Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
1.1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
2.2. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА НА ПРИМЕРЕ АЭРОПОРТА «ШЕРЕМЕТЬЕВО»
– проведение ребрендинга: оживление и актуализация миссии, ценности и цели организации, разработка нового бренда или корректировка старого.
Реализация идеальной модели жизненного цикла редко встречается в современной действительности. Реальное развитие организации может пройти не один цикл, каждый из которых может отличаться по продолжительности и даже количеству фаз. [11]
Однако факт начала нового цикла функционирования организации, ее возрождения после периода старения и стадии спада – это результат успешного антикризисного управления. Антикризисное управление осуществляется в течение всего жизненного цикла организации, представляет собой непрерывный процесс и даже после совершения ошибок или наступления непредвиденных чрезвычайных обстоятельств должно быть направлено на преодоление возникших негативных последствий, на стремление к идеальной модели развития.
Таким образом, возвращаясь к самому первоначальному утверждению о том, что модель жизненного цикла организации сочетает в себе основную причину, миссию, ради которой существует организация – создание потребителя, и результат работы топ-менеджмента предприятия – получение прибыли, можно сделать вывод о правомерности этого высказывания. [12]
Положение предприятия на кривой своего жизненного цикла – это финансовый результат его работы в определенный период времени, точка, в которую пришла организация в своем развитии. Форма же данной кривой – это стратегия предприятия, и чем в полнее эта стратегия отвечает миссии, заключающейся в удовлетворении интересов потребителя, тем более форма кривой жизненного цикла приближается к идеальной гребешковой модели своевременного создания конкурентных преимуществ, ведущих и затем поддерживающих организацию максимально долго на стадии зрелости.
Это в полной мере отражает один из основных стратегических принциповантикризисного управления в условиях стабильногоразвития – главное внимание инновационным изменениям.
1.2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
Одной из важнейших проблем современного предпринимательства является поиск путей дальнейшего развития предприятия и бизнеса. В условиях насыщения рынка, усиления конкурентной борьбы, изменения рыночной конъюнктуры, а также мировой глобализации экономики, решить данную задачу все сложнее. Перепады в успешности предприятия обусловлены его подчиненности теории жизненного цикла организации (предприятия). [13]
Существует множество моделей жизненного цикла организации, среди которых: «Теория жизненных циклов организации» (И.Адизес), «Жизненные циклы организации» (Д.Лестер, Дж. Парнелл, А. Каррагер), «Траектории развития организации» (Д. Миллер, П.Фризен), Модель жизненного цикла организации (Э.М. Коротков), «Жизненный цикл предприятия» (Дж. Агарони, Х. Фальк, Н. Иехуда) и др.
Жизненный цикл предприятия неразрывно связан с жизненным циклом производимого им продукта или услуги и напрямую зависит от него. «Закат» деятельности предприятия неизбежен, если оно не предпримет попытку диверсификации, перехода в другую сферу деятельности, не предложит новый продукт или услугу.
Разумно предположить, что здесь необходим системный подход к моделированию жизненного цикла организации, который позволит отследить, на какой стадии находится предприятие, и позволит принять решение о дальнейшей деятельности.
Жизненный цикл по Аагарони, Фальку и Иехуду включает четыре основные стадии развития:
1. Зарождение;
2. Рост;
3. Зрелость;
4. Спад.
Модель И. Адизеса является более расширеннойи углубленной, включает в себя десять этапов:
1. Рождение;
2. Детство;
3. Стадия бурного роста;
4. Юность;
5. Расцвет;
6. Стабильность;
7. Аристократизм;
8. Стадия ранней бюрократичности;
9. Бюрократичность;
10.Смерть.
Согласно этой модели, в период роста предприятие может столкнуться с рядом рисков, которые по истечении определенных обстоятельств (главным образом относящихся к отношениям внутри компании)могут привести к преждевременной смене позитивной динамики деятельности компании на негативную. [14]
Так, на каждой стадии развития (роста) предприятие имеет риск деградации и гибели. Считаем целесообразным рассматривать жизненный цикл организации в совокупности с предпринимательским циклом на каждом из этапов развития организации. Предпринимательский цикл предприятия представляет собой последовательность спланированных шагов и действий, выстроенных с целью получения прибыли.
Будем рассматривать следующие этапы предпринимательского цикла:
1) изучение спроса;
2) определение цели деятельности;
3) проектирование деятельности;
4) снабжение деятельности;
5) организация производства;
6) выход на рынок, сбыт и реализация;
7) распределение прибыли.
Управление предпринимательским циклом в совокупности с управлением жизненным циклом организации немыслимо без использования информационных ресурсов (ИР). Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем. Под ИР понимается вся накопленная информация об окружающей нас действительности, зафиксированная на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребностями для решения научных, производственных, управленческих и других задач.
Рассмотрены следующие этапы жизненного цикла ИР:
1. Сбор информации, создание ИР;
2. Хранение;
3. Обработка;
4. Архивирование;
5. Уничтожение.
Ресурсами в составе предпринимательского цикла, представим следующий перечень этапов:
1. Оценка информационных потребностей предприятия;
2. Постановка задачи, выработка стратегии по привлечению и использованию ИР;
3. Инвестирование (вложение средств) в информационные ресурсы (информационные активы);
4. Работа с ИР (получение, обработка, хранение, использование, архивирование, уничтожение);
5. Обратная связь (результат, отдача).
С учетом вышесказанного целесообразно при управлении предприятием использовать модель, построенную на базе жизненного цикла организации и включающую параллельное управление на каждом его этапе предпринимательским циклом, который в свою очередь также включает управление жизненным циклом ИР. [15]
На каком этапе функционирования находится в определенный момент времени предприятие – сложный вопрос, на который трудно найти однозначный ответ. В настоящее время о текущем этапе жизненного цикла организации можно судить по таким субъективным признакам, как изменение спроса, уровня прибыли (доходности) и т.д.
Однако перепады значений той или иной характеристики могут быть обусловлены самыми разными причинами. Очевидно, жизненный цикл продукта неразрывно связан с жизненным циклом организации. Рассмотрим такую характеристику продукта или услуги, как полезность.
Полезностью принято называть способность товара удовлетворять какую-либо потребность. Полезность как характеристика товаров и услуг, которая отражает удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления и пользованияуслугами.
Жизненный цикл продукта можно сопоставить с его полезностью. Можно сказать, что имеет место прямая зависимость между траекторией жизненного цикла и полезностью продукта. Ее выявление позволит определить, на каком этапе жизненного цикла находится товар или организация.
Информация это тоже продукт, который обладает определенной полезностью. Полезность информации может быть обусловлена следующими факторами:
- достоверность;
- своевременность;
- доступность;
- актуальность;
- полнота;
- конфиденциальность и т.д.
Таким образом, функция полезности информационных ресурсов может иметь вид I = f(x1, x2, …, xn), где xi – факторы, характеризующие информационные ресурсы, и влияющие на их полезность. [16]
Информационные ресурсы определяют управление предпринимательским циклом предприятия, что тразим в функции полезности управления им:
G(I) = G(f(x1, x2, …, xn)).
Согласно вышеописанной модели, управление жизненным циклом организации на основе оптимального использования информационных ресурсов, может быть представлено как рекурсивная функция полезности работы предприятия:
Y = F(Gk(fj(xi))) → max, где j – этап предпринимательского цикла, k – этап жизненного цикла предприятия.
Предложенная модель показывает цикличность и взаимосвязь процессов, происходящих на предприятии. Данный факт позволит отследить, на каком этаперазвития находится предприятие, и принять решениеотносительно дальнейшего направления его деятельности.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Российская экономика находится в довольно сложном положении. Среди ее основных проблем отмечаются: сырьевая зависимость, высокая стоимость денег, административные барьеры, коррупция и др.
В условиях нарастающей нестабильности, замедления темпов экономического роста все чаще звучат как предложения об усилении государственного регулирования экономики, так и предложения дальнейшей либерализации экономики, дальнейшего снижения роли государства в экономике. [17]
Однако подходы к государственному регулированию экономики в целом, ее отдельных направлений, отраслей и секторов не должны носить сиюминутного, конъюнктурного характера, они должны быть научно обоснованными и рассчитанными на длительное время, формируя при этом стабильную среду, понятные правила поведения для хозяйствующих субъектов на настоящее время и ближайшую перспективу.
Как правильно отмечает И. В. Фролов, конечным результатом деятельности экономико-правовой системы является механизм формирования и реализации экономических правил, навыков, хозяйственных традиций.
В рамках конкретной экономико-правовой системы существуют правовые алгоритмы поведения хозяйствующих субъектов, которые должны изначально учитываться при разработке тех или иных предложений для регулирования макроэкономических систем, их правового обеспечения.
Однако современная правовая доктрина практически не содержит положений, посвященных исследованию оптимальных моделей поведения хозяйствующих субъектов(в первую очередь коммерческих организаций) на товарных и финансовых рынках, а также анализу правовых механизмов, способствующих нивелированию последствий реализации негативных моделей, управлению их поведением. [18]
В специальной литературе в основном приводятся отдельные примеры девиантного поведения предпринимателей, организаций (в лице их менеджмента, участников, учредителей), исследуются возможные причины такого поведения либо комментируется действующее законодательство. Вопросам же управления экономической системой в целом и ее отдельными элементами, роли законодательства в государственном регулировании отдельных систем и механизмов до настоящего времени уделяется недостаточное внимание.
Ключевую роль в любой экономической системе играют экономические агенты — конкретные хозяйствующие субъекты (в первую очередь коммерческие организации),чьи действия, поведение либо способствуют росту экономики, ее отдельных отраслей, секторов (за счет производства нового продукта), либо ведут к стагнации.
Любые хозяйствующие субъекты, по аналогии с лицами физическими, зарождаются, развиваются, ослабевают, заболевают и в конце концов прекращают свое существование. Период, в течение которого осуществляется деятельность хозяйствующего субъекта (от момента создания и до его ликвидации), может быть назван жизненным циклом хозяйствующего субъекта.
Несмотря на то, что каждый хозяйствующий субъект имеет свой индивидуальный, нередко уникальный жизненный цикл, можно ставить вопрос о наличии значимых закономерностей его развития. Особенно, если речь идет о жизненном цикле коммерческих организаций.
Что отличает большинство коммерческих организаций (в первую очередь хозяйственные общества) от иных хозяйствующих субъектов, иных юридических лиц?
Во-первых, коммерческие организации создаются исключительно ради получения прибыли. Деятельность, направленная на получение прибыли, носит длящийся характер, она, по общему правилу (исключениями могут выступать серьезные экономические и законодательные изменения, ограничения и запреты), не определяется четкими временными границами.
Во-вторых, при создании коммерческих организаций изначально не предполагается их ликвидация в установленный срок (сроки); они создаются без ограничения срока ,т.е. презюмируется их неопределенно длительный жизненный цикл. [19]