Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятие «невербальные проявления»).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
Мировоззрение человека, его чувства и восприятие мира очень важны. Если он оптимист и мыслит позитивно, то реакция на большинство ситуаций будет положительной или нейтральной. Если он относится к окружающей среде с недоверием и презрением, он склонен реагировать отрицательно. Эмоциональный опыт приобретается в жизни и зависит от общества и культуры, в которых живут люди. Где-то нормой считается открытое и насильственное выражение своего внутреннего состояния, а где-то это признак плохого воспитания и неуважения[23].
Правое полушарие мозга отвечает за эмоции. Получив информацию из окружающей среды, мозг сначала анализирует и распознает ее. Затем он дает обратный сигнал, на который указывает изменение в поведении. Например, человек уже достиг желаемой цели-сдал экзамен. Тесты на оценку мозга получили выраженное положительное явление. И обратной реакцией будет радость. Это отражается на лице в виде улыбки, в виде расслабления, в виде выдоха облегчения. Кто-то даже может прыгать от радости и обнимать друзей. Кто-то воздержится от такой реакции и будет управлять только улыбкой и довольным выражением лица[24].
Функции эмоций представлены схематично на рис.7.
Рис.7. Функции эмоций
Любой переживание отражается в теле человека:
- Чувства становятся острее.
- Повышается уровень адреналина в крови;
- Прилив крови;
- Изменение размера зрачка;
- Дыхание становится все быстрее;
- Мышцы напрягаются[25].
Именно так мозг подготавливает тело к быстрому реагированию на ситуации, например, в опасных ситуациях. Опыт всегда субъективен. Они зависят от индивидуального характера и многих других факторов. Каждый по-своему реагирует на одну и ту же ситуацию и оценивается со своего места. Поэтому эмоциональная реакция будет разной[26].
Разделение видов эмоций по происхождению представлено схематично на рис.8.
Рис.8. Виды эмоций по происхождению
К. И. Додонова предлагает классификацию эмоций по человеческим потребностям. Данная классификация представлена на рис.9.
Рис.9. Классификация эмоций (по К.И. Додоновой)
Также стоит рассмотреть основополагающие эмоции человека. Схематично можно представить их на рис.10.
Рис.10. Основные эмоции человека
Производные эмоции представлены на рис. 11.
Рис.11. Производные эмоции
Эмоции способствуют процессу социализации и адаптации. Их внешние проявления очень важны для общения с другими людьми. Они влияют на настроение, поведение, мотивацию и восприятие окружающего мира. Психологически очень важно, чтобы эмоции нашли выход. Внутренний опыт должен быть выражен извне. Их нужно вылить наружу. Именно так можно достичь душевного равновесия. Особенно если они отрицательные. Но даже положительные эмоции должны быть выражены. Если вы не бросаете радость, она может превратиться в обиду.
Что касается негативов, то если вы будете хранить их в течение длительного времени, то могут возникнуть моменты переполнения. Простая обида превратится в гнев, во всяком случае, она найдет выход. Просто гораздо позже, в другом контексте. Кроме того, объектом самовыражения может быть абсолютно невиновный человек. Тогда вам будет стыдно за свое поведение.
Человек, который долгое время ни с кем не делится своими переживаниями, становится подавленным, замкнутым и раздражительным.
Итак, эмоции – это химический процесс, который регулирует психологические аспекты жизни. Они вызывают реакцию на раздражители, как меру удовлетворения и внутренней ориентации. Они могут вдохновить на великие дела и вызвать депрессию.
3. Способы невербальных проявлений эмоций человека
В качестве примеров для исследования способов невербального проявления эмоций были выбраны телевизионные передачи.
Телевидение играет огромную роль для человека, ведь оно создает вторую реальность, которая является значимой для человека, для того чтобы сохранять равновесие в реальном мире.
Телевидение способно перенести человека в любую точку земного шара; предоставляет свободу выбора информации, даёт человеку возможность пережить эмоции и впечатления, которых он лишен в реальной жизни.
Главным результатом деятельности телевидения является повышение визуальных стимулов. Восприятие телевизионных образов - происходит на сознательном и на бессознательном уровне. Для телевидения характерно появление людей-стимулов, которые «создают» судьбы многих зрителей. Зритель сам вправе выбирать, кто, по его мнению, заслуживает доверие, а кто нет. Образ коммуникатора – является важной частью телепередачи.
Человек на экране является не только объектом оценивания, но и субъектом общения, таким образом коммуникатор в передачи с телезрителями подчиняется таким же правилам, как и отношение людей в межличностной коммуникации.
Коммуникатор вначале выступает партнер по общению, а после уже как специалист в какой-то сфере деятельности. Транслируемый с экрана образ коммуникатора это тщательно проработанный прототип публичной персоны. Прочтения телезрителями этого образа, его восприятия формируют имидж публичной персоны.
Для политических деятелей невербальная коммуникация играет значительную роль. В настоящее время телевидение, репортажи о президентских предвыборных компаниях привлекают свое внимание как кандидатов, так и избирателей к роли невербального поведения.
Молодые, энергичные кандидаты, завоевывают любовь публики своим невербальным обаянием[27].
В настоящие дни на людей большое влияние оказывают такие телепередачи как новости, к ним относится программа «Время».
Данная программа предназначена для предоставления информации о каких-либо значимых событий, происходящих на территории страны и за рубежом.
В ходе трансляции ведущий рассказывает о событиях, и в то же время он обязан излагать новости с объективностью, чтобы донести до аудитории информацию, не исказив ее собственными переживаниями и эмоциями, которые они у него вызывают. Это является одной из причин, что ведущий новостей должен быть сдержан не только в эмоциях и невербальных проявлениях, но и во внешнем виде.
Классическим и довольно популярным образом ведущего новостей является образ Екатерины Андреевой. Она ведет программу «Вести» на Первом канале. За долгие годы работы на телевидении ей удалось создать образ человека, которому телезритель может доверять и верить. Также и в одежде ведущая строга и сдержана.
Ведущая программы «Время» всегда носит костюм с длинным рукавом, ее волосы убраны, а макияж носит естественный вид. Таким образом, она не отвлекает зрителя от получения новостей своим внешним видом.
Также стоит отметить, что ведущая располагает грамотной речью, тембр голоса спокойный и уверенный, жесты и мимика сдержаны. Все это влияет на доверие зрителя как ведущей, так и самой программе.
Другим ярким и популярным примером выступает ведущий канала Россия, а именно Андрей Малахов. Он является ведущим программы «Прямой Эфир». Программа нацелена на обсуждение острых тем как простых людей, их жизненных ситуаций, так и популярных личностей.
В отличие от первого рассматриваемого примера, у Андрея Малахова нет строгих ограничений во внешнем виде, а также в невербальном способе проявления эмоций. Так он может использовать в программе яркий образ.
Внешний вид ведущего приятен, он использует в образе различные яркие аксессуары, ухожен. Образ ведущего непринужденный и дружелюбный. Так ему удается расположить людей к себе, чтобы они стали ему доверять. Однако внешний вид ведущего с одной стороны предназначен для привлечения к программе женской аудитории.
Телеведущий уверен, силен и харизматичен. Несмотря на возникающие во время эфира различные напряженные ситуации, ведущий остается спокойным, поддерживая свой образ.
Благодаря сильному и четкому голосу, а также выражениям лица, ведущий демонстрирует свои эмоции, но в то же время умеет сохранят равновесие, не высказывает резких реплик или волнений. Так Андрею Малахову и удалось получить доверие зрителя.
Невербальное общение, рассмотренное на примере ведущих популярных каналов, дает возможность прийти к выводу, что данные образы соответствуют формату собственных программ.
Невербальное проявление эмоционального состояние ведущих на телевидении в общем может быть различным. Рассматриваемые выше примеры указывают на сдержанность, спокойствие вне зависимости от возникающих ситуаций в эфире. Но есть такие передачи, где не только гости проявляют агрессивность и гнев в своих эмоциях, сопровождая различными жестами и яркой мимикой свои речи, но и ведущие не всегда сдерживают свои эмоции, переходят на агрессивное поведение, сопровождаемое криками и оскорблениями.
Можно сделать вывод, что невербальное общение на телевидении является основной частью создания полноценной телевизионной программы и создания положительного образа ведущего, диктора и так далее.
Важным источником информации в коммуникативном процессе в сфере рекламной деятельности являются жесты. С огромной осторожностью стоит применять жесты в рекламе[28].
Ещё большую роль в процессе осуществления рекламной деятельности играет тактильная коммуникация. Прикосновения к партнеру, направлены с целью привлечения внимания партнера, установления более близкого контакта и снятия напряжения. Тактильная система состоит из прикосновений, поцелуев, объятий и рукопожатий.
Рукопожатие бывает мужское, женское и смешанное. Очень слабое, неуверенное рукопожатие говорят о недостатке авторитета, слишком сильное рассказывает об агрессивности, а это очень важно учитывать при создании рекламы.
Объятия: официальные – прикосновение корпуса или же душевные. Душевные объятия применяются в рекламе товаров для семьи. Потребителям недостаточно тепла и ласки, они мечтают оказаться в объятиях любимых рук и почувствовать состояние защищенности с приобретением товара.
Поцелуй является невинной демонстрацией нежности, чувственности. Поцелуи активируют иммунную систему с помощью выработки нейропептидов, которые способны уничтожить бактерии). Таким образом, человек способен защититься от болезней, депрессий и повышается гормон счастья. Специалисты по рекламе не могли обойти это стороной и не воспользоваться таким положительным методом.
Разговор руками. Использование рук во время разговора является средством усиления выразительности речи, способом сделать акцент на отдельные моменты. Жестикуляцию рук в рекламе стоит также осторожно использовать, как и другие способы выражения эмоций.
Таким образом, невербальная коммуникация всегда была, и будет являться, одной из важнейших составляющих общества. Можно смело говорить, что на данный момент наблюдается большая эффективность применения невербальной коммуникации как выразительного средства рекламы, кино, и телевидения. Она помогает людям, понять и подробно изучить свои невербальные средства общения, понять, что следует и какие невербальные сигналы будут располагать к ним других людей.
Невербальная коммуникация, применяемая также в рекламе, кино и на телевидении помогает составить целостную картину об увиденном, это может быть телевизионная передача или художественный фильм.
С помощью невербальной коммуникации реципиенту становятся открытыми бескрайние возможности познания самого коммуникатора, даже избегая невербального сообщения.
Заключение
В результате проведенного исследования, были получены следующие выводы, указанные далее.
Средством общения выступают способы кодирования и передачи, а также обработки информации, которая поступает от одного человека другому в процессе осуществления коммуникации.
Кодирование информации в свою очередь является способом передачи этой информации. Между людьми информация может передаваться различными способами, в том числе вербальными и невербальными.
Невербальная коммуникация - это коммуникация, которая не использует слова (через образы, интонации, жесты, мимику). Инструментами воздействия на человека являются: взгляд; межличностное пространство; оптические и кинестетические сигналы (мимика, внешний вид собеседника, миметика); околоречные факторы-диапазон речи, качество звука, тембр; голос снаружи (смех, ритм речи, пауза).