Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Теоретические аспекты профессионального стресса в управленческой деятельности).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
2. Практическое исследование стрессоустойчивости в областном государственном казенном общеобразовательном учреждении «Вечерняя школа»
2.1 Анализ проведенной диагностики в ОГКОУ «Вечерняя школа»
В данной курсовой работе были использованы следующие методики: шкала профессионального стресса (приложение А)[19]; экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (приложение Б)[20].
В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 60 баллов 100% стресс представляет собой главною проблему, а при 25 баллах умеренный уровень стресса 50% (смотри таблицу 1).[21]
Таблица 1
Стрессовые характеристики
Общая сумма баллов |
Степень сопротивляемости стрессу |
46 – 60 |
Высокая |
16 – 30 |
Средняя |
0 – 15 |
Низкая |
Мы определили, что низкая степень сопротивляемости стрессу не является проблемой в жизни. Сказанное отнюдь не означает, что Ваш уровень не позволяет сохранять состояние занятости и удовлетворенности.
Пороговая степень сопротивляемости стрессу - умеренный уровень стресса для занятого и много работающего профессионала. Тем не менее следует проанализировать ситуацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.(6)
Высокая степень сопротивляемости стрессу – на этом уровне стресс представляет собой главную проблему и что-то должно быть сделано немедленно. Вы можете оказаться очень близки к стадии истощения в общем адаптационном синдроме.
Практическая часть курсовой работы осуществлялась на базе областного государственного казенного образовательного учреждения «вечерней школы» с. Октябрьский Кинешемского района Ивановской области в ФКУ ИК-4.
В данном исследовании было опрошено один руководитель образовательной организации и два заместителя директора. Из них с большим стажем работы (10 и более лет) - 1 человек (директор) небольшим стажем работы (до 5 лет) - 1 человек, со средним стажем работы (от 6 до 9 лет) - 1 человек[22].
По данным, полученным в результате проведения исследования по методике «шкала профессионального стресса» было выявлено, что у испытуемых с небольшим стажем работы (до 5 лет) средний балл стрессоустойчивости равен 31; средний балл стрессоустойчивости у руководителей со стажем от 6 до 9 лет равен 16; средний балл стрессоустойчивости у испытуемых с большим стажем работы (10 и более лет) равен 21. (Смотри диаграмму 1)(7)
По результатам исследовании по методике «экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя» было выявлено, что у руководителей с опытом работы до 5 лет степень стрессоустойчивости самая низкая, т.к. средний балл равен 45; у руководителей со стажем от 6 до 9лет – 33; у руководителей со стажем от 10 лет степень стрессоустойчивости самая высокая, средний балл равен 12 (Смотри диаграмму 2)
Таким образом, из диаграмм установлена прямая взаимосвязь между показателями стрессоустойчивости и стажем работы в управленческой деятельности руководителя.
У руководителей с небольшим стажем работы (до 5 лет) – самый низкий показатель стрессоустойчивости: по методике «Шкала профессионального стресса» равен 31, по методике «Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя» – 45;
У руководителей со стажем работы от 6 до 9 лет – показатели стрессоустойчивости следующие: по методике «Шкала профессионального стресса» - 16, по методике «Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя» – 33;
У руководителей со стажем работы более 10 лет – самый высокий показатель стрессоустойчивости: по методике «Шкала профессионального стресса» – 21, по методике «Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя» – 12
2.2 Методические разработки по снятию стресса у руководителей образовательной организации «Вечерняя школа»
На втором этапе перед нами встала задача разработки программы по снятию стресса у руководителей образовательной организации, которая являлась бы логическим продолжением мотивационно-целевого этапа экспериментального исследования.
Данный этап охватывал февраль 2017 года.
На этом этапе была разработана программа профилактики стресса, которая представлена ниже.
Приветствие группы.
Здравствуйте, уважаемые участники!
Мы рады приветствовать Вас в нашем дружном кругу коллег, и надеемся, что выделенное время на тренинг пройдет не зря, и мы, как сможем предать Вам всю полезную информацию для того, что бы вы смогли самостоятельно справится со всеми жизненными ситуациями, и не допустили состояние своего здоровья от стресса до кризиса.
Цель тренинга:
Провести анализ стрессоустойчивости группы.
Раскрыть понятие «Стресс», его формы и виды.
Проанализировать последствия всех видов стресса.
Дать советы, как самостоятельно справиться со стрессом.
Правила работы в группе:
Ведущим совместно с участниками группы вырабатываются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила записываются на листе ватмана, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются вначале занятия.
Примерные правила:
Здесь и сейчас. Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он уже здесь, и ни по какой другой причине.
Искренность и открытость.
Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа. Это тем более важно, что связано с одной из задач тренинга — научиться брать ответственность на себя.
Активность.
Конфиденциальность.
приветственный ролик
знакомство с участниками. Приветственное упражнение «Нарисуй свое имя»
Цель: Знакомство с участниками группы.
Необходимые материалы: листы А4, фломастеры или маркеры (можно нарисовать на бэйджах).
Время: 5-10 минут.
Описание: Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий предлагает каждому участнику группы нарисовать имя, которым будет на протяжении всех тренинговых занятий.
Обсуждение: каждый участник представляется и демонстрирует нарисованное им имя.
Вступительные слова
Стресс – это психическое состояние, которое возникает как результат борьбы организма человека с трудными и неподвластными ситуациями.
Симптоматика умеренных стрессов менее выражена, а, следовательно, и менее заметна для обычного человека. Хотя по статистике не менее половины населения находятся в состоянии такого ежедневного стресса.
Нужно учиться узнавать симптомы стресса. Без этого невозможно сохранить здоровье.
Карточки «Значение цвета»
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
Игра «Упражнение «Ладошка моего стресса» (7 минут)
Для проведения данного упражнения участникам раздаются чистые листы и предлагается каждому на своем листе обвести свою ладонь и подписать внутри нарисованной ладони свое имя. Задание: «На каждом пальчике нарисованной ладони написать ситуацию, которая вызывает или может вызвать у вас сильные тревогу, страх, злость, крайнюю усталость – стрессовую для вас ситуацию». Далее участникам игры предлагается вырвать из листа рисунок ладони без помощи ножниц по контуру и положить перед собой.
Обсуждение: каждый желающий называет ситуации, являющие стрессовыми для него. Ведущий обобщает все сказанное детьми и определяет ряд общих стрессовых ситуаций для данного коллектива школьников.
Упражнение «Мой ответ стрессу» (5 минут)
Для данного упражнения необходима «ладошка моего стресса», сделанная участниками игры в предыдущем задании. Следующее задание: «Необходимо загнуть каждый палец нарисованной ладони и написать на нем «мой ответ стрессу», то есть то, что ты делаешь или делал бы в ответ на ситуацию, написанную на пальце нарисованной руки, чтобы преодолеть стресс, избавиться от сильных негативных эмоций.
Обсуждение: «Наши способы управления со стрессом». Обобщение ведущего о типичных и нетипичных способах борьбы со стрессом.
презентация «Виды стресса и методы борьбы с ним»
Слайд 1. Понятие «Стресс».
Слайд 2. «Формы стресса»
Слайд 3. «Характер взаимодействия»
Слайд 4-7. «Виды стресса»
Слайд 8. «Распространенное заблуждение»
Среди неспециалистов появилась тенденция отождествлять стресс (и особенно психологический стресс) просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен сам термин, означающий «напряжение» в переводе с английского). Стресс – это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс – это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).
Слайд 9. «Эмоции+стресс»
Слайд 10-15. «Симптомы стресса»
Ученые выделяют четыре группы симптомов, по которым можно «заметить» стресс.
Физиологические симптомы:
боли в разных частях тела (спина, желудок) неопределенного характера; особенно головные боли;
повышение или понижение артериального давления;
нарушения процессов пищеварения;
напряжение в мышцах;
дрожь или судороги в конечностях;
появление высыпаний аллергического характера;
увеличение или потеря веса;
повышенная потливость;
нарушения сна и/или аппетита;
нарушение сексуальной активности.
Эмоциональные симптомы:
раздражительность, приступы гнева;
равнодушие;
ощущение постоянной тоски, депрессия;
беспокойство, повышенная тревожность;
чувство одиночества;
чувство вины;
недовольство собой или своей работой.
Поведенческие симптомы:
увеличение числа ошибок при выполнении привычной работы;
потеря внимания к своему внешнему виду;
нарушения сна и/или аппетита;
резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет; более интенсивное употребление алкоголя;
увеличение конфликтных ситуаций на работе или в семье;
трудоголизм, полное погружение в рабочие проблемы в ущерб отдыху и семейным обязательствам; либо наоборот- суетливость; ощущение хронической нехватки времени.
Интеллектуальные симптомы:
проблемы с необходимостью сосредоточиться;
ухудшение памяти;
постоянное и чаще всего бесплодное возвращение к одной и той же мысли, одной и той же проблеме;
трудности в принятии решений;
преобладание негативных мыслей.
Наиболее «говорящими» являются симптомы физиологического и эмоционального плана.
Слайд 16-26. «Способы снятия стресса»
Вот несколько способов снять стресс, которые творят чудеса!
1. Глубоко дышите
Глубоко вдохните – это позволит мгновенно успокоиться и даст вашему мозгу время подумать. Сделайте несколько глубоких вдохов с задержкой, выдыхайте медленно.
2. Выпейте воды
Выпейте стакан воды – это позволит успокоиться. Прохладная вода прекрасно подходит для снятия стресса в короткий промежуток времени.
3. Найдите внутреннее умиротворение
Закройте глаза и представьте приятную ситуацию, вспомните своих родных и близких, нарисуйте в воображении смешную картинку или шутку.
4. Поищите решение
Чтобы сохранять спокойствие во время напряженных ситуаций, немного прогуляйтесь, не паникуя, и поговорите с самим собой, пытаясь найти решения. Расставьте приоритеты своим проблемам и определите, насколько они велики. Действительно ли стоит беспокоиться, или можно оставить «на самотек».