Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 490
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Основные теоретические направления исследования общения в социальной психологии
1.2 Формы, виды и функции общения
2. Взаимодействие во время общения
2.1 Общая характеристика взаимодействия
2.2 Сущность и социальная роль взаимодействия людей
ВВЕДЕНИЕ
Проблематика общения занимает одно из центральных мест в структуре психологического знания, являясь давней и традиционной темой теоретических и экспериментальных исследований. Особо пристального внимания требует проблема общения. Профессиональная деятельность в реальных условиях является частью совместной деятельности, ее успешное осуществление предполагает умение сотрудничать с другими людьми, устанавливать с ними доверительные, диалогичные отношения.
Научный анализ проблем общения как никогда актуален для нашего общества, переживающего очередной переломный момент, характеризующийся острым кризисом системы индивидуальных и общественных ценностей, поиском национальной идентичности, путей построения нового общества.
Роль общения в жизни отдельного человека и человечества в целом переоценить трудно. Несмотря на многочисленные исследования, в той или иной мере раскрывающие его содержание, только признание его роли в человеческом бытие, позволяет в полной мере оценить значимость этого явления в человеческой жизни. Это отмечалось не только в экзистенциально-гуманистической психологии, но и классиками отечественной психологии, которые, однако, отмечали, что для осуществления онтологического анализа психологических явлений необходимо, чтобы психология стала наукой о человеке, а не о психических явлениях; стала понимать происходящее в мире; развитие ее должно идти не по отраслям, а по проблемам, сближающим общую психологию, социальную, историческую и другие области психологического знания; апеллировала бы к «вершинным» проблемам психологии; ушла от излишней естественно научности; обратилась бы к системности, где большая роль будет отводиться связи психологии с этикой, аксиологией.
Феномен общения как форма бытия и проявления активности человека, как особый способ существования культуры, интерперсональный творчески-нормативный диалог, осуществляемый в определенных рамках времени и пространства и обусловливающий возможность многообразных социальных изменений как в материальной, так и духовной сферах жизнедеятельности людей, предстает как реальное социальное взаимодействие, являющееся объективно-необходимым механизмом воспроизводства общественных отношений. Сама структура этих отношений может существовать постольку, поскольку она воссоздается в реальном общении людей друг с другом.
Общение – это особая форма взаимодействия, возможная между, как минимум, двумя разумными существами (это не обязательно люди), в результате которого происходит обмен информацией, выраженной в тех или иных формах. Известно множество различных систем передачи информации, одной из которых является язык, то есть, человеческая речь. Существуют и другие системы обмена информацией, дополняющие речевое общение (жесты, цвета, запахи, однако следует помнить, что в разных культурах их значение различно). Таким образом, можно сказать, что общение – это особая форма деятельности нескольких существ, приводящая к возникновению психических контактов и связей, которые обеспечивают взаимный обмен информацией. Зачастую общение происходит с различными эмоциональными проявлениями, однако, эмоции не обязательный компонент общения.
Чтобы лучше общаться, во-первых, надо просто общаться. Делать это чаще. Чтобы повышать качество общения, лучшая форма для этого - личностные (психологические) тренинги и работа, где качественное общение обязательно.
«Компетентность в общении» — понятие лукавое. Успешное общение состоит из многих десятков составляющих, причем список этих составляющих меняется от ситуации к ситуации, и о компетенции всерьез можно говорить только относительно какого-то конкретного умения или группы умений и только в определенной области. Умение слушать, впрочем, среди всех коммуникативных умений занимает особое, почетное место.
Общение бывает очень разнообразным, различаясь по средствам, отличаясь по ситуации общения и тому, кто общается. Мужское общение отличается от женского, бытовое - от корпоративного. Общение бывает вербальное и невербальное. Общением является и танец, и секс, поскольку общение — это вовсе не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов друг к другу или от…
Общение как взаимодействие еще далеко не полно изученная тема поэтому она бесспорно является актуальной в настоящее время. Многие ученые изучающие вопросы психологии посвятили этому вопросу множество своих трудов, но так до конца и не смоги постичь все тайны общения.
Целью курсовой работы является изучение общения как взаимодействия. Объектом исследования является процесс общения. Предметом исследования является общение как взаимодействие.
Задачи исследования: изучить основные теоретические направления исследования общения в социальной психологии, а также виды, формы, тактику и функции общения, изучить взаимодействие, его описание, подходы, виды, психологию завязывания отношений во время взаимодействия.
В процессе написания курсовой работы использовались учебные пособия, монографии, публикации в отечественных и зарубежных журналах в области психологии, статьи из научно-исследовательских журналов, публикации.
Последовательное выполнение указанных целей и задач определили структуру курсовой работы, она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Психология общения
1.1 Основные теоретические направления исследования общения в социальной психологии
Психология общения в настоящее время представляет собой одну из наиболее интенсивно разрабатывающихся научных областей. Учеными разных стран проведено большое количество исследований общения, раскрывающих его феноменологию, структуру, процессуальные особенности и закономерности [8, с. 44-45]. Однако многочисленность теорий, теоретических подходов и концептуальных моделей затрудняет целостное понимание общения и требует их систематизации, что можно сделать, учитывая используемые авторами парадигмы. Парадигма представляет собой модель постановки проблем, принятую в качестве образца решения исследовательских задач и влияющую на построение теорий и специфику соответствующих им эмпирических доказательств [17, с. 145-147].
В области психологии общения накоплено большое количество исследований, раскрывающих его феноменологию, структуру, процессуальные особенности и закономерности. В ходе аналитического осмысления отечественными и зарубежными учеными создан ряд теорий, теоретических подходов и концептуальных моделей, которые могут в совокупности при их систематизации позволить понять природу, функции, структуру и механизмы разных видов и форм общения. Для этого необходимо провести их предварительный анализ и классификацию [17, с. 148-149].
Существующие исследования общения можно классифицировать, используя разные критерии, среди которых существенное значение имеют методологические принципы и парадигмы. Парадигмы определяют особенности построения психологических теорий и специфику соответствующих им эмпирических доказательств, они дают основание объединить в то или иное направление (или ориентацию) целый ряд теоретических подходов и концепций в силу того, что в них используется одинаковый понятийный аппарат и применяются сходные методы исследования [9, с. 48-54].
В последние десятилетия минувшего столетия, заключительного века в ушедшем тысячелетии, проблема общения была «логическим центром» психологической науки. Исследование этой проблемы открыло возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показало социальную обусловленность психики и образа жизни индивида. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности [10, с. 12-13].
Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности [10, с. 29-32]. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности. Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется − от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. В то же время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека носят индивидуальный характер и определяются как личностными особенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами. Само общение, его внутренняя динамика и закономерности развития выступают специальным предметом многих исследований. Итак, исходным концептуальным основанием психологического исследования общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической сферы индивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения и развития социально- психологических явлений [2, с. 47-49].
Проблема общения в отечественной социальной психологии не решается простым суммированием его составляющих. По мнению психологов, через общение реализуется вся система отношений человека. Отношения человека к окружающему миру всегда опосредованы его отношением к людям и обществу. Общение одновременно существует и в структуре общественных и межличностных отношений. Наиболее изучено в рамках социальной психологии общение как реализация межличностных отношений [2, с. 29-31].
Развитие общения в мире определяется развитием всех общественных процессов. Оно меняется вследствие совершенствования средств технической связи, а также из-за изменения социальных функций человека. Преобладавшее ранее непосредственное общение в настоящее время все больше заменяется опосредованным и становится более массовым. Само же непосредственное общение характеризуется увеличением вынужденных контактов между людьми. Общение может происходить на различных уровнях, что определяется особенностями личности, ситуации, общей культурой и др. [7, с. 65-68].
Фатический (от лат. fatuus – «глупый») – самый примитивный уровень общения, предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора. Не предполагает глубокого смысла и не отличается содержательностью, не несет новой информации. В то же время важен в стандартных ситуациях. Часто определяется этикетом.
Информационный – осуществляется обмен информацией, сопровождающийся мыслительной, эмоциональной или поведенческой активностью человека. Преобладает в условиях совместной деятельности или дружеской встречи. Способствует активному включению человека в процесс коммуникации.
Личностный (духовный) уровень – взаимодействие, в процессе которого субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Такое общение возможно лишь при позитивном отношении к себе, другим и миру в целом [6, с. 321-322].
Отличительной особенностью человека является общение с самим собой. Это чисто индивидуальное общение, предполагающее особую точку зрения на самого себя и окружающее, которая может меняться. В ходе такого разговора человек мысленно может общаться с тем, с кем общался недавно, продумывать тактику будущего общения и т. п. В рамках социальной психологии уместна следующая классификация видов общения: межличностное, групповое и межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, прямое и опосредованное, терапевтическое и ненасильственное [9, с. 296-300].
В последние годы наиболее актуальным является вопрос рассмотрения общения с позиций гуманистической психологии, в основе которой лежат открытость и искренность контактов.
Таким образом, исследования по психологии общения ведутся во всем мире весьма интенсивно по большому числу направлений и охватывают значительный круг проблем. Существующее обилие объясняющих общение теорий среднего ранга нуждается в систематизации, которая необходима для понимания его феноменологии, механизмов, закономерностей и функций [16, с. 126-128].
1.2 Формы, виды и функции общения
Общение обладает многими функциями и это порождает разнообразие его видов и форм. Но, когда вы начнете разговор не в подходящем стиле, то, маловероятно, что удастся создать дружескую атмосферу между вами и собеседником [3].
Формы общения: внутриличностного характера; между группой людей.
Человеку дана возможность вести беседу благодаря как вербальным методам, так и языку телодвижений. Также следует отдельно выделить материальную коммуникацию как форму взаимоотношений. Связь между индивидуумами с помощью общего труда – вот, что она собой представляет.