные игры, единоборства, футбол, остальные виды спортивно-оздоровительных услуг.
В таблице 3 представлены предпочтения респондентов по спортивной направленности.
Таблица 3 - Предпочтения респондентов по спортивной направленности
№ п/п |
Вид услуги |
% |
1 |
Плавание |
32,2 |
2 |
Фитнес, бодибилдинг |
23,2 |
3 |
Коньки |
11,4 |
4 |
Бильярд |
4,8 |
5 |
Стрелковый спорт |
3,6 |
6 |
Боулинг |
2,8 |
7 |
Восточные практики |
2,8 |
8 |
Единоборства |
2,2 |
9 |
Интеллектуальные игры |
2,1 |
10 |
Горные лыжи |
1,7 |
11 |
Спортивные танцы |
1,3 |
12 |
Футбол |
1,5 |
13 |
Остальные виды |
10,4 |
Как видно из таблицы 3, наиболее предпочтительны занятия плаваньем, фитнесом и коньками.
2) Определение спроса по группам услуг. Анализируем спортивные услуги по группам, берем стандартный набор:
- активный отдых,
- развлечения,
- фитнес,
- спортивные тренировки и сервис.
На рисунке 3 представлена структура спроса по группам услуг.
Рисунок 3. Структура спроса по группам услуг, %
По результатам опроса, наиболее привлекательной для респондентов услугой стал фитнес: ему отдали предпочтение 61% опрошенных. Это произошло из-за того, что по сравнению с прошлыми годами, фитнес стал более доступным по цене, появились фитнес-клубы разной ценовой категории, он переходит из разряда престижных спортивных услуг - в разряд доступных и необходимых; далее следует активный отдых, наиболее привычный и знакомый (коньки, экстрим и другие виды активных услуг) - 16,2%; далее следуют развлечения, которые предпочитают приверженцы и любители этого направления (спортивные танцы, бильярд и т.п.) - 10,3%; далее следуют спортивные тренировки, это удел особых людей - спортсменов, их предпочли - 8,1%; далее услуги сервиса - 4,4%.
Спрос на услуги со стороны лиц мужского и женского пола представлен в таблице 4.
Таблица 4 - Спрос на услуги со стороны лиц мужского и женского пола
Группы услуг |
Мужчины, % |
Женщины, % |
Развлечения |
75,0 |
25,0 |
Активный отдых |
40,5 |
59,5 |
Фитнес-услуги |
19,7 |
80,3 |
Спортивные тренировки |
6,9 |
93,1 |
Другие виды |
35,0 |
65,0 |
Спрос на спортивно-оздоровительные услуги имеет свои предпочтения среди опрошенных мужчин и женщин. Так, среди мужчин наибольшей популярностью пользуются развлечения, их отметили 75% мужчин; активному отдыху они отдали свои голоса – 40,5%; за фитнес-услуги проголосовали – 19,7%; спортивными тренировками хотели бы заняться 6,9% мужчин; другим видам они отдали 35% своих предпочтений.
Предпочтения женщин распределились следующим образом: в развлечениях хотели бы участвовать 25%; активным отдыхом – 59,5%; фитнес-услуги предпочли 80,3%; спортивные тренировки выбрали – 93, 1 % женщин; другими видами услуг хотели бы заняться 65 % женщин;
Рейтинг типов спортивно-оздоровительных организаций, известных нашим респондентам представлен в таблице 5.
Таблица 5 - Рейтинг типов организаций, известных среди респондентов
Тип организации |
Респонденты, % |
Спортивные комплексы |
22,5 |
Бассейны |
19,2 |
Фитнес-клубы |
16,3 |
Бильярдные и боулинг |
16,0 |
Ледовые дворцы |
13,6 |
Развлекательные парки |
4,0 |
Тиры и стрелковые комплексы |
3,6 |
Картинг-клубы |
1,7 |
Спортивные магазины |
1,9 |
Спортивные федерации |
1,2 |
Рейтинг типов организаций, известных нашим респондентам расставил все спортивные организации по степени их известности и узнаваемости: наиболее известны нашим гражданам спортивные комплексы, о них знают 22,5 %, известна информация о бассейнах – 19,2%; на третьем месте находятся фитнес-клубы − о них знают 16,3%; бильярдные и боулинг известны 16,%; ледовые дворцы известны 13,6 %; развлекательные парки – они известны 4,0%; тиры и стрелковые комплексы – о них знают 3,6%; картинг-клубы – занятие для молодых, известны только 1,7%; спортивные магазины - о них знают и пользуются только 1,9 %; спортивные федерации – это организации в области спорта – о их существовании знают всего – 1,2%.
5) Определение цели занятий и причины отказа от занятий спортивно-оздоровительных услуг (рисунок 4).
Рисунок 4. Цели занятий и причины отказа от занятий спортивно-оздоровительных услуг, %
Для фитнес-индустрии наступает новый период ее развития, вернее, ее становления, прошел период, когда эти услуги были доступны небольшому количеству клиентов, было небольшое количество фитнес-клубов, стоимость абонемента достаточно приличная, сейчас большое количество фитнес-клубов.
Занимаясь изучением своих потенциальных потребителей, предприниматель тем самым может прогнозировать спрос на свои услуги, обеспечивать свою прибыль.
Изучать потребителей можно в направлении:
1) Структура потребителей ООО «X-Fit» представлена на рисунке 5.
Рисунок 5. Структура потребителей ООО «X-Fit», %
Как видно из рисунка 5, основными потребителями услуг ООО «X-Fit» являются: постоянные жители, они составляют 95% от общего числа клиентов; корпоративные клиенты (работающие в данном районе) - 5 %;
Структура клиентов по половому признаку представлена на рисунке 6.
Рисунок 6. Структура потребителей по половому признаку, %
Из рисунка 6 видно, что основные клиенты фитнес-центра ООО «X-Fit» распределяются следующим образом: мужчины - 41% , женщины - 59%.
Структура потребителей фирмы по возрасту представлена на рисунке 7.
Рисунок 7. Структура потребителей фирмы по возрасту, %
Как видно из диаграммы, представленной на рисунке 2.6, наибольший удельный вес в структуре потребителей занимают люди в возрасте от 25- 35 лет – 46,1% от общего количества опрошенных, от 20-25 лет – 31,9%, от 35-45 лет -12,3%, старше 45 лет- 9,7%. Эта тенденция совпадает с общей занятием спорта группами населения по возрастам.
Рассмотрим распределение потребителей по уровню по доходов (рис.8).
Рисунок 8. Структура потребителей по доходу, %
По данным рисунка 8 видно, что наибольший удельный вес - 30% составляют клиенты с доходом более 70 тыс. руб., с доходом 41-50 тыс. руб.- 16,5 %, с доходом 51-70 тыс.руб.- 15 %, с доходом 21-30 тыс. руб.- 13,7 %, с доходом 31-40 тыс. руб.- 13 %, с доходом 15-20 тыс. руб.- 11.8 %, т.е. 45 % - это респонденты с высоким уровнем дохода, а 55%- респонденты с невысоким уровнем дохода. Фитнес–клуб ООО «X-Fit» может удовлетворить потребности в фитнесе любого потребителя в объеме услуг, исходя из его доходов.
Распределение потребителей услуг по социально- профессиональному статусу представлено на рисунке 9.
Рисунок 9. Социально-профессиональный статус потребителей услуг, %
По данным рисунка 9, видно, что наибольшую долю -30,9% занимает квалифицированный специалист, 30% - занимает потребитель сегмента – крупного/среднего бизнеса, 16%- занимают менеджеры, 10% - это индивидуальные предприниматели, 7,6%- это другие потребители (домашние хозяйки и т.п.), 2,5%- это студенты, 2%- это люди творческой профессии,1%- это рабочие. Анализируя потребителей по статусу, видим, что посещают и занимаются фитнесом люди «продвинутые», образованные, заботящиеся о своем здоровье и имидже, их таких-99%. У руководителей фитнес-клуба есть возможность разработать различные маркетинговые стратегии, предлагая своим клиентам привлекательные цены в определенном сегменте услуг.
В сегменте «премиум» класс находится 58 лучших (по критериям клиентов) фитнес-клубов, в их числе ООО «X-Fit». Сравниваем конкурентные преимущества по средней годовой цене абонемента, качество обслуживания, местоположение, ассортимент услуг, качество исполнения услуг, каждому виду показателей присваиваем ранг важности. Заносим результаты в таблицу 6.
Таблица 6 - Сравнительные конкурентные преимущества ООО ««X-Fit»
Показатели |
Весовая категория |
ООО ««X-Fit» |
Конкуренты |
||||
«World Class» |
«Gold Gym» |
||||||
баллы |
оценка |
баллы |
оценка |
баллы |
оценка |
||
Средняя годовая цена абонемента |
0,2 |
90 |
18 |
100 |
20 |
80 |
16 |
Качество обслуживания |
0,2 |
90 |
18 |
100 |
10 |
90 |
9 |
Месторасположение |
0,1 |
100 |
10 |
90 |
9 |
100 |
10 |
Ассортимент услуг |
0,2 |
100 |
20 |
100 |
20 |
80 |
16 |
Качество исполнения услуг |
0,3 |
100 |
30 |
100 |
30 |
90 |
27 |
Итого |
100 |
96 |
99 |
76 |
На основании данных таблицы 6 можно определить, что наиболее весомым конкурентом ООО « X-Fit» на рынке фитнес-услуг будет фитнес-клуб WorldClass.
Из таблицы 6 видно, что: 1-й степенью приоритетности является «Местоположение»; 2-й степенью приоритетности является «Ассортимент»; 3-й степенью приоритетности является «Качество обслуживания»; 4-й степенью приоритетности является «Средняя цена» и «Качество исполнения услуг».
«X-Fit» в первую необходимо обратить внимание на среднюю цену и качество обслуживания. По этим показателям «X-Fit» уступает своему главному конкуренту «WorldClass».
По показателям ассортимент и качество исполнения услуг организация «X-Fit» находится на одном уровне с конкурентом «WorldClass», а по показателю «Местоположение» - опережает «WorldClass».
В таблице SWOТ-анализ указываются сильные и слабые стороны организации, какие благоприятные возможности дают компании реализоваться в будущем, а также, что ей угрожает и какие меры менеджер должен предпринять.
Проведем SWOТ-анализ «X-Fit» в таблице 7.
Таблица 7 - SWOТ-анализ «X-Fit»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Разнообразие услуг Программы тренировок, соответствующие мировым стандартам Хорошая финансовая база Квалифицированный состав инструкторов Хорошая репутация клуба Высокое качество спортивного инвентаря Широкий спектр дополнительных услуг Постоянные клиенты Местоположение |
Недостаточно эффективная реклама Недостаточно площади для занятий по групповым программам Часто происходят технические неполадки в работе систем водоснабжения и т.п. Клиентам не сообщают по телефону (SMS) о неполадках в клубе Текучесть кадров (профессиональных тренеров и других инструкторов) |
Возможности |
Угрозы |
Популяризация здорового образа жизни Открытие программ функционального тренинга Открытие филиалов в других регионах |
Конкуренция Снижение доходов потребителей Снижение потребительской активности в летний период Увеличение количества клубов демократичного сегмента |
Анализируя таблицу 7, SWOТ-анализ «X-Fit», видим, что сильные стороны компании – это разнообразие услуг, программ тренировок (в группе, персонально с тренером), которые соответствуют мировым стандартам, имеется хорошая финансовая база, высококвалифицированный состав инструкторов, имеющих специальное образование, хорошая репутация клуба (хорошие помещения, высокое качество спортивного инвентаря), можно получить дополнительные услуги, имеются свои постоянные клиенты, хорошее местоположение – есть парковка, недалеко от метро и от остановок транспорта.Все перечисленные выше характеристики сильных сторон, дают организации возможность в дальнейшем популяризировать здоровый образ жизни в клубе, в рекламе, в других мероприятиях, расширять ассортимент услуг - воплотить программу функционального тренинга (очень популярную сейчас в клубах), открывать филиалы клубов в других городах.