Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
1.1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
2.2. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА НА ПРИМЕРЕ АЭРОПОРТА «ШЕРЕМЕТЬЕВО»
● технологическим инновациям – результат разработки и освоения технологически новых или значительно усовершенствованных процессов и рабочих операций при функционировании воздушных линий;
● организационным инновациям – результат разработки и применения новых или значительно усовершенствованных организационных и управленческих структур, обеспечивающих производственную деятельность;
● управленческим инновациям – результат разработки и применения новых механизмов управления производством, взаимодействием персонала, в основе которых – институциональные элементы, предназначенные для стимулирования создания и освоения технических, технологических и организационных инноваций.
Управленческие инновации аэропорта «Шереметьево» связаны с преобразованием существующих формальных и неформальных норм, правил. На стадии «детство» имела место характерная самоотверженная работа руководителей аэропорта «Шереметьево», которые заложили основы развития советской гражданской авиации, смогли предоставить новый уровень сервиса для пассажиров на многие годы вперед, создать уникальное для своего времени сооружение, как по своему величию, так и по степени продуманности.
Как революционное преобразование следует расценить решение о внедрении в службах аэропорта переносных радиостанций, с помощью которых достигались централизованность и оперативность в осуществлении руководства всеми производственными процессами. [27]
Внедрение системы оперативной связи привело к повышению координации и согласованности действий между управленческими звеньями в принятии, обработке и реализации внешних и внутренних, входящих и выходящих информационных потоков, позволилодостичь оперативности в применении новых форм и методов управления, необходимых для повышения эффективности функционирования.
Опыт управления аэропортом «Шереметьево» на стадии «детство» позволяет утверждать, что эффективное управление – это не только положительная динамика основных экономических показателей, но и формирование и поддержание культуры поведения сотрудников и руководства; способность выполнять масштабные задачи в кратчайшие сроки; возможность осваивать технико-технологические инновации; использование новейших информационных и управленческих методов, инструментов, оптимальность распределения функций, которая обеспечивает развитие системы управления в долгосрочной перспективе.
Дальнейшее развитие аэропорта «Шереметьево» означало неизбежную модернизацию межсекторного взаимодействия в области авиастроения, архитектуры, строительства, приведшую к созданию новых производств и переспециализации существующих, возникновению новых форм взаимоотношений и взаимодействий хозяйственных субъектов, образованию новых кооперационных цепочек с учетом международного взаимодействия и т.д. [28]
С вводом в эксплуатацию «Шереметьево-1» в 1964 году воздушные перевозки через аэропорт увеличились вдвое и достигли 822 тыс. пассажиров, 23 тыс. т почты и грузов. Только по международным линиям было перевезено 245 тыс. пассажиров и 12 тыс. т почты и грузов.
В связи с расширением географии полетов, поступлением в гражданскую авиацию новых типов судов, перспективой переустройства и строительства новых современных аэровокзальных комплексов 11 февраля 1964 года был издан приказ начальника ГУ ГВФ «Об организации транспортного управления международных воздушных линий ГВФ (ТУМВЛ)».
В соответствии с требованиями этого документа, московский аэропорт «Шереметьево» вошел в состав самостоятельного хозрасчетного предприятия ТУМВЛ с местом базирования в аэропорту «Шереметьево». В первой половине 1970-х годов перед гражданской авиацией была поставлена задача увеличить объемы перевозок пассажиров на международных линиях в 2-2,5 раза. В связи с этим 29 января 1971 года министром гражданской авиации был подписан приказ № 33 «Об организации Центрального управления международных воздушных сообщений Аэрофлота» (ЦУ МВС).
Руководством ЦУ МВС в короткие сроки была внедрена система инновационных решений, которые способствовали увеличению пропускной способности аэродрома:
1) разработка технологических требований к конструкциям аэродромных покрытий;
2) новая технология строительства аэродромных покрытий (не имела аналогов в мире);
3) создание светосигнальной системы, соответствующей требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). [29]
Дальнейший рост, включающий изменения как в количестве, так и в объеме, стал означать, что аэропорт должен существенно увеличиться в размере. Организационные изменения, связанные с развитием новых маршрутов, появлением качественно новых лайнеров Ту-134, Ту-154, а также решение Международного олимпийского комитета о проведении олимпийских игр в городе Москве способствовали принятию решения о строительстве нового аэровокзала «Шереметьево-2».
Как известно, организации, перешедшие в стадию роста, начинают масштабную экспансию (расширение деятельности): появляются новые мощности, объекты деятельности, вспомогательные направления работы.
На данной стадии организации, как правило, задумываются о расширении клиентской базы и направлений деятельности. Для стадии роста характерна ориентация на активный маркетинг, который требует не только идентификации новых потребностей клиентов, но и разработки товаров и услуг для их, возможно, более полного удовлетворения.
Стремясь к развитию аэропорта, его руководство решало характерные для обозначенной стадии жизненного цикла задачи.Как правило, на стадии роста происходит внедрение технологических инноваций в работу организаций.
В ноябре 1979 года на территории аэропорта был дислоцирован информационно-вычислительный центр «Сириус», целью которого было повышение качества информационного обслуживания пассажиров и улучшение взаимодействия служб в аэропорту «Шереметьево». Сотрудниками ИВЦ «Сириус» была произведена комплексная переоценка основных технологических циклов «Шереметьево».
Также на стадии роста организации обычно происходят изменения, связанные со сменой руководства управляемыми объектами или перестройкой организационной структуры. 7 июня 1979 года был полностью обновлен руководящий состав «Шереметьево». Впервые к руководству аэропортом приступил не летчик, а профессиональный управленец-инженер – В. В. Потапов, который продолжил развивать «Шереметьево», внедряя технологические разработки во все сферы работы аэропорта. [30]
С одобрения В. В. Потапова впервые был поставлен вопрос о повышении эффективности работы на каждом участке работы аэропорта и на всем производстве в целом. Для оценки деятельности структурных подразделений «Шереметьево» стали применяться экономические критерии: доходы, расходы, прибыль, но в условиях внутреннего хозрасчета это были все еще условные показатели.
В начале 1990-х годов произошли знаковые преобразования в организационной структуре, и было проведено разделение ГП «МАШ»2 на два самостоятельных авиапредприятия – ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»3 и ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии».
Особенности управления аэропортом «Шереметьево» до приватизации заключались в том, что его деятельность осуществлялась в условиях высокой степени определенности внешней среды, планирование являлось прерогативой государства. Новые условия функционирования аэропорта привели к тому, что утратили работоспособность стандартные для стабильных условий советские системы управления организациями.
Последующее развитие аэропорта «Шереметьево» потребовало обратного движения по кривой жизненного цикла, которое в конечном итоге образует «петлю жизненного цикла». На наш взгляд, «петля жизненного цикла» состоит из двух стадий: «трансформация» и «возрождение»
Согласно рисунку, стадия «трансформация» – это первая стадия «петли жизненного цикла» приватизированного ОАО «Шереметьево», обозначающая его движение в «обратную сторону» на кривой традиционного жизненного цикла организации от стадии «стабильность» к стадии «юность». Стадия «трансформация» характеризуется необходимостью перехода к активному предпринимательству в целях создания нового потенциала развития. [31]
Этот процесс сопровождается нестабильностью основных показателей деятельности,требует кардинальных изменений систем управления и корпоративной культуры.
В Международном аэропорту «Шереметьево» с 1994 года находятся сторонние организации, которые занимают часть его производственных площадей, и, осуществляя хозяйственную деятельность, не соблюдаютинструкции и предписания руководства аэропорта, что несовместимо с требованиями обеспечения безопасности воздушных перевозок.
Следует отметить, что с преобразованием ГП «МАШ» в ОАО «МАШ» работа по совершенствованию организационной структуры управления стала носить систематический характер.
Решения о ее изменении исовершенствовании принимались Советом директоров общества. Можно заключить, что руководству «Шереметьево» удалось довольно быстро перейти от стадии «трансформация», для которой было характернорезкое снижение основных показателей деятельности предприятия, к перестройке всех без исключения организационно-управленческих систем аэропорта (стадия «возрождение»).
Так, преобразование организационно-правовой формы предприятия позволило изменить систему управления, существенно расширить полномочия органов управления, повысить их заинтересованность в достижении высоких результатов производственно-финансовой деятельности.
Деятельность органов управления ОАО «МАШ» в значительной меребыла ориентирована на повышение эффективности функционирования имущественного комплекса и производства различных услуг, входящих в сферу деятельности общества.
Выручка от реализации услуг аэропорта (стоимость оказанных услуг) за период с 1995 года по 1998 год возросла в 3,1 раза. Прирост выручки получен за счет увеличения количества обслуживаемых воздушныхсудов и пассажиров, увеличения объемов услуг по наземному обслуживанию воздушных судов, увеличениядоходов от неавиационной деятельности, совершенствования системы ценообразования на аэропортовые услуги. [32]
Одним из факторов роста выручки, получаемой аэропортом, явилось значительное увеличение доходов от неавиационной деятельности. В 1998 году эти доходы по сравнению с 1994 годом возросли более чем в 6 раз,из них более 60% получены в 1997-1998 годах. Прирост получен за счет мероприятий, выработанных аэропортом.
Было предусмотрено в первую очередь развитие направлений деятельности, не требующих дополнительных капитальных и финансовых вложений. Это – предоставление услуг транспорта, коммунальных услуг,услуг связи, отпуск электроэнергии, предоставление производственных помещений в аренду.
Для повышения эффективности работы аэропорта «Шереметьево» руководство произвело дифференциацию услуг и разработало систему гибких тарифов, учитывающую возможности пассажиров с различными уровнями дохода. Сюда относятся снижение издержек, связанных, в частности, с обслуживаниемпассажиров, и предоставление относительно дешевого вида транспорта с упором на пассажиров экономического класса, ориентированного на максимальную доступность перевозок.
Это позволило аэропорту«Шереметьево» удержать значительную долю рынка. В 1997-1998 годах аэропорт погасил просроченную задолженность по платежам в федеральный бюджет,образовавшуюся в период работы государственного предприятия.
Наличие прибыли позволило в 1997 и 1998 годах полностью выполнить обязательства по социальным льготам и гарантиям работникам по условиям коллективных договоров, выплатить дивиденды государствукак владельцу 100% акций ОАО.
В 1996-1998 годах не было случаев несвоевременной выплаты заработной платы работникам. Была произведена передача объектов социальной сферы в муниципальную собственность г. Лобни в соответствии с распоряжением Госкомимущества России от 14 августа 1996 г. № 948-р [4], что позволило существенно сократить расходы, производимые за счет прибыли общества. [33]
Таким образом, можно заключить, что на первом этапе трансформационных процессов произошли изменения организационных характеристик аэропорта «Шереметьево» в сторону большей гибкости, а переход к стадии «возрождение» потребовал проведения инновационных преобразований, направленных на созданиенового потенциала развития, предполагающих диверсификацию производства, раскрытие инвестиционногопотенциала компании и нарастание инновационной активности.
В этот период были заложены основы инновационного роста аэропорта «Шереметьево». Следует отметить, что главная перемена вследствие преобразования государственного предприятия«Международный аэропорт Шереметьево» в акционерное общество открытого типа состояла в том, что изменился подход к организации управления предприятием.