Файл: Основные корпоративные схемы финансовых отношений (Теоретические основы корпоративных схем финансовых отношений).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы корпоративных схем финансовых отношений
Финансовые отношения корпораций
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Булочно-кондитерский комбинат»
2.2. Экономическая характеристика ОАО «Булочно-кондитерский комбинат»
Введение
В современной мировой практике основной формой организации и управления хозяйственными процессами, в которых требуется объединение сразу нескольких заинтересованных сторон, стала корпорация.
В рыночной экономике большинства развитых стран ключевую роль играют сверхкрупные объединенные организации – корпорации. В частности, в Соединенных Штатах, Канаде, Японии корпорации считаются основной формой предпринимательской деятельности. В этих государствах под контролем корпоративных объединений находится более пятидесяти процентов производства промышленных товаров и торговой деятельности. Также благодаря существованию корпораций ведущие державы мира владеют большей частью лицензий и патентов на новейшие технические разработки, медицинские препараты и пр.
В процессе предпринимательской деятельности у корпораций возникают хозяйственные связи со своими контрагентами (поставщиками и покупателями), партнерами по совместной деятельности, объединениями и ассоциациями, финансовой и кредитной системой и т.д., в результате которых возникают финансовые отношения, связанные с организацией процесса производства и реализации продукции, выполнением работ и оказанием услуг, формированием финансовых ресурсов и осуществлением инвестиционной деятельности.
Актуальность вопроса заключается в том, что корпорации осуществляют свои взаимоотношения посредством финансовых отношений, и, кроме того, финансовые отношения лежат в основе формирования их собственного капитала.
Проблема заключается в необходимости совершенствования корпоративных схем финансовых отношений.
Цель работы – исследовать основные корпоративные схемы финансовых отношений на примере ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» г. Кирова.
Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:
- исследовать теоретические основы основных корпоративных схем финансовых отношений;
- дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Булочно-кондитерский комбинат»
- рассмотреть корпоративные схемы финансовых отношений ОАО «Булочно-кондитерский комбинат»
- предложить пути совершенствования организации финансовых отношений.
Объект исследования – ОАО «Булочно-кондитерский комбинат».
Предмет исследования – схемы финансовых отношений ОАО «Булочно-кондитерский комбинат».
Методы исследования, используемые в работе: общетеоретические – логический метод; общелогические – анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, классификация, аналогия; эмпирического исследования – наблюдение, сравнение, описание; математические – метод количественного изучения явлений и процессов; социологические – интервьюирование.
1. Теоретические основы корпоративных схем финансовых отношений
Понятие корпорации
Изменения в гражданском законодательстве ввели такие понятия как корпоративные юридические лица (корпорации), публичные и непубличные общества. Теперь, общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это корпорация, непубличное хозяйственное общество. Вместо ЗАО (закрытое акционерное общество) с 1 сентября 2014 года – непубличное акционерное общество (или просто акционерное общество). Публичное акционерное общество – это акционерное общество, акции которого размещаются или обращаются публично, то есть вместо ОАО (открытое акционерные общества) с 1 сентября 2014 года – ПАО (публичное акционерное общество).
Регистрация коммерческих корпоративных организаций (корпораций) производится в форме ООО, АО (непубличное общество) и публичного акционерного общества ПАО (ранее ОАО). [2]
Рассмотрим основные определения и понятия, связанные с понятием корпорации, которые предлагаются в разных источниках, а так же характеристики и типы корпораций. Выделим основные отличия западной и восточной моделей корпоративного объединения.
Корпорация в переводе с латинского corpus означает тело.
В соответствии с п. 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В противоположность корпорациям унитарными называются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. [1]
В Системе национальных счетов 2008 года (СНС-2008) [8] термин «корпорация» используется в более широком смысле, чем в строго юридическом. Все единицы, которые могут производить прибыль или другие финансовые выгоды для их собственников; признаны законом как юридические лица, отдельные от их собственников, которые имеют ограниченные обязательства; учреждены для участия в рыночном производстве, рассматриваются в СНС как корпорации, независимо от того, как они могут характеризовать себя и называть себя.
Согласно общему определению, корпорация – это объединение юридических и физических лиц для достижения общей цели. В совокупности эта объединенная группа представляет собой новое юридическое лицо, а каждый из его участников – собственник определенной доли. Владельцы этих самых долей практически никогда не занимаются управлением. По сути, корпорацией управляют наемные работники, специалисты своего дела [13].
Что такое корпорация по своей структуре? Это союз, который обладает внутренней организацией и объединяет своих членов в единый коллектив. Также он является субъектом обязанностей и прав. Еще проще корпорацию расшифровывают как группу лиц, объединенных одной общей целью и выполняющих свою деятельность в течение долгого времени, чтобы осуществить эту цель.
Корпорация может иметь под своей «крышей» несколько разных бизнесов, но все они находятся под единым финансовым контролем.
Финансисты выделяют несколько основных признаков, характеризующих корпорации [14]. Среди них:
- Наличие собственников или акционеров, которые могут владеть пакетами акций разного объема. Акционеры отделены от управления, однако, серьезные решения принимаются на совете директоров. Другими словами, никогда одна персона не может решать какие-то важные вопросы самостоятельно, этим занимается группа людей.
- Имеет место делегирование полномочий, то есть создаются несколько «узлов» принятия решений.
- В состав корпорации входит сразу несколько предприятий различного характера. В данном случае деятельность корпораций специально ориентирована на разные виды бизнесов, чтобы распределить риски между ними.
- Лидирующее положение на рынке. Уверенная позиция на рынке (например, строительном) позволяет корпорациям управлять данной структурой, производить и реализовывать продукцию, формировать рынок новых товаров.
- Огромное число сотрудников, которое может достигать нескольких тысяч человек. Данный факт делает процесс управления сложным, поскольку необходимо налаживать четкий контроль и проверку качества работы.
Зачастую ошибочно считают, что корпорациями являются компании в той или иной отрасли. Однако это далеко не так, корпорации и компании значительно отличаются друг от друга. В частности, компании не имеют глобального влияния на рынок, в то время как корпорации способны организовывать новые рынки.
Одним из самых важных моментов, влияющих на авторитет корпорации, является ее имидж. Все крупные корпорации обязательно заботятся о своем положительном имидже, чтобы быть привлекательными для общества. С этой целью любое уважающее себя корпоративное объединение стремится:
- Быть социально-ориентированным. Это значит, что любая продукция и услуги должны соответствовать запросам общества.
- Нести социальную ответственность, т. е. обеспечивать каждому работнику необходимый социальный пакет, включающий различные гарантии и страховки, возможность своевременного получения медицинской помощи и пр.
- В своей деятельности не нарушать законы и правила.
- Ставить на первое место желание потребителя, поскольку от его растрат зависит финансовое положение корпорации.
- Соблюдать права сотрудников, партнеров и принимать во внимание общественное мнение.
Также немаловажное значение для корпораций имеет корпоративная культура. Ведь что такое корпорация без собственной культуры и традиций? У каждого подобной организации имеются свои внутренние формальные и неформальные правила «ведения игры», свой кодекс этики и чести или даже собственная конституция. Это дает возможность всему коллективу заниматься деятельностью на общее благо, а каждому его члену чувствовать себя причастным к чему-то единому и глобальному.
В современном обществе ключевую роль в рыночной экономике большинства развитых стран играют сверхкрупные объединенные организации – корпорации. В частности, в Соединенных Штатах, Канаде, Японии корпорации считаются основной формой предпринимательской деятельности. В этих государствах под контролем корпоративных объединений находится более пятидесяти процентов производства промышленных товаров и торговой деятельности. Также благодаря существованию корпораций ведущие державы мира владеют большей частью лицензий и патентов на новейшие технические разработки, медицинские препараты и пр [15].
Отличительной чертой современных корпораций является то, что продолжительность их существования не ограничена, поскольку акции можно свободно передавать другим собственникам. Также корпорация может выпустить новый пакет акций, чтобы привлечь инвесторов и, соответственно, инвестиции со стороны.
Виды корпоративных объединений
На сегодня существует несколько разновидностей корпоративных объединений, которые приняты в большинстве стран мира: акционерное общество открытого типа; общество с ограниченной ответственностью; синдикат; картель; трест; пул; концерн; холдинг; финансово-промышленные группы; транснациональные корпорации.
В каждой державе по закону определяются ответственность и права всех типов корпораций. Также законодательно обозначаются ограничения касательно форм деятельности корпораций и их состава, а также применяются особые меры по предотвращению трансформации их в монополии. В случае нарушения каких-либо правил или ограничений государство имеет право применить санкции относительно корпорации-нарушителя.
В 90% случаях предприятия, входящие в состав корпоративного объединения, полностью зависят от него в экономическом и финансовом плане. Но бывает, когда предприятие имеет свои акции и своих акционеров. Таким примером может служить финансовая корпорация, которая объединяет под своим «крылом» финансовые группы. Это говорит о том, что отношения внутри корпораций достаточно сложны и разнообразны [16].
Среди большого числа вариаций отношений между предприятиями и корпорациями эксперты выделяют те, которые встречаются чаще всего:
- Финансовое управление предприятием со стороны корпорации. В этом случае все остальные виды деятельности предприятие осуществляет самостоятельно. В него обязательство входит лишь пункт относительно финансов – исполнение определенной части корпоративного бюджета.
- Поглощение организации. Это означает, что руководство, управление и функционирование полностью переходит в руки менеджеров корпорации.
- Покупка предприятия, которое было выставлено на аукцион по причине неэффективной деятельности.
- Превращение организаций в филиалы корпорации, которые становятся представительством объединения в другом городе или стране.
- Создание консорциума – временного объединения организаций и фирм с целью решения какой-либо общей производственной задачи.
Для примера можно рассмотреть американскую и японскую модели корпоративных объединений. Главное отличие в них – корпоративное поведение и отношение к работе. Если японцы, включая даже самых мелких предпринимателей, ориентированы на общие интересы корпорации, то американцы больше беспокоятся о личностном росте. В этом проявляется уровень индивидуализма.
На Востоке для работника почетно всю жизнь работать на одну компанию. Поменять фирму для японца означает почти то же самое, что развестись с супругой, что в обществе неприемлемо. А для жителя западных стран вполне нормально рассылать резюме по разным корпорациям и переходить в ту, где предлагаются более выгодные условия.
Однако обе модели имеют свои достоинства и недостатки. Японские корпорации всегда выпускали качественную продукцию даже массового производства, чем выигрывали у других компаний. Но что касается инноваций в разных сферах, то здесь лидируют американские объединения. [3]