Файл: Государственный кредит (Теоретические основы сущности государственного кредита).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы основана и обусловлена на том, что государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов государства. [10]

Государственный кредит выражается в отношениях между государством и многочисленными физическими лицами и юридическими лицам по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом), всецело и в полном распоряжении государства, посредством выплаты процентов по долгу. [8]

Государственный кредит является одной из главной составной частью финансовой системы любого государства в мире и активно используется ими в целях сбалансированности проводимых бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика - одна из основных политик, которая проводится в государстве, она направленна на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса, политика служит главным и важнейшим инструментом целенаправленного вмешательства государства в экономическую обстановку страны.

В настоящее время деятельность Центрального банка Российской Федерации приобретает огромное значение, поскольку от его взвешенных и, главным образом, верных действий и методов, с помощью которых он проводит свою деятельность, а также от эффективного функционирования, полностью зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Объектом исследования для данной курсовой работы будет являться: денежно-кредитная политика Российской Федерации, её организация и реализация.

Предметом исследования данной работы является: сущность государственного кредита и выполняемые им основные функции.

Целью данной работы представляется: рассмотрение государственного кредита, его классификации, форм, а также состояния современной денежно-кредитной политики в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Раскрыть сущность и значение государственного кредита;
  • Определить функции и формы государственного кредита;
  • Изучить управление государственным кредитом;
  • Охарактеризовать Российскую Федерацию, как кредитора, заемщика и гранта по кредитным обязательствам;
  • Рассмотреть состояние денежно-кредитной политики в Российской Федерации на современном этапе.

Методологические приемы и способы, применяемые в работе следующие: общенаучный, аналитический, описательный, сравнительно-типологический, теоретические методы исследования, теоретический анализ и синтез.

Данная курсовая работа состоит из следующих частей: введения, двух глав с подпунктами, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

1.1 Сущность и значение государственного кредита

Государственный кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления представляется преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, также выступает в качестве гаранта, а кредиторами чаще всего являются банки, корпорации, страховые и инвестиционные компании. [7; 11]

Государственный кредит может осуществляться через государственные займы путем выпуска облигаций. Также само государство может выступать в роли кредитора, а заемщиками являются местные органы управления, государственные предприятия и др. В сфере международного кредита государства могут выступать одновременно и кредиторами, и заемщиками [7]

Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования социальных потребностей общества.

С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Его сущность заключается в том, что стоимость валового внутреннего продукта и части национального продукта распределяется вторично.

Государственная форма кредита возникает в том случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам.


Государственный заем чаще всего размещается под определенные государственные программы. Займы размещаются, как правило, на длительные сроки, от пяти лет. В отличие от государственных займов, широко распространенных в современном хозяйстве, государственная форма кредита по сравнению с другими формами имеет ограниченное применение, чаще всего предоставляется через банки, а также в сфере международных экономических отношений, по существу становится международной формой кредита.

В количественном отношении в кредите преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора значительно ниже. Если же государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно выступает в качестве гаранта.

Государственный кредит является составной частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации - кредита.

Следовательно, принципы, лежащие в основе любых кредитных отношений, следующие:

  • Добровольность – означает, что кредит предоставляется только по желанию заемщика;
  • Возвратность - означает, что денежные средства предоставляются только во временное пользование и по истечении определенного периода времени подлежат возврату;
  • Платность - означает, что за пользование денежными средствами взимается определенный процент;
  • Срочность - означает, что кредит предоставляется на определенный период времени, который указывается заранее при составлении кредитного договора.

Условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства является обязательство заемщика вернуть к определенному моменту времени сумму заимствования с процентами.

Финансирование государственного долга в современных условиях посредством привлечения средств инвесторов осуществляется в промышленно развитых странах исключительно рыночными методами с использованием различных финансовых инструментов (государственные ценные бумаги).

Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том числе и государственные, формируется на основе факторов доходности, надежности, ликвидности.

В России облигации - распространенная форма государственных займов.

Государственная облигация представляет собой ценную бумагу, являющуюся долговым обязательством государства, которая дает ее держателю право получить в определенный срок основную сумму долга и проценты.


Возвратность и платность государственного кредита отличают его от такой финансовой категории, как, налоги, которые поступают только в одном направлении - от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Государственный кредит от налогов отличает и еще одна особенность - добровольность отношений.

От банковского кредита государственный отличается прежде всего тем, что обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также непроизводительным использованием капитала. [11]

Кроме того, государственный кредит играет важную роль:

  • В перераспределении финансовых ресурсов;
  • В процессе перелива капитала между сферами производства и обращения.

На практике это выражается следующим образом, государство, являясь активным участником рынка капиталов и выступая на нем в качестве заемщика, оказывает значительное влияние на уровень кредитной ставки, поскольку оказывается конкурентом для участников рынка, стремящихся привлечь кредитные ресурсы, и обусловливает изменение минимального уровня доходности для инвестиционных проектов в реальном секторе.

Кроме этого, в повышении эффективности использования средств, обеспечивая максимально эффективное использование государственных средств при наличии «кассового разрыва» между моментами их поступления и использования как в случае недостатка, так и в случае избытка финансовых ресурсов.

Также в ускорении концентрации финансовых ресурсов, позволяя государству привлечь значительные финансовые ресурсы, в том числе для финансирования чрезвычайных расходов, в самое короткое время.

Оценка воздействия государственного кредита на социально-экономические процессы в обществе и обеспечение на его основе сбалансированности бюджета в значительной степени преувеличена, поскольку средства, привлеченные в бюджет с помощью государственного кредита, используются не как капитал, приносящий доход, а как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта.

Единственным реальным источником погашения долговых обязательств государства являются налоги, а их увеличение, связанное с обслуживанием долга, угнетающе влияет на экономику. [6]


1.2 Функции и виды государственного кредита

Государственный кредит совмещает в себе функции финансов и функции кредита. Как финансовая категория он выполняет три функции: распределительную; регулирующую; контрольную.

1. Распределительная - образование денежных фондов - привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности срочности и платности.

Функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности.

Перераспределение осуществляется между федеральным и региональными бюджетами, региональными и местными бюджетами, международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом, иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональным бюджетами и так далее.

2. Регулирующая - использование денежных фондов - функция, вытекающая из необходимости возврата привлеченных средств, который осуществляется как за счет налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счет механизма рефинансирования, то есть погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам за счет средств, полученных от размещения новых обязательств.

В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты, и для погашения процентов по задолженности.

Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.

Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.

3. Контрольная – контроль денежных фондов — функция государственного кредита, выражающаяся во влиянии на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста, объем денежной массы в обращении.