Файл: Налоги как цена услуг государства (Основы налогообложения государства).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
1.1 Исторические аспекты налогов и общие понятия
1.2.Экономическая сущность понятий «налог» и «сбор»
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
2.1 Классификация функций налогов и принципы налогообложения
ГЛАВА 3. НАЛОГИ КАК ЦЕНА УСЛУГ ГОСУДАРСТВА
3.1 Роль налогов в формировании доходов государства
3.2. Стандарты государственных услуг, оказываемых налоговыми органами
Рассматривая правовые принципы системы налогообложения, которые используются в мировой практике, формулируются в следующие понятия:
- Юридическое равенство перед законом всех хозяйствующих субъектов и граждан. Налоговый нейтралитет.
- Налоговые преференции подлежат обязательному утверждению в законе.
- Гарантированность стабильности и последовательности налоговой политики.
- Налоговая прозрачность (компания не может скрывать доходы акционеров и служить им налоговым убежищем).
5. Запрещение обратной силы налогового закона (действие налогов во времени).
6. Функционирование института ответственности основывается на презумпции виновности налогоплательщика при условии гибкого налогового воздействия на нарушителей налоговых законов.
7. Ориентация преимущественно на прогрессивные формы налогообложения.
8. Антидискреционность решений налоговых администраций.
9. Соразмерность распределяемых налоговых поступлений по звеньям бюджетной системы с величиной расходов, ежегодно утверждаемой текущим финансовым законодательством.
10. Приоритет финансовых общественно необходимых целей.
К организационным принципам налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осуществляется ее построение и структурное взаимодействие:
- принцип единства;
- принцип подвижности;
- принцип стабильности;
- принцип множественности налогов;
- принцип исчерпывающего перечня налогов.
2.2 Налоги, как основной инструмент государственного регулирования экономикирства налог налогообложение сбор государство
Регулирование экономики государства – это прежде всего отлаженная система механизмов взаимодействия различный секторов, одним из которых является налоговая политика, которая представляет собой деятельность государства в сфере аккумулирования и использования налогов. Она заключается в разработке концепции и принципов налогов. Она заключается разработке концепции и принципов ее осуществления.
Основными задачами налоговой политики являются:
1.обеспечение государства финансовыми ресурсами;
2.регулирование экономики;
3.решение социальных задач.
Налоговая политика разрабатывается и проводится государством с расчетом как на перспективу (налоговая стратегия), так и на текущий момент (налоговая тактика).
Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм. Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.
Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций управления налоговой системой страны, саму совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений, конкретные алгоритмы реализации функций этого механизма. Данные функции и их содержание обусловливаются сущностью и функциями самих налогов, они ориентированы на обеспечение эффективного функционирования налоговой системы.
Рисунок 1. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма страны[6]
Субъекты налоговой политики |
||||
|
||||
Выбор целей налоговой политики |
Разработка концепции налоговой политики |
|||
|
||||
Выбор модели налоговой политики |
Разработка стратегии налоговой политики |
|||
|
||||
Выбор методов налоговой политики |
Разработка тактики налоговой политики |
|||
Формирование налогового механизма |
Российская Федерация идет по пути развития рыночной экономики, которая представляет систему, основанную на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности; на средства производства, экономической свободе граждан как собственников своей рабочей силы их конкуренции в сфере производства и обращения товаров и услуг.
Рыночная экономика состоит их трех специфичных рынков, которые активно взаимодействуют с друг другом.
Первый – это товарный рынок, второй – рынок труда и финансовых услуг; третий рынок - финансовых ресурсов, который включает в себя рынок ценных бумаг. Цену на рынке формирует соотношение спроса и предложения. На рынке труда ценой является заработная плата наемного работника.
Юридические лица (хозяйствующие субъекты) выступают в одно и то же время в качестве потребителей и производителей - на товарном рынке, эмитентов и инвесторов - на финансовом рынке, работодателей – на рынке труда. Граждане выступают в качестве продавцов своей рабочей силы на рынке труда (трудоспособная часть населения), потребителей - на товарном рынке, инвесторов - на финансовом рынке.
Как показывает мировая практика, рыночные модели стран отличаются друг от друга. Согласно общепринятым аспектам, выделяют две модели – это либеральная модель и модель социально ориентированного рынка.
Основу либеральной модели рыночной экономики составляет фактор незначительного вмешательства государства в социальные процессы и хозяйственную жизнь. В государственном секторе за действенно минимальное количество предприятий, давая больше свободы хозяйствующим субъектам. Государство также минимизирует свое участие в решении социальных проблем, и уделяет максимальное внимание бедным слоям населения. Регулирование носит монетарный характер и ограничивается преимущественно макроэкономикой. Либеральная модель действует в США, Канаде, близки к ней системы Англии и Франции.
Следует отметить, что приведенная модель рыночной экономики больше относится к прошлой политике этих стран. На сегодняшний день движение и развитие происходит в сторону второй модели – социально ориентированной модели.
Данная модель представляет собой государственное регулирование экономики с высокой степенью участия государства. Иными словами, приоритетом здесь является государственный сектор, предпринимательская деятельность подвержена регламентации, государство гарантирует определенный уровень удовлетворения потребностей населения (а не только его низших слоев) в жилье, услугах здравоохранения, образования и культуры, заботиться о занятости трудоспособной его части. Подобная модель функционирует в Германии, Австрии, Нидерландах, Швеции, Норвегии. Близка к ней и система Японии.
Исходя из рассмотрения основных моделей рыночной экономики, очевидно, что везде требуется наличие у государства различных финансовых ресурсов, какими и являются налоги. Вторая модель подразумевает более высокие налоговые ставки, но опять же понятие высокие налоги или низкие – это относительное понятие, т.к. их величина исходит от политики государства и поставленных перед ним задач.
ГЛАВА 3. НАЛОГИ КАК ЦЕНА УСЛУГ ГОСУДАРСТВА
3.1 Роль налогов в формировании доходов государства
Основным источником финансового дохода государства являются налоги, тем самым можно утверждать, что налоги – это инструмент эффективного государственного управления. Как уже было сказано, разные государства выбирают свою политику в сфере управления.
Так одни считают возможным изымать в виде налогов (включая все виды налогов и обязательных платежей, в том числе и взносы по соцстраху) до 50% всех доходов общества исходя из концепции более высокой эффективности применения финансовых средств под контролем государственных структур, чем в руках частных лиц. Другие не разделяют этой веры и ограничивают свои налоговые аппетиты всего лишь 25-30% от ВВП.
Среди первых в основном богатые страны, с уровнем среднедушевых валовых доходов 25-30 тыс. дол. и налоговые изъятия составляют в них весьма значительные суммы: в Дании-17 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-51%), в Швейцарии – около 15 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-33%), в Норвегии-14 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-42%), в Германии, Франции, Бельгии, Финляндии - в диапазоне 11-12 тыс. дол. на душу населения (доля налогов в ВВП соответственно- 40%, 45%. 46.5%, 47%).
В странах, занимающих последние места по уравнению среднедушевых доходов, размеры налоговых изъятий удерживаются на существенно более низком уровне: в Южной Корее - лишь 2,5 тыс. дол. приходится на душу населения (доля налогов в ВВП-22%), в Турции - приблизительно 600 дол. на душу населения (доля налогов в ВВП-22%), в Мексике - менее 500 дол. (доля налогов в ВВП-16%).
Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что та политика, которая проводится правительством, имеет характерные черты, такие как стремление наполнения бюджета, за счет налогового бремени предприятий. Но здесь также и подчеркивается тот факт, что данная мера приносит успех лишь в условиях развитого рынка и имеет свой ограниченный промежуток времени. Иными словами, данная стратегия является неперспективной.
На деле получается, что высокие налоговые ставки заставляют предпринимателей искать пути их обхода, перекладывая их на конечного потребителя, отсюда у конечного потребителя выходит цена, которая включает в себя все издержки и все налоги на цену товара и минимальную прибыль. У покупателя на выходе продукт с той ценой, которую он вряд ли готов заплатить. Обратный ход у предпринимателей, т.е. снижение цены, приводит к банкротству предприятия. Происходит совершенно неоправданный перелив капитала в сферу посредничества и торговли. Кроме того, как показывает практика, следствием увеличения ставок и массы, изымаемых государством налогов фактически всегда является усиление инфляционных тенденций.
Государство, не смотря на такую борьбу, пытается максимально наполнить бюджет и казну, используя для этого доступные для него способы и в рамках принятого законодательства. Иными словами, государство должно получить от налогоплательщика все уплаты согласно закону. Со своей стороны налогоплательщик пытается защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнет был минимальным и не губил интереса к предпринимательству. Так опыт стран, имеющих многовековую налоговую историю, говорит, что налогами может изыматься не более 40% доходов налогоплательщика. У нас же, как показывают расчеты, если честно платить все установленные законом налоги по установленным в этих законах правилам, то это далеко превышает ту границу, за пределами которой теряется всякий смысл предпринимательской деятельности. Вот и вынуждены налогоплательщики искать пути минимизации своих платежей: кто в пределах правил, используя имеющиеся в законах возможности, кто, скрывая свою деятельность или часть своих доходов и имущества.
3.2. Стандарты государственных услуг, оказываемых налоговыми органами
Тяжесть бремени налогообложения вполне решаема путем постановки вопроса о ставках и льготах на прибыль. Ведущим фактором развития рыночной экономики является прибыль, получаемая предпринимателем. Исходя из показателей прибыли и той части, которая останется у предпринимателя можно говорить о стимулировании развития предприятий и производства в целом. Ставка налога на прибыль несет в себе две функции стимулирующую и фискальную.
Следует отметить, что в более развитых странах данная ставка больше ориентирована на развитие производства, что говорит о положительной стимулирующей функции. В странах с более низкими показателями экономики отмечается отсутствие стимулов для активизации предпринимательства. Хотя решение проблемы экономического роста является главным условием перехода к цивилизованной рыночной экономике. Поэтому, какой бы чрезвычайный характер не носила, сегодня проблема поиска источников доходов для бюджетов всех уровней, но ставку налога на прибыль стоит уменьшать. В конечном итоге восстановленное и работающее производство своими объемами продаж и прибыли компенсирует снижение ставок. «От снижения налогового бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных податей: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. При этом плательщики с большей легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов сбор налогов, связанных с наказаниями и вымогательством».