Файл: Рассмотрение поведения человека с психоаналитического и бихевиористического подходов.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Рассмотрение поведения человека с психоаналитического и бихевиористического подходов
1.1. Теоретическое рассмотрение проблем поведения в психоанализе
1.2.Теоретическое рассмотрение проблем поведения в бихевиоризме
2.2.Моменты на которые в первую очередь обратит внимание психотерапевт при работе с клиентом
Введение:
Актуальность темы исследования. Ежедневно, люди совершают всеразличные действия, связанные с проведением личного досуга, рабочего времени, общения с теми или иными людьми и т.д. Таковым образом, каждый человек, проявляет некую активность во внешней среде, тем самым взаимодействуя с ней. Данное взаимодействие человека, при котором проявляется его внутренняя и внешняя активность как субъекта, с окружающей его средой называется поведением. Поведение того или иного субъекта, обусловлено некой причинно-следственной зависимостью. Следовательно, при возникновении какой-либо ситуации, всякий человек находит определенный, в некотором смысле, специфический способ действий, характер которых, обусловлен некоторой совокупностью определенных индивидуальных свойств личности, воспитания, факторов внешней среды, социокультурных, экономических и политических особенностей общества и т.д. Таковым образом, осознанные или частично осознанные намерения в действиях субъекта преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро и микро среды. Тем самым, данные всевозможные воздействия оказывают влияние на детерминацию его поведения.
При богатом спектре направлений в психологии, существует множество различных обоснований поведения человека. В каждом из направлений, приводятся определенные обоснования проявления того или иного поведения человека при возникающих ситуациях.
В теме данной курсовой работы, автором рассматривается различие пониманий поведения человека с точки зрения психоаналитического и бихевиористического подходов в психологии. Актуальность данной темы исследования заключается в изучении поведения человека, с позиции психоанализа и бихевиоризма, для выявления причинно-следственных связей (при их наличии) в данных направлениях и рассмотрения способов психотерапии при использовании психоаналитического подхода.
Цель исследования: рассмотрение и описание основных проблем детерминации поведения в психоанализе и бихевиоризме.
Задачи исследования:
1. На основе изучения научно-психологических источников, выявить и проанализировать особенности подходов к источникам человеческой активности с позиции психоанализа и бихевиоризма
2. Составить примерный план психотерапии в психоаналитическом ключе для клиента, обратившегося с проблемой курения.
3. Рассмотреть на какие моменты первично направляется внимание психотерапевта.
4. Рассмотреть какие приемы и методы используются психотерапевтом при работе
Предмет исследования: особенности поведения человека с рассмотрения психоаналитического и бихевиористического подходов.
Объект исследования: человеческое поведение
Методы исследования: изучение и анализ научно-психологической литературы
Структура работы: введение, глава 1, глава 2, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. Рассмотрение поведения человека с психоаналитического и бихевиористического подходов
1.1. Теоретическое рассмотрение проблем поведения в психоанализе
Психоанализ является психологической теорией, разработанной в начале XX века австрийским психологом и психоаналитиком Зигмундом Фрейдом.
Психоанализ представляет собой учение, акцентирующим фактором в котором, является средоточие внимания на бессознательные процессы психики и мотивации.
Основные положения психоанализа являются следующими:
1. Человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и, как правило, иррациональными влечениями;
2. Влечения преимущественно бессознательны;
3. Попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
4. Индивидуальное развитие определяется не только структурой личности, но во многом и событиями раннего детства;
5. Конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным материалом могут приводить к возникновению невротических черт характера, а также к неврозам, страхам, депрессиям и другим психоэмоциональным нарушениям;
6. Освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание
Поведение в психоанализе представляет собой некий результат борьбы между потребностями, мотивами, конфликтами и влечениями. Мотивы могут являться продемонстрированными и прямыми, или же носить характер скрытого и замаскированного содержания. Основополагающую роль на последующее поведение человека в жизни влияют ситуации, вызвавшие те или иные эмоциональные переживания в его детстве.
В понимании психоанализа, главными причинами поведения являются такие внутренние силы как: «Оно», «Я» и «Сверх-Я»
«Оно» является бессознательной и бесконтрольной частью психики индивида и представляется собой недоступным для личности. В «Оно» остаются все вытесненные инстинкты и влечения человека. Понимания морали, различия добра и зла для данной части психики чужды.
«Оно» является основой личности ребенка и наиболее ярко проявляется в возрасте 5-6 лет, когда ребенок является капризным и эгоистичным. Поведение, способ мышления и реализации действий, передаваемые родителями и окружающей средой, формируют определенные нормы и ценности, которые в будущем и будут подавляюще влиять на поведение уже взрослого человека. Формирование тех или иных ценностей окружающей средой, также обуславливают формирование «Сверх-Я».
«Сверх-Я» также как и «Оно» является бессознательным, однако в случае «Сверх-Я» бессознательность будет являться преобретенной, а не наследственной. Именно данная часть психики индивида будет отвечать за функционирование таких составляющих личности как: совесть, идеалы, следование социальным нормам, самоконтроль и т.д.
«Я» или же «Эго» является сознанием индивида и связующим звеном между «Оно» и «Сверх-Я». «Я» представляет собой внешний контроль, рассудок, принцип реальности и благоразумие человека. Однако «Эго» индивида постоянно испытывает давление «Оно» и «Сверх-Я», из-за своей роли.
Зигмунд Фрейд высказал следующие мысли по поводу функционирования данных составляющих психики человека:
«Функциональная важность «Я» выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своем отношении к «Оно» оно похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а «Я» – заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля».
Нарушение баланса между тремя частями психики индивида может негативно влиять на его внутренне состояние и поведение. К примеру, если родители воспитывали ребенка в чрезмерной строгости, то у уже взрослого человека будет проявляться преобладание «Сверх-Я», которое может вызывать частое и неоправданное чувство вины и сожаления изнутри за какие-либо проступки и ошибки из прошлого или сегодняшнего времени.
Преобладание «Оно» влечет к негативным проявлениям поведения и действий, которые, в свою очередь, будут отчуждать общественные ценности, нравственные нормы и чувства других.
Таковым образом чрезмерное преобладание одной из этих частей психики индивида может привести к появлению невроза, нарушения психического состояния и т.д. Методом вытеснения, «Я» пытается препятствовать возможным или уже существующим негативным проявлениям в психике. «Я», не допуская в сознательное влечения, мысли и стремления, удерживает их в бессознательном.
1.2.Теоретическое рассмотрение проблем поведения в бихевиоризме
Бихевиоризм (от английского слова behavior – поведение) является направлением в психологии, основанное Джоном Уотсоном. Предметом изучения бихевиоризма является поведение людей и животных.
Основными положениями бихевеоризма являются следующие составляющие:
1. Предмет изучения бихевиоризма – поведение и поведенческие реакции человека и других животных;
2. Поведение и поведенческие реакции поддаются изучению посредством метода наблюдения;
3. Все психические и физиологические аспекты существования человека определяются поведением;
4. Поведение человека и животных – это совокупность двигательных реакций на стимулы (внешние раздражители);
5. Если знать характер стимула, можно спрогнозировать и ответную реакцию;
6. Предсказание действий индивида – главная задача бихевиоризма;
7.Поведение людей и животных поддается контролю и формированию;
8. Все реакции индивида либо передаются ему по наследству (безусловные рефлексы), либо приобретаются (условные рефлексы);
9. Поведение человека является результатом обучения (благодаря многократному повторению успешные реакции закрепляются в памяти и становятся автоматическими и воспроизводимыми);
10. Навыки формируются через выработку условных рефлексов;
11. Мышление и речь – это навыки;
12. Память – это механизм удержания приобретенных навыков;
13. Психические реакции развиваются всю жизнь;
14. На развитие психических реакций влияют условия жизни, окружение и т.д.;
15. Эмоции – это реакции на положительные и отрицательные стимулы извне.
В классической концепции, бихевиоризм отрицает возможность какого-либо изучения сознания и психики индивида, из-за невозможности их непосредственного наблюдения. Таковым образом, поведение в бихевиоризме понимается как совокупность внешне наблюдаемых реакций организма на воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать. Следовательно, понимание механизма поведения рассматривается схемой «S-R», где за «S» - стимулом следует «R» - реакция.
По мнению Джона Уотсона, если применить к изучению поведения правильный подход, можно будет полностью предсказывать поведение, формировать и даже управлять им посредством продуцирования изменений в окружающей действительности. Сам Джон Уотсон высказывал свое мнение о человеческой личности, как о «чистом листе бумаги», который лишен свободы воли, на котором можно «написать» все что угодно. Также Джон Уотсон говорил следующее:
«Дайте мне дюжину здоровых детей, физически хорошо развитых, и я гарантирую, что если получу для их воспитания определенные мной внешние условия, то, выбрав наудачу любого из них, я сделаю из него по моему произволу любого специалиста: врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимо от его талантов, его склонностей, желаний, способностей, призвания, национальности».
Естественно такая позиция изначально закладывала камень преткновения и в некотором смысле ограничивала возможности изучения в данном направлении. Со временем это привело к формированию нового направления «Нео-бихевиоризма», созданного 1948 году Толменом. В данном направлении было внесено изменение — в основную формулу стимул-реакция, была добавлена еще одна переменная «I», которая означает психические явления в сознании личности. Формула в новом направлении поведенческой психологии выглядела следующим образом S=>I=>R, где I означала психические процессы человека, которые зависели от типа стимула, условий окружающей среды, физического состояния организма, наследственности и накопленного опыта. Эта переменная объясняла факт неодинакового поведения людей, подвергающихся воздействию одинакового стимула.
ГЛАВА 2. Кейс
2.1. Примерный план психотерапии в психоаналитическом ключе для клиента, обратившегося с проблемой зависимости от курения
1. Сеанс проходит лицом к лицу, тем самым психотерапевтом подчеркивается благожелательное отношение к пациенту
2. Первые встречи посвящаются, прояснению жалоб, с которыми человек пришел на психотерапию.