Файл: Корпоративная культура в организации (Оценка корпоративной культуры ОАО «Электроприбор»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Текущая модель описывает ценности корпоративной культуры организации, выделяя отдельный подход к каждому определению эффективности.

Кроме того, она сопоставляет перспективу одного подхода со всеми другими. Измерение ценностей в данной модели производится с помощью вопросников, и, как следствие, модель может использоваться как эффективный инструмент диагностики в организации. Модель обладает свойством выявлять недостатки во всех четырех частях в той степени, в которой они участвуют в деятельности организации [2].

Эффективную корпоративную культуру отличают высокий образовательный уровень сотрудников, их мотивация на успех, справедливое вознаграждение за труд и создание условий для профессионального роста и постоянного совершенствования работников; эффективное управление, хорошо разработанная система социальной защиты работников и членов их семей, открытость новым идеям, высокая адаптивность, ориентация на долгосрочные цели и креативность.

Основными критериями, с помощью которых можно оценить эффективность корпоративной культуры – готовность идти на риск; адаптивность; отношение к новому; желание совершенствовать профессиональный уровень; степень участия в принятии управленческих решений; социальная ответственность; тип отношений в коллективе; вид мотивации и контроля; тип лидерства.

Выделяют два блока показателей эффективности – экономический (показатели производительности, прибыли, рентабельности и т.п.) и социально-психологический (показатели трудовой активности, удовлетворённости трудовой деятельностью, стабильности организации, сработанности).

Эффективность деятельности предприятия, в контексте воздействия корпоративной культуры, можно оценить, используя следующие показатели – уровень качества производимой продукции, рост продаж, текучесть кадров, производительность труда, количество нарушений трудовой дисциплины, коэффициент творческой активности, коэффициент внедрения новаций, коэффициент внедрения знаний и навыков, коэффициент удовлетворённости организацией, а также коэффициенты компетенции, ответственности и квалификации.

Таким образом, создание и стимулирование благпоприятной корпоративной культуры скажется самым благотворным образом на результатах деятельности любой организации. Корпоративная культура в данном случае выступит в качестве мощного «рычага», ведущего организацию к успеху, доминированию на рынке, стабильности. Нездоровая корпоративная культура, напротив, может привести к обратным результатам.


Корпоративной культуре следует посвятить самое пристальное внимание всем руководителям современных организаций. Следует следить за ее формированием, совершенствовать и «направлять» в нужное русло, устраивая те или иные мероприятия, корректируя поведение сотрудников внутри организации. Корпоративная культура должна быть органичной частью организации, соответствовать современным условиям, российской специфике и менталитету, должна содействовать достижению целей предприятия – повышению эффективности его деятельности.

2 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ЭЛЕКТРОПРИБОР» И АНАЛИЗ ЕГО КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Электроприбор»

ОАО «Электроприбор» — одно из ведущих предприятий России по производству щитовых аналоговых и цифровых электроизмерительных приборов, имеющее современные технологии и оборудование.

Открытое акционерное общество «Электроприбор» зарегистрировано 30 декабря 1992 г. Предприятие является коммерческой организацией, уставной капитал которого разделен на 55313 акций и составляет 13828250 рублей, удостоверяющий обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к Обществу.

ОАО «Электроприбор» является правопреемником Чебоксарского производственного объединения «Электроприбор», которое начало свою деятельность в 1960 году с разработки и производства аналоговых электроизмерительных приборов.

Всего ОАО «Электроприбор» выпускает более 100 наименований приборов. Выпускаемые приборы находят широкое применение в различных отраслях промышленности для комплектации оборудования, на испытательных стендах. На предприятии ведется непрерывная работа по обновлению выпускаемой продукции с учетом современных требований, как по внешнему виду, так и по техническим решениям.

Существующая на предприятии организационная структура управления ОАО «Электроприбор» относится к линейно-функциональному типу (см. Приложение 1). Высшим органом управления ОАО «Электроприбор» является общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью предприятия осуществляет Совет директоров. В период между общими собраниями акционеров высшим органом управления ОАО «Электроприбор» является Совет директоров.


Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется единоличным исполнительным органом ОАО «Электроприбор» – Генеральным директором Ермошкиным Николаем Пантелеймоновичем.

Структура ОАО «Электроприбор»:

-Головное предприятие: ОАО «Электроприбор».

- Дочернее Общество ООО «Торговый дом «Электроприбор»

Представительства: ТОО «АКЭП» (Казахстан); ТОО «ПриборЭнергоПроект» (Казахстан); ТОО «НЦ "Каз Энерго Стандарт» (Казахстан); ООО «Профтим» (Беларусь).

Предприятие имеет лицензии на право изготовления и конструирования оборудования для ядерных установок, аттестат на право поверки средств измерений; систему менеджмента качества, свидетельства о типовом одобрении Российского морского регистра.

Бухгалтерский учет ОАО «Электроприбор» ведется в соответствии с учетной политикой и охватывает все стороны деятельности предприятия.

Проведем анализ основных технико-экономических показателей ОАО «Электроприбор». Расчеты представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Электроприбор» за 2017-2019 гг.

Показатели

годы

Отклонение (+;-)

Темп изменения, %

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2018 г. к

2017 г.

2019 г. к 2018 г.

2018

г. от 2017

г.

2019 г. от

2018 г.

1.Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

437014

425788

486936

-11226

61148

0,97

1,14

2.Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

352896

361491

422740

8595

61249

1,02

1,17

3.Прибыль, тыс. руб.

84118

64297

64196

-19821

-101

0,76

1,00

4.Основные средства, тыс. руб.

109591

116331

109404

6740

-6927

1,06

0,94

5.Среднесписочная численность работающих, чел.

514

501

507

-13

6

0,97

1,01

6. Фонд оплаты труда, тыс. руб.

144483

158509

179888

14026

21379

1,10

1,13

7. Среднемесячная зарплата, руб.

23,42

26,37

29,57

2,94

3,20

1,13

1,12

8. Фондоотдача

3,99

3,66

4,45

-0,33

0,79

0,92

1,22

9.Фондорентабельность

0,77

0,55

0,59

0,21

0,03

0,72

1,06

10.Фондоемкость

0,25

0,27

0,22

0,02

-0,05

1,09

0,82

11.Фондовооруженность

213,21

232,20

215,79

18,99

-16,41

1,09

0,93

12. Производительность труда, тыс. руб. / чел.

850,22

849,88

960,43

-0,35

110,55

1,00

1,13


По данным таблицы 1, выручка от продажи продукции в 2018 г. уменьшилась на 11226 тыс. руб. по сравнению с 2017 г. и увеличилась в 2019 году на 61148 тыс. руб. В последние годы наблюдается тенденция к уменьшению размера прибыли: в 2018 г. на 19821 тыс. руб. меньше, чем в 2017 г., но в 2019 г. прибыль уменьшилась незначительно в сравнении с предыдущим годом, и осталась примерно на том же уровне, снизившись лишь на 101 тыс. руб. Снижение продаж в целом связано с кризисом в российской экономике. Снижается платежеспособность заказчиков и покупателей. Себестоимость проданных продукции, услуг ежегодно увеличивается.

Положительная динамика может быть связана с государственной политикой импортозамещения, в рамках которой предприятие получает государственные заказы и возвратами кредитов предприятию от ранее реализованной продукции.

Анализ финансовой отчетности ОАО «Электроприбор» позволил сформулировать следующие выводы о финансовом положении и финансовой эффективности предприятия.

2.2 Оценка корпоративной культуры ОАО «Электроприбор»

Корпоративную культуру любого предприятия, в том числе и ОАО «Электроприбор», определяют его сотрудники. От них зависит эффективность производственной деятельности предприятия и конечные экономические результаты.

В ОАО «Электроприбор» используются различные кадровые технологии по подбору, перемещению, оценке, развитию персонала.

При подборе кадров используются два пути набора персонала: внешний, за счет притока лиц извне предприятия, и внутренний. В ходе отбора осуществляется сбор и анализ информации о кандидате на основании анализа представленных документов, анкетирования, автобиографии, предоставленного резюме, проводится собеседование.

Средний возраст работников предприятия составляет 45 лет. Доля работников, имеющих высшее и незаконченное высшее образование, составляет 19,8% от общей численности работников предприятия.

Предприятие ежегодно принимает учащихся средних специальных и высших учебных заведений на практику с целью популяризации работы на производстве.

В целях последовательного приобретения, расширения и углубления знаний, совершенствования мастерства рабочих, специалистов и руководителей в ОАО «Электроприбор» создана и совершенствуется система обучения и развития персонала.


На заводе работают 7 кандидатов наук по различным направлениям, 4 специалиста предприятия успешно прошли обучение по Программе подготовки управленческих кадров народного хозяйства Российской Федерации, 19 специалистов удостоены звания «Инженер года» и «Профессиональный инженер России».

В ОАО «Электроприбор» применяются как материальные, так и нематериальные методы мотивации персонала.

К материальным методам относятся: заработная плата; премии (выдают также в связи с юбилейными мероприятиями и т.д.); бесплатное питание; материальная помощь, ссуды (льготные ссуды работникам по очень низким процентам на длительный период, при постепенном вычитании из заработной платы работников); денежные вознаграждения: при бракосочетании, при рождении детей и т.п.; оплачиваемые отпускные на свадьбу (5 оплачиваемых дней), на похороны (3 оплачиваемых дня), на 1 сентября родителям первоклассников (1 оплачиваемый день);

Все методы стимулирующих средств, которые используются на ОАО «Электроприбор», объединены и представлены в таблице 3.

Таблица 3 -Перечень стимулирующих средств, применяемых на ОАО «Электроприбор»

Форма стимулирования

Основное содержание

Заработная плата

Оплата труда, включающая основную и дополнительную (премии)

Социальный пакет

Выплата всех льгот, оплата отпусков, больничных листов, материальная помощь, бесплатное питание

Ссуды

Предоставление сотрудникам беспроцентных ссуд

Внутренняя культура

Поздравления с днем рождения, юбилеями, государственными праздниками, проведение корпоративных мероприятий в честь праздников, чествование ветеранов

В компании приветствуется стремление к обучению, к совершенствованию своих знаний. Руководство фирмы оплачивает учебные отпуска. В «Положении об оплате труда работников ОАО «Электроприбор», введенном не только с целью повышения уровня заработной платы, но и материальной заинтересованности работников в результатах своего труда, подразделения и предприятия в целом.

В данном положении содержатся следующие разделы: Общие положения; Принципы формирования постоянной и переменной частей денежного вознаграждения; Регламент установления денежного вознаграждения работников ОАО «Электроприбор»; Надбавка за стаж работы в ОАО «Электроприбор».

На предприятии большое значение придается нематериальной мотивации персонала, действенным инструментом которого является представление наиболее отличившихся работников к государственным наградам, наградам министерств и ведомств, а также корпоративными наградами.