Файл: Рынок ценных бумаг (Регулирование рынка ценных бумаг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В-четвертых, делегирование Банком России по своему усмотрению контрольных функций определяемым им отдельным СРО. Согласно ст. 7 Законопроекта Банк России на основании обращения СРО вправе передать ей указанные в п. 1 данной статьи полномочия, в т.ч. по надзору за соблюдением ее членами требований федеральных законов, нормативных правовых актов РФ и нормативных актов Банка России, а также по получению от членов СРО отчетности, перечень которой устанавливается Банком России. При этом предоставление СРО права надзора за осуществлением их членами деятельности в сфере финансовых рынков не влечет невозможность осуществления указанных полномочий Банком России.

В то же время, согласно ст. 15 законопроекта, за СРО по-прежнему сохраняется функция по контролю за соблюдением их членами законодательства о ценных бумагах, а не только лишь правил самих СРО. Однако неясно, как соотносятся между собой упомянутые выше положения законопроекта: если, исходя из его ст. 15, СРО несут обязанность по проведению плановых и (по распоряжению Банка России) также внеплановых проверок своих членов на предмет соблюдения законодательства, тогда о передаче каких полномочий по надзору за соблюдением законодательства на основании обращения самой СРО идет речь в ст. 7? Представляется, что нормы законопроекта в данном случае требуют уточнения.

Помимо рассмотренных основных нововведений, определенные изменения также коснутся видов членства в СРО, порядка управления СРО, ужесточения требований к руководителям СРО, взаимодействия СРО и Банка России в законотворческой сфере и др.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, с одной стороны, осознание необходимости принятия федерального закона о саморегулировании на финансовом рынке, но, с другой стороны, критику ключевых положений законопроекта и несогласие с заложенной в нем концепцией решающего голоса Банка России в целом, которая характеризуется как "новая система регулирования деятельности саморегулируемых организаций на финансовых рынках с активным участием регулятора" (причем "степень участия определяется самим регулятором").

Ни действующее в настоящий момент законодательство, ни законопроект не предоставляют представителям профессионального сообщества фондового рынка, объединенным в СРО, реальных гарантий влияния на принимаемые властными структурами регулятивные решения. Единственной позитивной обязанностью Банка России является обязанность запросить мнение СРО по находящимся у него на рассмотрении проектам федеральных законов, касающихся деятельности такой СРО, и дать мотивированный ответ о причинах несогласия с позицией СРО, если ее мнение не учтено в разрабатываемом проекте федерального закона. Тем не менее по законопроекту Банк России по-прежнему не связан в своих решениях с позициями СРО. Законопроект не представляет механизма оценки степени обоснованности мотивирования Банком России отказов учесть мнение СРО.


Как представляется, сочетание обязательного членства в СРО, определения Банка России содержания стандартов СРО и делегирования по усмотрению Банка России отдельным СРО дополнительных полномочий может привести к чрезмерному "зарегулированию" рынка не только со стороны Банка России, но и со стороны самих СРО, борющихся за права "избранных", и ляжет тяжелым бременем на профессиональных участников.

Подводя итог, можно сделать следующие основные выводы:

- рассмотрение вопроса о принятии законопроекта является своевременным, учитывая необходимость привести в соответствие с существующими реалиями немалое количество устаревших положений действующего законодательства;

- необходимы пересмотр и уточнение норм законопроекта с обязательным учетом мнения профессионального сообщества в сфере финансового рынка.

2.2. Риск конфликта интересов на рынке ценных бумаг

Весьма актуальной проблемой, создающей дополнительные риски на рынке ценных бумаг, является конфликт интересов, который недостаточно подробно рассматривается в доктрине и российском законодательстве и, в частности, в законодательстве, регулирующем отношения на рынке ценных бумаг. В основном специальном нормативно-правовом акте - Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" термин "конфликт интересов" используется, но его легального определения Закон не содержит. Разъяснение данного понятия дается на уровне подзаконного нормативного акта. В Постановлении ФКЦБ от 5 ноября 1998 г. N 44 "О предотвращении конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг" значится, что конфликт интересов - это противоречие между имущественными и иными интересами профессионального участника рынка ценных бумаг (и (или) его работников) и клиента профессионального участника, в результате которого действия (бездействие) профессионального участника (и (или) его работников) причиняют убытки и (или) иные неблагоприятные последствия для клиента.

В науке "конфликт интересов" интерпретируется по-разному. Возникнув в английском общем праве как понятие, применяемое в отношениях между лицом, выполняющим фидуциарные обязанности в чужом интересе, и тем, в интересах которого эти обязанности выполняются[22], рассматриваемое понятие получило дальнейшее применение в различных отраслях права. В научной литературе "конфликт интересов" определяют как "рассогласование интересов и обострение противоречий между участниками... ввиду несовпадения целей, ими преследуемых" или как "противоречие между интересами, которые защищены правом и должны быть удовлетворены действиями другого уполномоченного принципалом лица (поверенный, агент, директор, доверительный управляющий), и личными интересами этого уполномоченного". "Конфликт интересов, - пишет М.А. Мазо, - возникает, если интересы лица (как физического, так и юридического) позволяют получить не обусловленную договором выгоду за счет другой стороны договора или иных лиц (одного или многих, в том числе неопределенного круга лиц), возникающую вследствие особенностей исполнения профессиональных обязанностей при формальном соблюдении действующего договора". М.А. Мазо определяет конфликт как ситуацию, когда несовпадающие интересы принадлежат разным лицам, при этом возможность их реализации имеется только у одного[23]. Следовательно, у него возникает необходимость выбора в связи с его двойственным положением в ситуации, когда одновременная реализация обоих интересов в полной мере невозможна.


В сфере корпоративных отношений "конфликт интересов" определяют как "ситуацию или состояние дел, при которых интересы участников корпоративных отношений не совпадают с интересами самой корпорации и (или) других участников корпоративных отношений", при этом суть конфликта интересов, как считают авторы, заключается "не в самом факте нарушения этого интереса в пользу индивидуального или группового, а в возможности возникновения ситуации, когда встает вопрос выбора между интересом корпорации в целом или иными интересами"[24].

Можно предположить, что во избежание конфликта интересов у сторон должен полностью отсутствовать какой-либо "свой" интерес. Но мы понимаем, что это не только невозможно, но и противоречит одному из основных принципов гражданского права, закрепленному в п. 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с данным принципом граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Поэтому логично предположить, что сторона договора будет действовать главным образом исходя из собственных интересов, даже будучи связанной условиями обязательства. Правда, существенное значение имеет добросовестность данной стороны. Однако в условиях недостаточно развитого цивилизованного торгового оборота доказывать недобросовестность весьма затруднительно. Тем более в сфере рынка ценных бумаг, где оценка надлежащего выполнения обязательства зависит от многих неоднозначно оцениваемых факторов (например, насколько точно можно было предположить рост стоимости или падения ценных бумаг при подготовке брокером как финансовым консультантом проспекта ценных бумаг и последующего размещения данных ценных бумаг на фондовой бирже). Тем более что в отличие от купли-продажи товара, где надлежащее исполнение означает только совершение должником предусмотренных договором и законом действий в пользу кредитора безотносительно к тому, как это в дальнейшем скажется на предмете сделки, при осуществлении сделок с ценными бумагами исполнение обязанностей связано с возможными перспективами реализации прав, удостоверенных ценными бумагами в будущем, т.е. напрямую связано с дальнейшей судьбой предмета сделки. Таким образом, надлежащее исполнение обязательства в отношении товара - ценной бумаги означает совершение не только всех необходимых действий, предусмотренных договором и законом, но и совершение действий, которые позволят клиенту (покупателю) установить все экономические характеристики прав, закрепленных ценными бумагами, и помогут сформировать разумные ожидания относительно их будущей доходности. Например, это касается деятельности брокера, который осуществляет сделку с ценными бумагами в пользу своего клиента. Как доказать, например, что при осуществлении сделки по купле-продаже ценных бумаг брокер действовал действительно добросовестно, не имеет ли в данном случае влияние на доходность от сделки то, что формально должен был иметь место конфликт интересов и т.д.


В данном контексте может быть очень показательным зарубежный опыт.

В свое время в США также возникла необходимость защиты интересов инвесторов, в связи с чем понадобилось создать эффективные правовые способы взаимодействия брокера и клиента. С этой целью был принят ряд правовых актов, регулирующих деятельность участников инвестиционных отношений - Закон "О ценных бумагах" (Securities Act of 1933) и Закон "Об обращении ценных бумаг" (Securities Exchange Act of 1934), в который в 1964 г. были внесены существенные поправки, направленные на повышение квалификационных стандартов и требований к брокерам. Кроме того, была введена система саморегулирования брокерских организаций, и основополагающим в американской правовой доктрине стало правило, устанавливающее "право полностью полагаться на информацию, предоставляемую брокером клиенту, и ожидать, что он исполнит свои обязанности со всей компетентностью и должной осмотрительностью". Это правило в дальнейшем получило развитие во множестве локальных правовых актов, таких как своды правил и стандартов брокерской деятельности. К примеру, в свое время Комиссия по контролю за оборотом ценных бумаг (the Securities and Exchange Commission) определила компетентность и должную осмотрительность в качестве основных компонентов стандартов деятельности брокеров и положила начало развитию теории "честной практики", в соответствии с которой брокерские компании должны придерживаться правил честности и со знанием дела подходить к делам своих клиентов. Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам и Нью-Йоркская биржа также приняли правила, предусматривающие такие стандарты, как "компетентность", "коммерческая честь", а также "справедливые и равноправные принципы биржевой торговли" при ведении сделок брокерами[25].

Заключение

Являясь неотъемлемой частью финансового рынка и мощным регулятором межотраслевых переливов капитала, рынок ценных бумаг нуждается в эффективном государственном регулировании, поскольку выполняет несколько важных функций. Во-первых, аккумулятивную - способствуя мобилизации и концентрации частного капитала, предназначенного для инвестиционных целей; во-вторых, перераспределительную - обеспечивая свободный перелив капитала в те отрасли экономики, которые наиболее востребованы, поддерживая, таким образом, наиболее рациональную структуру общественного производства; в-третьих, контрольную - демонстрируя количественные показатели структуры общественного капитала и структуры собственности; в-четвертых, информационную - обеспечивая доступность и достоверность информации о наличии инвестиционных продуктов и заинтересованных заемщиках и кредиторах.


Вне всякого сомнения, базовые элементы рынка ценных бумаг должны быть урегулированы нормами гражданского законодательства, предоставляющими субъектам возможность проявлять инициативу при принятии решений об эмиссии ценных бумаг, инвестировании в фондовые ценности, совершении сделок на вторичном рынке.

Но в то же время государственное вмешательство требуется в сфере создания общего благоприятного инвестиционного климата в стране в целом и в каждом регионе в частности; в сфере создания дополнительных стимулов для секьюритизации частных капиталов; в сфере формирования системы государственных гарантий надежности вложений в ценные бумаги; в сфере обеспечения информационной прозрачности всего механизма рынка ценных бумаг. Государство заинтересовано в создании динамичного, устойчивого рынка ценных бумаг, способного обслуживать интересы частного капитала и формировать эффективные механизмы перераспределения собственности. Кроме того, развитая инфраструктура и наполненность рынка являются факторами, способствующими увеличению количества источников получения государственных доходов и как следствие - расширению области бюджетного финансирования и осуществлению социально-экономических программ.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. "Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ"О рынке ценных бумаг"// "Собрание законодательства РФ", N 17, 22.04.1996, ст. 1918
  2. Постановление ФКЦБ РФ от 05.11.1998 N 4"О предотвращении конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг"//"Вестник ФКЦБ России", N 9, 11.11.1998
  3. Учебная и специальная литература:

Габов А.В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут, 2011.

Герасимов А.А. Саморегулируемые организации как участники гражданских правоотношений в праве зарубежных стран // Вестник финансовой академии. 2010. N 2.

Голубков А.Ю. Правовые проблемы осуществления хозяйственной деятельности на рынке ценных бумаг: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997.

  1. Дедов Д.И. Юридический метод: Научное эссе. М.: Волтерс Клувер, 2011.
  2. Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности (Лекция в рамках учебного курса "Предпринимательское право") // Право и бизнес (Приложение к журналу "Предпринимательское право"). 2014. N 3.
  3. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Павленко В.А. Рынок ценных бумаг: инструменты и механизмы функционирования: Учеб. пособие. М., 2015.