Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Теоретические аспекты профессионального стресса в управленческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Практическое исследование стрессоустойчивости в областном государственном казенном общеобразовательном учреждении «Вечерняя школа»

2.1 Анализ проведенной диагностики в ОГКОУ «Вечерняя школа»

В данной курсовой работе были использованы следующие методики: шкала профессионального стресса (приложение А)[19]; экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (приложение Б)[20].

В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 60 баллов 100% стресс представляет собой главною проблему, а при 25 баллах умеренный уровень стресса 50% (смотри таблицу 1).[21]

Таблица 1

Стрессовые характеристики

Общая сумма баллов

Степень сопротивляемости стрессу

46 – 60

Высокая

16 – 30

Средняя

0 – 15

Низкая

Мы определили, что низкая степень сопротивляемости стрессу не является проблемой в жизни. Сказанное отнюдь не означает, что Ваш уровень не позволяет сохранять состояние занятости и удовлетворенности.

Пороговая степень сопротивляемости стрессу - умеренный уровень стресса для занятого и много работающего профессионала. Тем не менее следует проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.(6)

Высокая степень сопротивляемости стрессу – на этом уровне стресс представляет собой главную проблему и что-то должно быть сделано немедленно. Вы можете оказаться очень близки к стадии истощения в общем адаптационном синдроме.

Практическая часть курсовой работы осуществлялась на базе областного государственного казенного образовательного учреждения «вечерней школы» с. Октябрьский Кинешемского района Ивановской области в ФКУ ИК-4.

В данном исследовании было опрошено один руководитель образовательной организации и два заместителя директора. Из них с большим стажем работы (10 и более лет) - 1 человек (директор) небольшим стажем работы (до 5 лет) - 1 человек, со средним стажем работы (от 6 до 9 лет) - 1 человек[22].

По данным, полученным в результате проведения исследования по методике «шкала профессионального стресса» было выявлено, что у испытуемых с небольшим стажем работы (до 5 лет) средний балл стрессоустойчивости равен 31; средний балл стрессоустойчивости у руководителей со стажем от 6 до 9 лет равен 16; средний балл стрессоустойчивости у испытуемых с большим стажем работы (10 и более лет) равен 21. (Смотри диаграмму 1)(7)


По результатам исследовании по методике «экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя» было выявлено, что у руководителей с опытом работы до 5 лет степень стрессоустойчивости самая низкая, т.к. средний балл равен 45; у руководителей со стажем от 6 до 9лет – 33; у руководителей со стажем от 10 лет степень стрессоустойчивости самая высокая, средний балл равен 12 (Смотри диаграмму 2)

Таким образом, из диаграмм установлена прямая взаимосвязь между показателями стрессоустойчивости и стажем работы в управленческой деятельности руководителя.

У руководителей с небольшим стажем работы (до 5 лет) – самый низкий показатель стрессоустойчивости: по методике «Шкала профессионального стресса» равен 31, по методике «Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя» – 45;

У руководителей со стажем работы от 6 до 9 лет – показатели стрессоустойчивости следующие: по методике «Шкала профессионального стресса» - 16, по методике «Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя» – 33;

У руководителей со стажем работы более 10 лет – самый высокий показатель стрессоустойчивости: по методике «Шкала профессионального стресса» – 21, по методике «Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя» – 12

2.2 Методические разработки по снятию стресса у руководителей образовательной организации «Вечерняя школа»

На втором этапе перед нами встала задача разработки программы по снятию стресса у руководителей образовательной организации, которая являлась бы логическим продолжением мотивационно-целевого этапа экспериментального исследования.

Данный этап охватывал февраль 2017 года.

На этом этапе была разработана программа профилактики стресса, которая представлена ниже.

Приветствие группы.

Здравствуйте, уважаемые участники!

Мы рады приветствовать Вас в нашем дружном кругу коллег, и надеемся, что выделенное время на тренинг пройдет не зря, и мы, как сможем предать Вам всю полезную информацию для того, что бы вы смогли самостоятельно справится со всеми жизненными ситуациями, и не допустили состояние своего здоровья от стресса до кризиса.


Цель тренинга:

Провести анализ стрессоустойчивости группы.

Раскрыть понятие «Стресс», его формы и виды.

Проанализировать последствия всех видов стресса.

Дать советы, как самостоятельно справиться со стрессом.

Правила работы в группе:

Ведущим совместно с участниками группы вырабатываются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила записываются на листе ватмана, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются вначале занятия.

Примерные правила:

Здесь и сейчас. Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он уже здесь, и ни по какой другой причине.

Искренность и открытость.

Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа. Это тем более важно, что связано с одной из задач тренинга — научиться брать ответственность на себя.

Активность.

Конфиденциальность.

приветственный ролик

знакомство с участниками. Приветственное упражнение «Нарисуй свое имя»

Цель: Знакомство с участниками группы.

Необходимые материалы: листы А4, фломастеры или маркеры (можно нарисовать на бэйджах).

Время: 5-10 минут.

Описание: Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий предлагает каждому участнику группы нарисовать имя, которым будет на протяжении всех тренинговых занятий.

Обсуждение: каждый участник представляется и демонстрирует нарисованное им имя.

Вступительные слова

Стресс – это психическое состояние, которое возникает как результат борьбы организма человека с трудными и неподвластными ситуациями.

Симптоматика умеренных стрессов менее выражена, а, следовательно, и менее заметна для обычного человека. Хотя по статистике не менее половины населения находятся в состоянии такого ежедневного стресса.

Нужно учиться узнавать симптомы стресса. Без этого невозможно сохранить здоровье.

Карточки «Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.


Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

Игра «Упражнение «Ладошка моего стресса» (7 минут)

Для проведения данного упражнения участникам раздаются чистые листы и предлагается каждому на своем листе обвести свою ладонь и подписать внутри нарисованной ладони свое имя. Задание: «На каждом пальчике нарисованной ладони написать ситуацию, которая вызывает или может вызвать у вас сильные тревогу, страх, злость, крайнюю усталость – стрессовую для вас ситуацию». Далее участникам игры предлагается вырвать из листа рисунок ладони без помощи ножниц по контуру и положить перед собой.

Обсуждение: каждый желающий называет ситуации, являющие стрессовыми для него. Ведущий обобщает все сказанное детьми и определяет ряд общих стрессовых ситуаций для данного коллектива школьников.

Упражнение «Мой ответ стрессу» (5 минут)

Для данного упражнения необходима «ладошка моего стресса», сделанная участниками игры в предыдущем задании. Следующее задание: «Необходимо загнуть каждый палец нарисованной ладони и написать на нем «мой ответ стрессу», то есть то, что ты делаешь или делал бы в ответ на ситуацию, написанную на пальце нарисованной руки, чтобы преодолеть стресс, избавиться от сильных негативных эмоций.

Обсуждение: «Наши способы управления со стрессом». Обобщение ведущего о типичных и нетипичных способах борьбы со стрессом.

презентация «Виды стресса и методы борьбы с ним»

Слайд 1. Понятие «Стресс».

Слайд 2. «Формы стресса»

Слайд 3. «Характер взаимодействия»

Слайд 4-7. «Виды стресса»

Слайд 8. «Распространенное заблуждение»

Среди неспециалистов появилась тенденция отождествлять стресс (и особенно психологический стресс) просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен сам термин, означающий «напряжение» в переводе с английского). Стресс – это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс – это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).


Слайд 9. «Эмоции+стресс»

Слайд 10-15. «Симптомы стресса»

Ученые выделяют четыре группы симптомов, по которым можно «заметить» стресс.

Физиологические симптомы:

боли в разных частях тела (спина, желудок) неопределенного характера; особенно головные боли;

повышение или понижение артериального давления;

нарушения процессов пищеварения;

напряжение в мышцах;

дрожь или судороги в конечностях;

появление высыпаний аллергического характера;

увеличение или потеря веса;

повышенная потливость;

нарушения сна и/или аппетита;

нарушение сексуальной активности.

Эмоциональные симптомы:

раздражительность, приступы гнева;

равнодушие;

ощущение постоянной тоски, депрессия;

беспокойство, повышенная тревожность;

чувство одиночества;

чувство вины;

недовольство собой или своей работой.

Поведенческие симптомы:

увеличение числа ошибок при выполнении привычной работы;

потеря внимания к своему внешнему виду;

нарушения сна и/или аппетита;

резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет; более интенсивное употребление алкоголя;

увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье;

трудоголизм, полное погружение в рабочие проблемы в ущерб отдыху и семейным обязательствам; либо наоборот- суетливость; ощущение хронической нехватки времени.

Интеллектуальные симптомы:

проблемы с необходимостью сосредоточиться;

ухудшение памяти;

постоянное и чаще всего бесплодное возвращение к одной и той же мысли, одной и той же проблеме;

трудности в принятии решений;

преобладание негативных мыслей.

Наиболее «говорящими» являются симптомы физиологического и эмоционального плана.

Слайд 16-26. «Способы снятия стресса»

Вот несколько способов снять стресс, которые творят чудеса!

1. Глубоко дышите

Глубоко вдохните – это позволит мгновенно успокоиться и даст вашему мозгу время подумать. Сделайте несколько глубоких вдохов с задержкой, выдыхайте медленно.

2. Выпейте воды

Выпейте стакан воды – это позволит успокоиться. Прохладная вода прекрасно подходит для снятия стресса в короткий промежуток времени.

3. Найдите внутреннее умиротворение

Закройте глаза и представьте приятную ситуацию, вспомните своих родных и близких, нарисуйте в воображении смешную картинку или шутку.

4. Поищите решение

Чтобы сохранять спокойствие во время напряженных ситуаций, немного прогуляйтесь, не паникуя, и поговорите с самим собой, пытаясь найти решения. Расставьте приоритеты своим проблемам и определите, насколько они велики. Действительно ли стоит беспокоиться, или можно оставить «на самотек».