Файл: Проблема лидерства. Стили руководства и их влияние на коллектив. (Проблема лидерства. Стили руководства и их влияние на коллектив).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что ключевая роль в обеспечении эффективного управления предприятием принадлежит менеджерам. Осуществляя мобилизацию ресурсов на различных уровнях управления, менеджеры обеспечивают единство всех функций управления и их объединение в единый процесс менеджмента.

Важнейшей характеристикой управления и ведущим фактором управленческого процесса выступает личность менеджера. Менеджер – это человек, который направляет работу других и несет ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в свою работу. Выделяют следующие черты эффективного управления: коммуникация, видение, доверие и гибкость. Качества личности менеджера во многом определяют результаты деятельности организации.

В современную эпоху наряду с формами личностного общения сложились разновидности группового общения и особых технических средств, предназначенных для хранения и распространения управленческой информации.

Все это говорит об актуальности исследования проблем формирования личности менеджера, методов его оценки и его роли в обеспечении эффективности деятельности организаций.

Степень изученности данной темы достаточно высока. Многие исследователи, в частности, такие как Кабушкин Н.И., Папирян Г.А., Рогачев А.Ф., Спивак В.А., Лутовинов П.П. и другие, связывают эффективные коммуникации с наличием надлежащего персонала предприятий, в том числе торговых предприятий.

При этом вопросы формирования личности руководителя в сфере торговли значительно менее полно представлены в экономической литературе и нуждаются в дальнейшем изучении, хотя в настоящее время в периодической печати все чаще обсуждается проблема повышения эффективности торгового менеджмента.

Стиль руководства, личность менеджера и управление коммуникациями в торговле имеет свою специфику. Предъявляются более высокие требования к уровню общения, технологиям коммуникаций, специфические требования к персоналу торговых предприятий.

Предметом исследования является процесс реализации личности менеджера при организации коммуникативных технологий в системе торгового предприятия.

В ходе исследований были использованы методы системного и комплексного анализа, экономико – статистические методы, метод факторного анализа, методы экспертных оценок, методы анкетного опроса покупателей и персонала.

Практическое значение данного исследования состоит в том, что разработанные мероприятия будут способствовать повышению эффективности работы торгового предприятия, улучшению социально – психологической атмосферы в коллективе, а также укреплению конкурентоспособности предприятия на региональном рынке.


1. Проблема лидерства. Стили руководства и их влияние на коллектив

1.1. Основные характеристики личности руководителя

Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но различные модели и теории, которые рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству.

Коллектив – это мощный стимул трудовой активности, который приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создает творческую атмосферу. Совместное решение производственных вопросов уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал сотрудников; в группе лучше решаются смежные проблемы, сглаживаются возможные последствия нечеткого распределения обязанностей и неправильного руководства, конфликты на межличностном уровне [2; 4; 9].

Лидер – член группы, за которым сами участники группы признают приоритет принятия ответственных решений в важных обстоятельствах. Лидер – это авторитетная личность, которая исполняет центральную роль в организации совместной деятельности и регулирует взаимоотношения в группе. От него зависит организованность группы, её состав, желание работать и добиваться целей. Чем сильнее и ответственнее лидер, тем сильнее будет группа [3; 5].

Как и все члены группы, потенциальный лидер стремится к достижению общегрупповых целей и в то же время имеет какие-то собственные, дополнительные потребности. Будущего лидера отличает то, что эти дополнительные потребности могут быть наилучшим образом удовлетворены путем принятия роли. В зависимости от степени осознанности своих потребностей, ценностных ориентаций будущий лидер может целеустремленно добиваться ведущей роли или этот процесс может происходить стихийно, вернее его выдвижением занимаются последователи, убедившись в том, что он обладает суммой необходимых качеств.

Лидер, это, прежде всего, человек. И, что бы понимать, какой будет работа, которую хочет он выполнить с помощью своего коллектива, что он может дать своим людям, нужно понимать какой это человек, и какой из него лидер на деле [6; 7].


Лидерство – это сложное и требующего постоянного внимания, дела. Его нельзя откладывать, а нужно каждый раз совершенствовать.

И можно сказать, что лидер не может себе позволить применение одного и того же стиля руководства в различных ситуациях. Т.е. руководитель должен умело пользоваться всеми стилями руководства, ориентируясь на реальность, что подтверждает утверждение о том, что лидерство – это искусство.

По определению О.С. Виханского и А.И. Наумова, «менеджер – это член организации, осуществляющий управлен­ческую деятельность и решающий управленческие задачи».[1] Можно утверждать, что менеджеры являются клю­чевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что в организации выпол­няются различные функции, и наконец, с тем, что существуют раз­личные виды управленческой деятельности.

Организация не может существовать без менеджеров, и для этого существует ряд причин:

  1. менеджеры обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
  2. менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
  3. менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;
  4. менеджеры обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;
  5. менеджеры являются основным информационным звеном связи организации с окружением;
  6. менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
  7. менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.

Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей. Среди них можно выделить три ключевые роли.

Во – первых, это роль по принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право приня­тия управленческих решений имеет только менеджер. Будучи наделенный правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. Менед­жер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Это бывает зачастую сделать гораздо труднее, чем рассчитать оптимальное решение.


Во – вторых, это информационная роль, состоящая в том, что ме­неджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, рас­пространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, очень сильно зависит результат его работы.

В – третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их уси­лия и, наконец, выступающего в качестве представителя организа­ции. Менеджер должен быть менеджером, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить.

Положение руководителя в организации неотделимо от понятия власти.

Способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Власть может существовать, но не использоваться. Если сотруд­ник работает по правилам, то у начальника нет необходимости при­менять к нему имеющуюся у него власть.

Власть часто используют как синоним термина «авторитет». Это не совсем верно. Авторитет это власть, возникшая на формальной основе, как данная кому - то и принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и считают правильным.

Личная власть – это степень уважительного, хорошего и предан­ного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных. Она ос­новывается на близости целей. Рассмотрим источники власти в организации. Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти – то, через что данная основа используется.

Личность менеджера неотделима от лидерских функций.

Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, исполь­зует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управле­ния основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораз­до более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство пред­полагает наличие в организации последователей, а не подчиненных.


1.2. Методы оценки руководителя и ее критерии

Объективная оценка труда руководителя является составным элементом эффективности менеджмента. Она представляет собой целенаправленный процесс установления соответствия работника требованиям рабочего места и должности данного руководителя. Оценка труда дает возможность воздействовать на мотивацию, корректировать деятельность, планировать обучение, повышение квалификации, карьеру, принимать решения о вознаграждении, продвижении и увольнении сотрудников.

В общем виде оценка руководителя проводится для выявления степени соответствия качеств руководителя и результатов его деятельности предъявляемым требованиям. При оценке выявляется трудовой потенциал работника, степень его использования, соответствие работника занимаемой руководящей должности, его готовность и способность занять более высокую должность. В процессе оценки выявляется эффективность трудовой деятельности и значимость руководителя для организации.

Основными критериями оценки являются: комплексность (всесторонний подход к оценке), приоритетность (выделение главных моментов), непрерывность (регулярность проведения оценки), сравнимость показателей оценки во времени, надежность и справедливость оценки.

Задача деловой оценки труда руководителя состоит в выявлении его трудового потенциала, степени использования этого потенциала, соответствия труда руководителя занимаемой руководящей должности, его готовности занять другую конкретную должность. Деловая оценка непосредственно связана с повышением эффективности хозяйственной деятельности организации или возглавляемого подразделения, так как по результатам оценки появляется возможность:

1) совершенствования форм и методов работы руководителей и специалистов;

2) формирования положительного отношения к труду, повышения степени удовлетворенности работой.

Деловая оценка руководителя направлена на решение следующих управленческих проблем:

1) подбор кадров (оценка квалификации и личностных качеств претендентов);

2) определение степени соответствия занимаемой должности (аттестация сотрудников, анализ рациональной расстановки кадров, оценка полноты и четкости исполнения должностных обязанностей, оценка сотрудников после прохождения испытательного срока или стажировки);

3) улучшение использования кадров (определение степени загрузки сотрудников и использования их квалификации, совершенствование организации управленческого труда), выявление вклада сотрудника в результаты труда (организация поощрения и установление меры взыскания);