Файл: Основы проектирования программ. Этапы создания программного обеспечения).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
• начать с наивысшего уровня абстракции, определив вход, выход, обработку;
• соединить каждый элемент входа и выхода с соответствующей обработкой;
• документировать каждый элемент системы, используя диаграммы;
• детализировать диаграммы, используя шаги 1 - 3.
г) Объектно-ориентированная методология проектирования.
Основана на концепции упрятывания информации и абстрактных типов данных. Рассматриваются данные, модули и системы в качестве объектов. Каждый объект содержит некоторую структуру данных с набором процедур, знающих как работать с этими данными. По этой методологии создаются абстракции по заданной проблемной области:
· определение проблемы;
· развитие неформальной стратегии, удовлетворяющей требованиям к системе;
· формализация стратегии;
· создание объектов и их атрибутов;
· определение операций над объектами;
· установка интерфейсов;
· реализация операций.
Построение модели в большинстве случаев является непростой задачей. Чтобы приобрести опыт в моделировании, необходимо изучить как можно больше известных и удачных моделей.
При построении моделей, как правило, используют два принципа: дедуктивный (от общего к частному) и индуктивный (от частного к общему).
Рис. 3.3. Схема построения модели при дедуктивном способе
При дедуктивном подходе (рис.3.3) рассматривается частный случай общеизвестной фундаментальной модели. Здесь при заданных предположениях известная модель приспосабливается к условиям моделируемого объекта. Например, можно построить модель свободно падающего тела на основе известного закона Ньютона та = mg - Fcoпp и в качестве допустимого приближения принять модель равноускоренного движения для малого промежутка времени.
Рис. 3.4. Схема построения модели при индуктивном способе
Индуктивный способ (рис.3.4) предполагает выдвижение гипотез, декомпозицию сложного объекта, анализ, затем синтез. Здесь широко используется подобие, аналогичное моделирование, умозаключение с целью формирования каких-либо закономерностей в виде предположений о поведении системы.
Технология построения модели при индуктивном способе:
1) эмпирический этап
• умозаключение;
• интуиция;
• предположение;
• гипотеза.
2) постановка задачи для моделирования;
3) оценки; количественное и качественное описание;
4) построение модели.
Разработка алгоритма - самый сложный и трудоемкий процесс, но и самый интересный в творческом отношении. Выбор метода разработки зависит от постановки задачи, ее модели. (О некоторых приемах и методах разработки алгоритмов говорилось ранее в гл. 1 и будет сказано в следующих разделах данной главы.) На этом этапе необходимо провести анализ правильности алгоритма, что очень непросто и трудоемко. Наиболее распространенная процедура доказательства правильности алгоритма — это прогон его на множестве различных тестов. Однако, это не гарантирует того. что не может существовать случая, в котором программа «не сработает». В общей методике доказательства правильности алгоритма предполагают, что алгоритм описан в виде последовательности шагов. Для каждого шага предлагается некое обоснование его правильности для всех подходящих входных (условиях до данного шага) и выходных данных (условиях после этого шага). Затем предлагается доказательство конечности алгоритма с окончательными исходными входными и выходными данными.
На этапе реализации алгоритма происходит конструирование и реализация алгоритма, включая:
• кодирование;
• интеграцию;
• тестирование (сертификацию).
По сути, проводится перевод проекта в форму программы для конкретного компьютера, сборка системы и ее прогон при тестовых и нормальных условиях для подтверждения ее работы в соответствии со спецификациями системы. Этот этап зависит от того, какой язык программирования выбран, на каком компьютере алгоритм будет реализован. С этим связаны выбор типов данных, вводимых структур данных, связь с окружающей средой и т. п. Важно осознавать интерактивность, вид транслятора (компилятор или интерпретатор), наличие библиотек подпрограмм, модулей и объектов.
Анализ алгоритма и его сложности необходим для оценки ресурсов компьютеров, на которых он будет работать, времени обработки конкретных данных, приспособления в работе в локальных сетях и телекоммуникациях. Хотелось бы также иметь для данной задачи количественный критерий для сравнения нескольких алгоритмов с целью выбора более простого и эффективного среди них.
Перед началом эксплуатации программы необходим этап ее отладки и тестирования.
Тестирование — это процесс исполнения программ с целью выявления (обнаружения) ошибок. Тестирование - процесс деструктивный, поэтому считается, чти тест удачный, если обнаружена ошибка. Хорошим считается тест, который имеет большую вероятность обнаружения еще не выявленной ошибки. Удачным считается тест, который обнаруживает еще не выявленную ошибку.
Существуют различные способы тестирования программ.
Тестирование программы как «черного ящика» (стратегия «черного ящика» определяет тестирование с анализом входных данных и результатов работы программы). Критерием исчерпывающего входного тестирования является использование всех возможных наборов входных данных.
Тестирование программы как «белого ящика» заключается в стратегии управления логикой программы, позволяет использовать ее внутреннюю структуру. Критерием выступает исчерпывающее тестирование всех маршрутов и управляющих структур программы.
Разумная и реальная стратегия тестирования - сочетание моделей «черного» и «белого ящиков».
Принципы тестирования:
• описание предполагаемых значении выходных данных или результатов должно быть необходимой частью тестового набора;
• тесты для неправильных и непредусмотренных входных данных следует разрабатывать так же тщательно, как для правильных и предусмотренных;
• необходимо проверять не только делает ли программа то, для чего она предназначена, но и не делает ли она то, что не должна делать;
• нельзя планировать тестирование в предположении, что ошибки не будут обнаружены;
• вероятность наличия необнаруженных ошибок в части программы пропорциональна числу ошибок, уже обнаруженных в этой части;
• тестирование - процесс творческий.
При разработке программ очень полезным бывает метод «ручного тестирования» без компьютера на основе инспекции и сквозного просмотра (тестирование «всухую»).
Инспекция и сквозной просмотр — это набор процедур и приемов обнаружения ошибок при чтении текста.
Основные типы ошибок, встречающихся при программировании:
• обращения к переменным, значения которым не присвоены или не инициализированы;
• выход индексов за границы массивов;
• несоответствие типов или атрибутов переменных величин;
• явные или неявные проблемы адресации памяти;
• ошибочные передачи управления;
• логические ошибки.
При проектировании процедуры тестирования предусматривают серии тестов, имеющих наивысшую вероятность обнаружения большинства ошибок. Для целей исчерпывающего тестирования создают эквивалентные разбиения входных параметров. причем предусматривают два класса: правильные входные данные и неправильные (ошибочные входные значения). Для каждого класса эквивалентности строят свой тест. Классом эквивалентности тестов можно назвать такое множество тестов, что выполнение алгоритма на одном из них гарантирует аналогичный результат прогона для других.
Особое внимание необходимо уделять тестам на граничных условиях. Граничные условия — это ситуации, возникающие непосредственно на, выше или ниже границ входных и выходных классов эквивалентности (т.е. вблизи границ эквивалентных разбиений). В частности, примерами классов эквивалентных тестов для алгоритма решения квадратного уравнения могут служить следующие классы: множество действительных, отличных от нуля, чисел а, b, с, таких, что b∙b - 4∙а∙с < 0; множество чисел а = 0, b и с не равны нулю; b = 0, а и с не равны нулю, и т.п.
Сам процесс тестирования может быть пошаговым и/или монолитным. В том и в другом случае используют стратегии нисходящего тестирования, - начиная с верхнего, головного модуля, и затем подключая последовательно другие модули (аппарат заглушек), и восходящего тестирования, начиная с тестирования отдельных модулей.
В процессе отладки программы используют метод грубой силы - использование выводов промежуточных данных по всей программе (трассировка) или использование автоматических средств. Например, в Турбо-Паскале имеется в наличии мощный аппарат автоматической отладки программ (режим DEBUG).
Есть золотое правило программистов - оформляй свои программы в том виде, в каком бы ты хотел видеть программы, написанные другими. К каждому конечному программному продукту необходимо документированное сопровождение в виде помощи (help), файлового текста (readme.txt).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была рассмотрена общая информация касательно программирования и его истории, основы проектирования программного обеспечения и этапы создания программного обеспечения.
Чтобы достичь успеха в любом деле, нужно планировать каждое свое действие. Аналогично происходит и в программировании. Для того чтобы получить желаемый результат и не потерять вложенные средства, при реализации нового проекта необходимо тщательно проработать и спрогнозировать развитие событий на всех его этапах.
Разработка программных средств – одна из основных задач сегодняшнего времени, сейчас технологии постоянно усовершенствуются, а с ними должны развиваться и программные средства, и технологии их разработки. И прогресс очевиден: еще несколько десятков лет назад компьютер был лишь неким нереальным и придуманным образом в произведениях фантастов, а сейчас – он – неотъемлемая часть жизни современного человека.