Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Теоретические аспекты профессионального стресса в управленческой деятельности).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
5. Съешьте здоровую пищу
Находясь дома, съешьте фрукты, молоко и арахис – эти продукты оказывают успокаивающий эффект на наше тело.
6. Используйте специи
Такие специи, как кардамон и корица, также помогают справиться с напряжением и снимают стресс.
7. Пейте травяные чаи
Травяной чай из ромашки, жасмина, или просто зеленый, имеют не только приятный аромат, но и успокаивающе влияют на наш организм.
8. Выполняйте упражнения
Упражнения также помогают вашим психологическим и умственным способностям справиться со стрессом, будь то утренняя зарядка, бег на месте или любые другие умеренные физические нагрузки. Не даром говорят «В здоровом теле – здоровый дух».
9. Встречайтесь с друзьями
В тяжелые минуты встреча старых друзей может здорово поднять настроение и вывести из стресса. Близкие люди всегда поддержат и помогут советом.
10. Будьте позитивны
И наконец, самое главное – правильно питаться, правильно спать и правильно думать! И принять положительное отношение к себе и к своей жизни. Как говорят «чтобы нахмуриться необходимо задействовать аж 72 мышцы, чтобы улыбнуться – всего 14». Улыбайтесь, ведь это так просто!
Завершение (15 – 20 минут)
Упражнение «Мой способ» (4 минуты)
Участникам тренинга предлагается придумать одну позитивную, успокаивающую, оптимистичную фразу – самоприказ, которую они смогут использовать для преодоления некоторых стрессовых ситуаций в своей жизни.
Обсуждение: подросток называет придуманную им фразу и ситуации, в которых она может быть использована.
Игра «Круглый тест»
По команде ведущего все участники выполняют следующее:
1. Рисуют небольшой круг (каждый на своем листке).
2. Делят весь листок на 4 сектора через центр круга. Линии должны выходить за пределы круга.
3. В каждом секторе пишем по одной из букв: П, Р, С, Л.
4. Вокруг первого круга рисуем второй (если все было сделано правильно, то второй круг должен получиться уже разделенным на 4 сектора).
5. В каждом из этих четырех секторов пишем по одной из цифр: 1, 2, 3, 4.
6. Рисуем следующий круг (опять же вокруг предыдущего) и в полученных 4-х секторах пишем по одному зверю (здесь подразумевается, что звери - это и рыбы, и насекомые, и птицы, и т.д.)
7. Рисуем следующий круг (опять же вокруг предыдущего) и в полученных 4-х секторах пишем по одной из черт характера человека. Например: жадность, злость, доброта и т.д.
8. Рисуем последний круг или просто вписываем в оставшиеся секторы четыре пословицы или поговорки (а также это могут быть крылатые фразы, приколы типа «с русского радио»).
Теперь расшифровка!!!
В первом круге: П - постель, Р - работа, С - семья, Л - любовь.
Второй круг вам расскажет о том, что у вас по жизни стоит на 1-ом, 2-м, 3-ем и 4-ом месте. Например, постель - на 1-ом месте, любовь - на 2-ом, семья - на 3-ем, ну а работа...
Третий и четвертый круг надо читать вместе. Т.е. читаете черту характера, затем животное и смотрите, к какому сектору это сочетание относится. Например, жадный кролик в постели, щедрый тигр в любви, справедливая лошадь в семье и честный ежик в работе. Ну, а последний круг характеризует вас в той или иной области одной крылатой фразой или пословицей. Например, постель - один в поле не воин, любовь - баба с возу…
В общем, получается очень смешно!!! Главное - читать в слух!!! Чем больше компания, тем больше смеха!!!
Программа основывается на принципе постепенности: каждое последующее занятие логически вытекает из предыдущего. Благодаря этому, постепенно углубляется в процесс познания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я», что является основанием для позитивного общения.[23]
Структуру программы можно определить следующим образом:
- диагностический этап - получение и осмысление учащимися новой информации о себе;
- формирующий этап - выстраивание нового типа отношений с самим собою и окружающими;
- закрепление нового позитивного опыта общения и избавление от негативных способов реагирования.
Данная программа рассчитана на руководителей образовательной организации, и предполагает решение следующих задач:
- вооружить системой понятий и представлений, необходимых для анализа собственного поведения, группового взаимодействия, социально-психологических ситуаций;
- дать возможность познать свои слабые и сильные стороны во взаимодействии с другими людьми;
- формировать умение организовывать оптимальное общение, контролировать эмоциональную и поведенческую реакцию;
- развивать навыки рефлексии и обратной связи.
По завершению второго этапа работы с руководителями образовательной организации была проведена повторная диагностика, которая позволила выявить степень результативности успешного формирования стрессоустойчивости у руководителей ОГКОУ ВШ. (Смотри Таблицу 2)
Таблица 2
Сопоставление уровней стрессоустойчивости у руководителей образовательной организации на начало и конец эксперимента.
Уровни стрессоустойчивости |
Шкала профессионального стресса |
Экспресс–диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя |
||||||
Количество руководителей |
Количество руководителей |
|||||||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
|||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
Высокий |
1 |
33 |
0 |
0 |
2 |
66 |
0 |
0 |
Средний |
2 |
66 |
2 |
66 |
1 |
33 |
2 |
66 |
Низкий |
0 |
0 |
1 |
33 |
0 |
0 |
1 |
33 |
Таким образом, по завершению формирующего этапа данной курсовой работы была выявлена значимость данного исследования.
Из таблицы видно, что созданные условия оказывают положительное влияние по снижению стресса у руководителей образовательной организации.
Для поддержания стрессоустойчивости у руководителей областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Вечерняя школа» даны рекомендации по управлению стрессом в образовательной организации. (Смотри приложение В)
Заключение
Стресс - неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого человека. Стрессом обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры[24].
В управленческой деятельности число стрессоров очень велико, по своему содержанию они специфичны. К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести факторы информационной нагрузки; информационной неопределенности; ответственности; фактор дефицита времени; межличностных конфликтов; факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов; фактор полифокусности управленческой деятельности;
В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее, компонент при определенных условиях может становиться стресс-фактором. И важную роль для сохранения высоких показателей психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках играет стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость - это сопротивляемость человека стрессовым воздействиям. Важной стороной стрессоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности деятельности при стрессовом усложнении условий.
Со стрессовыми состояниями тесно взаимосвязаны, а часто являются их причинами состояния иного типа - фрустрационные, а так же эмоциональная устойчивость. Фрустрационные состояния возникают в случае блокады невозможности достижения тех или иных значимых для личности целей. Фрустрации наиболее специфичны именно для управленческой деятельности.
Эмоциональная устойчивость значимо возрастает в зависимости от управленческого стажа. В ходе профессионализации происходит как бы повышение порога эмоциональной возбудимости, снижается чувствительность к эмоциональным факторам и ситуациям. Это связано с увеличением профессиональной компетентности и с общей адаптацией к постоянным стрессовым факторам.
Частые и по существу хронические стрессы в управленческой деятельности, высокая эмоциональная напряженность в ней, неожиданно возникающие и непредсказуемо чередующиеся сложные, критические ситуации - все это выступает мощным источником для развития негативных психических состояний, объединяемых понятием утомления. Факторы эмоциональной напряженности действуют совместно с факторами, обусловленными высокой сложностью, трудоемкостью управленческой деятельности, и поэтому усугубляются ими.
И эмоции, и волевые усилия, и состояния, обеспечивая регуляцию деятельности руководителя, в то же время проявляются вовне - в его поведении, речи, мимике и т.д. Эти проявления могут и должны контролироваться - усиливаться или подавляться. Они могут использоваться руководителем как дополнительный и достаточно мощный канал межличностного взаимодействия, как источник и средство информации (или дезинформации) других о своих мыслях, намерениях, позициях.
В результате проведения эмпирического исследования курсовой работы было выявлено, что степень сопротивляемости стрессу руководителей во зависит от их стажа работы в управленческой деятельности, то есть можно сказать, что чем больше у руководителей стаж работы в управленческой деятельности, тем выше у них стрессоустойчивость. Таким образом, следует отметить, что наша гипотеза подтвердилась.
Библиография
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии – М.: Речь, 2004.-165 с.
2. Ансофф И. Стратегическое управление – М.: Речь, 1989.- 358 с.
3. Бодров В.А. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности – М: ПЕР СЭ, 2001.- 511 с.
4. Вендров Е.Е. Психилогические проблемы управления – М: ПЕР СЭ, 2000. – 239 с.
5. Генов Ф. Психология управления – М.: Речь, 1982. -422 с.
6. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. – М.: БАХРАХ, 2003. – 272 с.
7. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов – М.: Флинт, 2003. - 336 с.
8. Кордуэлл М.Психология. А-Я: Словарь-справочник /пер. с анг. К.С.Ткаченко. –М.: ФАЙР- ПРЕСС.-М, 2000.- 448с.
9. Лебедев В. И. Психология и управление – М: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
10. Лэйн Ю. Р. Как преодолеть стресс – М.: Питер. 2004.- 234 с.
11. Митеева Р. С. Курс управления стрессом. – М.: Питер. 2004. - 240с.
12. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – М.: Проспект .2004. – 336 с.
Приложения
Приложение А
Шкала профессионального стресса
Тест
1. Два человека, хорошо Вас знающие, обсуждают Вас (Х – это вы). Какие из следующих утверждений они вероятнее всего стали бы использовать?
X – очень замкнутый человек. Кажется, что ничего сильно его (ее) не беспокоит.
X – великолепный человек, но Вы должны быть осторожны, когда говорите ему (ей) что-то время от времени.
Кажется, что в жизни X все всегда происходит не так, как надо.
Я неизменно нахожу X очень скучным и непредсказуемым.
Чем меньше я вижу X, тем лучше.
2. Присущи ли Вам в жизни некоторые из следующих, наиболее распространенных особенностей?
чувство, что Вам редко удается что-либо сделать правильно;
чувство, что Вас преследуют, загоняют в угол или в ловушку;
плохое пищеварение;
плохой аппетит;
бессонница по ночам;
кратковременные головокружения и учащенные сердцебиения;
чрезмерная потливость в отсутствие физических нагрузок и жары;
панические ощущения в толпе или в закрытом помещении;
усталость и недостаток энергии;
чувство безнадежности (какая польза во всем этом?)
слабость или тошнота без каких-либо внешних причин;
очень сильное раздражение по поводу мелких событий;
неспособность расслабиться по вечерам;
регулярные пробуждения среди ночи или ранним утром;
трудности в принятии решений;
невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня;
слезливость;
убеждение, что Вы ни с чем толком не можете справиться;
недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важным жизненным делам;
нежелание встречаться с новыми людьми и осваивать новый опыт;
неспособность сказать «нет», когда Вас просят что-то сделать;
ответственность большая, чем та, с которой Вы можете справиться.
3. Насколько Вы оптимистичны в настоящее время?
больше, чем обычно;
меньше, чем обычно;
как обычно.
4. Нравится ли Вам смотреть спортивные состязания?
да;
нет.
5. Можете ли Вы позволить себе подольше понежиться в постели в выходные дни, не испытывая при этом чувства вины?
да;
нет.
6. Можете ли Вы в разумных пределах (профессионально и личностно) говорить откровенно?
с начальником;
с коллегами;
с членами семьи.
7. Кто обычно несет ответственность за наиболее важные решения в Вашей жизни?
Вы сами;
кто-то другой.
8. Когда Вас критикуют на работе руководители, как Вы обычно чувствуете себя?