Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ. ..pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ
1.2 Характеристика основных косвенных налогов в РФ
2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОСВЕННЫМИ НАЛОГАМИ В РФ
2.1 Оценка и анализ косвенных налогов, взимаемых налоговыми органами РФ
2.2 Перспективы развития системы косвенного налогообложения в РФ
Плательщикам таможенных пошлин могут предоставляться различные льготы и преференции. Они предусматриваются в Таможенном тарифе РФ и призваны стимулировать в интересах страны расширение и совершенствование структуры экспорта и импорта с целью повышения эффективности внешнеэкономических связей страны, деятельности отечественных предприятий и внешнеторговых организаций, а также развития инвестиционной деятельности национальных организаций за рубежом и операций на мировых валютных рынках.
От уплаты таможенных пошлин освобождаются: транспортные средства, совершающие международные перевозки, снаряжение и имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации в пути или приобретенное за границей в связи с ликвидацией, поломкой этих транспортных средств; вывозимые с территории страны предметы материально-технического снабжения, снаряжение, топливо, сырье, продовольствие и другое имущество для обеспечения производственной деятельности российских и зафрахтованных российскими лицами судов и ввозимая в страну продукция их промысла; предметы, пользующиеся по международным договорам правом беспошлинного ввоза и вывоза иностранными организациями и лицами для официального и личного пользования; российская и иностранная валюта, ценные бумаги и др.
Таможенные сборы — дополнительные сборы, взимаемые сверх таможенных пошлин при перемещении через таможенную границу. К таможенным сборам относятся, в частности, статистический, марочный, лицензионный, бандерольный таможенные сборы, сборы за пломбирование, складирование и сохранность и др. В таможенные сборы включается также стоимость таможенных процедур, которая взимается при совершении таможенными органами операций по разрешению перемещения товара через границу.
2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОСВЕННЫМИ НАЛОГАМИ В РФ
2.1 Оценка и анализ косвенных налогов, взимаемых налоговыми органами РФ
Важным достоинством косвенных налогов является то, что они приносят государству доход, естественно возрастающий без каких-либо изменений в размерах налогов, лишь вследствие увеличения количества населения и роста благосостояния. По этой причине косвенные налоги очень удобны в фискальном отношении.
Косвенное налогообложение представляет собой эффективный инструмент для стимулирования развития внутреннего производства. Например, введение таможенных пошлин способствует развитию определенных отраслей промышленности, а освобождение от уплаты определенных видов косвенных налогов повышает конкурентоспособность продукции. Еще одним плюсом косвенных налогов является то, что, повышая цену товара или услуги, они способствуют накоплению денежных средств у населения.
Существенным недостатком косвенного налогообложения является нарушение принципа всеобщности. От уплаты этих налогов можно уклониться, снизив свое потребление. Например, акциз на табачные и винно-водочные изделия не платят те, кто не употребляет эти продукты.
Поскольку величина уплачиваемых косвенных налогов прямо пропорциональна количеству потребленных товаров и услуг, семьи с большим числом иждивенцев и, следовательно, с большим объемом потребления, платят больший налог.
Косвенные налоги обладают обратной прогрессивностью. Чем меньше доход, тем большая его часть идет на удовлетворение насущных потребностей. Потому налог, взимаемый с предметов первой необходимости, отбирает у бедных больший процент дохода, чем у богатых.
Важно отметить, что бюджетные проектировки предусматривают снижение доли нефтегазовых доходов (НДПИ на углеводороды и вывозные таможенные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты) в структуре налоговых доходов с 50,5% в 2012 г. до 44,4% в 2015 г. В соответствии с материалами пояснительной записки к проекту федерального бюджета данная динамика обусловлена следующими факторами:
1) снижением цены на нефть марки «Юралс»,
2) снижением налогооблагаемых объемов экспорта нефти и нефтепродуктов и объемов добычи нефти,
3) более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю,
4) более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста налогооблагаемых объемов добычи газа природного.
Снижение доли нефтегазовых доходов можно рассматривать как положительный фактор, способствующий большей устойчивости доходной части федерального бюджета и некоторому снижению ее зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. В этой связи важно также рассмотреть предлагаемые изменения бюджетного правила формирования доходной и расходной частей федерального бюджета с точки зрения использования нефтегазовых доходов.
В целом необходимо отметить важность возвращения к «бюджетному правилу» использования конъюнктурных доходов федерального бюджета, учитывая, что в кризис действие соответствующих норм Бюджетного кодекса было приостановлено. Также можно оценить положительно отказ от концепции фиксированного в процентах ВВП нефтегазового трансферта и переход к расчетам на основе долгосрочной базовой цены на нефть. Однако следует отметить, что выбранный период ее определения (10 лет) требует дополнительного анализа и обоснований. Определенные вопросы вызывает также установленная нормативная величина Резервного фонда в 7% ВВП, что на 3% меньше аналогичного показателя, установленного в 2008 г. при создании Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Спорность данной законодательной нормы наглядно иллюстрирует опыт финансово-экономического кризиса 2009−2010 гг. За эти три года из Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета было израсходовано по данным Минфина России около 4 138,3 млрд руб. или как раз 10% ВВП 2008 г. Таким образом, если бы Резервный фонд был сформирован к концу 2008 г. в размере 7% ВВП, то накопленных в нем средств не хватило бы на финансирование антикризисной программы правительства в полном объеме. При этом внешнеэкономическая конъюнктура позволила уже в 2011 г. не только не продолжать расходовать средства Резервного фонда, а наоборот по итогам 2011 г. (уже в январе 2012 г.) перечислить на счета по учету средств фонда 1 090,4 млрд руб. В результате, средства фонда расходовались лишь в течение 2 лет, что может оказаться недостаточным в условиях более масштабного и продолжительного кризиса.
Бюджетные проектировки предполагают заметное увеличение доли косвенных налогов: доли НДС с 30,1% в 2012 г. до 36,2% и доли акцизов с 3,2 до 5,9%. Столь значительное увеличение доли акцизов связано, прежде всего, с индексацией ставок отдельных видов акцизов в рассматриваемый период. Рост поступлений НДС в соответствии с материалами пояснительной записки связан в том числе с заложенным в прогнозе ростом доли начисленного налога в ВВП и ростом его собираемости. В то же время прогнозируется снижение доли доходов от внешнеэкономической деятельности с 42,1% в 2012 г. до 34,5% в 2015 г. Это обусловлено, прежде всего, снижением средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, прогнозируемым снижением цены на нефть марки «Юралс» и соответственно уменьшением объемов вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, установлением льготных ставок вывозных таможенных пошлин для месторождений сверхвязкой нефти и на нефть Приразломного месторождения, снижением средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением России в ВТО. На фоне прогнозируемого снижения цен на нефть доля НДПИ также будет постепенно снижаться с 20,4% в 2012 г. до 18,6% в 2015 г. Федеральный бюджет РФ в бюджетной системе страны является ключевым звеном, объем и характер доходов которого определяют исполнение финансовых обязательств государства на очередной финансовый год.
Налоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета РФ занимают наибольший удельный вес, что объясняется и большим количеством налогов, уплачиваемых в федеральный бюджет, и их процентными ставками.
Проанализировав вышесказанное, можно сказать, что косвенным налогам на ближайшие пару лет выделена большая роль, которая заключается в том, чтобы закрыть большинство «прорех» в консолидированном бюджете государства. Причем, особую надежду, министерство финансов возлагает именно на них, так как показатели именно этих налогов имеют стабильное увеличение каждый год. Кроме того, ежегодно планируется увеличение ставок на косвенные налоги. И пусть система косвенного налогообложения имеет свои недостатки, достоинств она имеет все-таки гораздо больше, о чем говорят статистические показатели за прошедшие года.
2.2 Перспективы развития системы косвенного налогообложения в РФ
Исследование теоретических и практических вопросов косвенного налогообложения будет неполным, если оставить за рамками рассмотрения тенденции и перспективы в развитии косвенного налогообложения. Первоначально финансовое хозяйство носило частный характер. Косвенные налоги относились к явлениям частного хозяйства, поэтому собирание их производилось не иным способом, как и все часто хозяйственные доходы государства, т. е. сдачей в аренду или на откуп.
В начале XX в. косвенные налоги расценивались как менее совершенные, теперь ситуация изменилась. На протяжении XX в. финансовая наука вывила регрессивность и недостатки прямых налогов, которые при определенном уровне являются деструктивными фактором, сдерживающим производительность труда налогоплательщиков. На определенном этапе становиться невыгодно работать с прибылью, поскольку государство с помощью так называемой «прогрессивной» ставки прямых налогов забирает себе большую часть доходов.
Косвенные налоги ещё не одно столетие будут использоваться государствами, совершенствоваться и приносить значительные поступления в бюджет. Крупнейшее событие в современной финансовой науке — изобретение НДС и стремительное распространение его в мире — яркое тому подтверждение.
С экономической точки зрения НДС оказался самым экономным и эффективным налогом. В механизме его взимания по большей части решена одна из основных проблем косвенного налогообложения — обложение услуг, что открыло самые широкие возможности по обложению потребителей.
Поскольку теоретически НДС не влияет на производство, государство сможет вводить достаточно высокие ставки налога — до 25%, не возлагая обязанность по уплате всей суммы налога на какое- либо одно звено в цепочке производства и потребления товаров. Весьма удобная ситуация для государства: распределение обязанности по уплате налога среди многих. В то же время бизнес оказывается буквально опутанным сетью НДС.
Можно назвать несколько причин появления НДС и его столь широкой популярности:
— расширение налогооблагаемой базы, включение услуг в объект налогообложения;
— устранение каскадного эффекта;
— нейтральность НДС по отношению к организации производства и конкурентной среде;
— встроенный механизм избежания двойного налогообложения;
— самоадминистрирование НДС. 8, с. 97]
Наука налогового права может предположить, каковы последствия введения того или иного налоги или отдельных норм о налогах. Например, в налоговой системе РФ до недавнего времени соседствовали два налога: НДС и налог с продаж. Изучение истории развития косвенного налогообложения позволяет сделать однозначный вывод о том, что такое положение недопустимо. Налог с продаж, по сравнению с НДС, имеет примитивную технику взимания, которая, а с одной стороны, создает дополнительные обременения добросовестным налогоплательщикам, с другой стороны, позволяет легко уклоняться от взимания этого налога, что и происходило в России.
Основные тенденции в развитии косвенного налогообложения следующие:
— универсализация объекта;
— повышение регулирующей функции таможенных пошлин и тенденция к снижению их ставок;
— расширение доли косвенных налогов в доходах за счет стабильности числа носителей косвенных налогов.
Среди перспектив развития косвенных налогов можно назвать следующие. Прежде всего, будет совершенствоваться налогообложение косвенными налогами услуг, а также включение в сферу косвенного налогообложения все новых и новых услуг. В ближайшем будущем будет решена проблема обложения НДС финансовых услуг.
Президент РФ подписал закон о повышении ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов. Федеральный закон от 03.08.18 № 303-ФЗ, который внес соответствующие поправки в Налоговый кодекс, опубликован 3 августа и вступит в силу с 1 января 2019 года.
В связи с расширением влияния ВТО нормы и документы, создание в ее рамках, получат дальнейшее распространение и приобретут обязательный характер. Данная общая тенденция затронет, в том числе и регулирование косвенных налогов.