Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты: сущность, виды и порядок фискализации косвенных налогов.
Теоретические основы налогообложения
Глава 2. Практические исследования косвенного налогообложения.
2.1. Ситуационный пример с заполнением налоговой декларации.
Введение.
Неотъемлемой частью любого государства в любые времена является налоговая система, основная цель существования которой заключается в обеспечении текущих потребностей государства. Ни одно государство не может обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Важную роль в налоговой системе играют косвенные налоги, которые обеспечивают стабильное поступление налоговых доходов государства.
Успешность поступления косвенных налогов, понимание налогоплательщиками объективной необходимости уплаты налогов во многом определяется уровнем налоговой культуры общества, которая не может быть сформирована без адекватного образовательного процесса подрастающих поколений. Это еще раз подчеркивает актуальность работы.
Значимость косвенного налогообложения предопределили цель и задачи данного исследования.
Целью курсовой работы является изучение особенностей косвенных налогов в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты косвенного налогообложения;
-изучить законодательную базу косвенного налогообложения;
- изучить практику оперирования налогом на добавленную стоимость;
- исследовать поступления косвенных налогов в бюджет РФ;
Объектом исследования являются косвенное налогообложение товаров, работ, услуг как один из главных источников налоговых доходов бюджета в Российской Федерации.
Предметом исследования является особенность налоговых отношений, финансово-экономических взаимосвязей и взаимозависимостей, возникающих в процессе косвенного налогообложения товаров, работ, услуг.
Природа косвенного налогообложения, в том числе, товаров, работ, услуг вызывает в настоящее время активный творческий интерес со стороны отечественных ученых.
При написании данной работы были использованы учебные пособия отечественных авторов и нормативно-правовые акты Российской Федерации из электронной университетской библиотеки.
Курсовая работа состоит из 2 глав.
В первой главе представлены теоретические аспекты косвенного налогообложения, рассматривается сущностное понятие «налог» и его функции и принципы, структура каждого вида косвенных налогов. Отдельно рассматривается законодательная основа налоговых правоотношений.
Вторая глава посвящена практике взимания косвенных налогов.
В приложениях содержатся справочные материалы к работе и дополнение к практическому примеру.
Глава 1. Теоретические аспекты: сущность, виды и порядок фискализации косвенных налогов.
Теоретические основы налогообложения
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законодательством. [1]
Налоги можно классифицировать по разным признакам, в рамках этой работы уместно привести классификацию по способу взимания налогов. Собственно, разделяются налоги на прямые и косвенные, в зависимости от объекта налогообложения. Косвенными принято считать налоги, формально взымающиеся государством с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но платят их при этом фактически третьи лица - потребители товаров и услуг. Происходит это следующим образом: у производителя есть, сформированная им, цена реализации товара или услуги для покупателя и эту цену он увеличивает на сумму налога и только после этого реализует товар или услугу. Получив от потребителя или покупателя денежную транзакцию за товар или услугу, включающую налог, отчисляет его в пользу государства в установленном порядке.
С точки зрения влияния на экономическое развитие косвенные налоги традиционно связывают с их влиянием на цены. Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, тем выше их ставки.
При некоторых условиях косвенные налоги благоприятно влияют на процессы накопления, так как они в меньшей степени затрагивают прибыль предприятий, которая является одним из основных источников накопления. А также потому, что с их помощью государство может изменять соотношение между потреблением и накоплением, если израсходует средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные цели.
Можно выделить основные преимущества косвенного налогообложения:
- обложение налогом расходы конечных потребителей, а не затраты производства;
- потенциально широкая база налогообложения;
- регулярность налоговых поступлений и их зависимость от изменения уровня цен;
- применение «зачетной» схемы налогов (для НДС и акцизов);
- косвенное стимулирование процессов накопления и инвестирования.
Функции налогов:
Фискальная функция является основной функцией налога. Она состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством данной функции реализуется главное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу. Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, то есть в процесс перераспределения части стоимости ВВП. [2]
Регулирующая функция налога находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство всегда влияет на поведение экономических субъектов - физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды.
Распределительная (или перераспределительная) функция налога выражает его экономическую сущность как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной.
Как активный участник распределительных и перераспределительных процессов, налоги не могут не оказывать существенного воздействия на сам процесс воспроизводства. Здесь находит свое проявление стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов. Вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других.
В России также традиционно распространено утверждение о наличии у налогов контрольной функции. Сущность ее состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление данной функции, ее полнота и глубина в известной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленный законодательством налог. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов - явление частое.
В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о такой функции налогов, как социальная, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов.
Воспроизводственная функция налогов, носит целевой характер и обеспечивается платежами за пользование природными ресурсами, отчислениями на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налогами и платежами, взимаемыми в дорожные фонды. Данная функция позволяет использовать денежные средства на решение экологических программ, программ по природоохранной деятельности. [3]
Принципы налогообложения - есть не что иное, как базовые правила, идеи, положения, которые применяются в сфере налогообложения. Таким образом, можно сказать, что они являются принципами построения всей налоговой системы. Современные принципы налогообложения - это ориентир для формирования налогово - правовой политики любого государства. Все принципиальные для системы налогообложения установки разграничиваются на две подсистемы: классические принципы налогообложения и внутринациональные. Принципы, входящие в первую группу, идеализируют налогообложение. Имеется в виду, что при условии строительства налоговой системы исключительно на основе их использования, она считается оптимальной. К классическим принципам принято относить равномерность, справедливость, дешевизну и удобство. Адамом Смитом в его время были сформулированы четыре основных принципа налогообложения. Первый заключался в том, что подданные любого государства обязательно должны покрывать расходы правительства, при этом каждый по возможности, то есть относительно собственной платежеспособности. Второй принцип - налог, выплачиваемый каждым, должен быть четко определен, а ни в коем случае не произволен. Третий - любой налог взимается с плательщика в то время и таким образом, какой наиболее ему удобен. Четвертый принцип - устройство налога должно быть таковым, чтобы он извлекал из карманов плательщиков, как можно меньше свыше того, что поступает в государственную казну. Принципы налогообложения делятся на две группы, и вторая - внутринациональные. На их основе создаются целые налоговые концепции, а также задаются условия для действия налогового механизма в соответствии с типом государства, политическим режимом и возможностями экономического базиса. Принципы налогообложения РФ закреплены в Налоговом кодексе. Вот их перечень:
1. Принцип законности. Суть его в том, что каждое лицо обязано уплачивать сборы и налоги, установленные законом. Во время установления налогов всегда учитывается, есть ли у налогоплательщика фактическая способность к уплате налога.
2. Принцип недискриминации. Сборы и налоги не могут и не должны быть дискриминационного характера. Их нельзя применять различно, исходя из расовых, социальных, религиозных, национальных и других подобных критериев. Ни в коем случае не допускается установление дифференцированных ставок сборов и налогов, налоговых льгот в зависимости от места происхождения капитала, гражданства физических лиц или формы собственности.
3. Принцип экономической обоснованности. Имеется в виду, что сборы и налоги должны быть экономически обоснованными, а не произвольными.
4. Принцип единого экономического пространства. Он состоит в том, что недопустимо установление сборов и налогов, нарушающих единое экономическое пространство. То есть они не должны ограничивать свободное перемещение финансовых средств, работ, услуг, товаров в пределах Российской Федерации, а также создавать препятствия и ограничивать экономическую деятельность физических лиц и организаций, которая не запрещена законом. Ни на кого нельзя возложить обязанность уплачивать сборы и налоги, а также прочие платежи и взносы, если они обладают признаками налогов и сборов, которые установлены Налоговым кодексом, но на самом деле не предусмотрены им.
5. Принцип определенности и ясности правового регулирования. В процессе установления налогов обязательно должны определяться все элементы налогообложения. Каждый налогоплательщик должен точно знать, какие именно сборы и налоги, в каком порядке и когда, ему необходимо их выплачивать.
1.2. Виды косвенных налогов.
К косвенным налогам относятся:
- НДС;
- акцизы;
- таможенные пошлины.
Рассмотрим подробнее эти виды налогов.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из федеральных налогов в российской налоговой системе, играющий значительную роль в формировании доходной части федерального бюджета и в общем экономическом развитии государства. НДС относится к группе косвенных налогов, для которых характерна в основном фискальная функция.
В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах. Налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (на электроэнергию, рекламу, транспорт и др.). При этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. [4]